Приложение - особый тип определения
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение - особый тип определения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vladimirova_a.a._urok_8_klass_prilozhenie.docx | 447.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Нижневартовский район
МБОУ «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов»
Муниципальный этап конкурса «Педагог года-2022»
Конкурсное задание «Урок»
Владимирова Анна Александровна,
учитель русского языка и литературы
План-конспект урока в 8 классе
тема: «Приложение»
Излучинск, 2022
Тема: «Приложение – особый тип определения».
Автор: учитель русского языка и литературы Владимирова Анна Александровна, учитель 1 квалификационной категории
2022 г.
Тема: «Приложение - особый вид определения».
Класс: 8.
При обучении использовалась программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов.
Учебник «Русский язык 8 класс», авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко, Н.А. Николина, К.И. Мишина, И.В, Текучева, З.И. Курцева, Л.Ю. Комиссарова. - Москва «Просвещение» 2022.
Цели урока:
Обучающие: дать понятие приложения; познакомить с тематическими группами приложений; распознавать приложение среди других членов предложения;
Развивающие: 1) формировать умение анализировать прозаический текст (комплексно); 2) развивать навыки монологической речи, 3) активизировать самостоятельную и групповую работу учеников
Воспитательные: 1) воспитывать любовь к русскому языку; 2) способствовать расширению знаний учащихся о культуре родной страны; 3) воспитывать благодарное отношение к матери и Родине.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: ознакомление с новым материалом.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал (текст для анализа; текст для самостоятельной работы в парах) , проектор, мультимедийная презентация.
Формы и методы: фронтальная и работа в парах и группах; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; метод концептуального анализа текста.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
Мы начинаем урок русского языка.
Пожалуйста, садитесь.
- Организационный момент.
Давайте пожелаем друг другу хорошего дня!
На экране много добрых слов. Обратитесь к своему однокласснику, используя эти слова. Своё высказывание стройте по предложенной схеме.
Я начну: другом-умником я считаю… (ИМЯ)
- девочка-умница
- ученик-трудяга
- человек-оптимист
- девчушка-хохотушка
- друг-весельчак
Здорово!
С таким положительным настроем мы приступаем к работе.
На ваших столах лежат рабочие листы. Сегодня мы выполняем задания в них. Подпишите свою фамилию и имя.
- Актуализация опорных знаний.
Внимание, посмотрите на экран. Здесь изображено облако слов. Догадайтесь, какой член предложения «спрятался» за опорными словами? (определение)
Итак, что такое определение? (второстепенный член предложения, отвечает на вопрос КАКОЙ?, обозначает признак предмета).
- Мотивация учебной деятельности
Выполняем задание 1 (фронтальный опрос):
Найдите его в своих рабочих листах.
Работаем со словосочетаниями.
- Умная девочка
- Трудолюбивый ученик
- Весёлый друг
1 Обозначьте в каждом главное слово
2 Задайте вопрос к зависимому слову
3 Подчеркните зависимое слово как член предложения
4 Подпишите, какой частью речи выражено зависимое слово
А теперь перестройте словосочетания по образцу:
Умная девочка – девочка-умница
Трудолюбивый ученик - ___________
Весёлый друг - ___________________
Запишите получившийся вариант в свои листы.
Проверим? Что получилось?
Трудолюбивый ученик - ученик-трудяга
Весёлый друг - друг-весельчак
У кого получилось так же? Поставьте на полях в графу «самооценка» себе два плюса.
Какое слово в каждой паре является главным?
Чем отличаются зависимые слова левой и правой пары? (частью речи, справа существительные)
Но зависимое слово справа все равно характеризует предмет по признаку. Каким членом предложения мы должны его выделить? Определением.
Подчеркните его волнистой линией.
Подобные определения называются ПРИЛОЖЕНИЕМ.
Это тема урока. Запишите её в рабочие листы.
- Целеполагание
Сформулируйте задачи урока, используя опорные слова на экране.
Я узнаю…
Я научусь…
Буду применять….
Хорошо, продолжаем работу!
- Открытие новых знаний
Посмотрите на выполненное задание 1 и скажите, что такое ПРИЛОЖЕНИЕ?
(слушаю ответы)
Приложение - это определение, выраженное существительным.
В словосочетании приложения уточняют характеристику предмета по определенным значениям (возраст, профессия, национальность, качество).
Выполняем задание 2.
В рабочих листах у вас перемешаны тематические группы приложений и примеры. Соотнесите стрелками приложения из примеров с названием тематической группы.
Работайте самостоятельно. У вас 1 минута.
Проверяем.
За каждый правильный ответ ставьте на полях знак «+».
Приложение старушка относится к какой тематической группе?
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА | ПРИМЕРЫ |
1.Возраст | Мать-старушка |
2. Степень родства | Врач Сергеева |
3. Звание | Майор Егоров |
4. Национальность | Сестра Лиза |
5. Качество предмета | Студенты-киргизы |
6. Профессия | Утёс-великан |
7. Географические названия | Москва-река |
8. Названия литературных произведений, газет, журналов … | Повесть «Капитанская дочка» |
Отличная работа!
- Первичное понимание
Итак, задача выполнена. А теперь возьмите планшеты и фломастеры.
Выполним маленький тест.
Записывайте крупно только цифру правильного варианта ответа.
ВОПРОС 1. Каким членом предложения является приложение?
1 Обстоятельством
2 Дополнением
3 Сказуемым
4 Определением
5 Подлежащим
ВОПРОС 2. Какой частью речи выражается приложение?
1 Существительным
2. Прилагательным
3 Глаголом
4 Наречием
После каждого вопроса делать паузу и просить поднять планшеты с ответами.
- Применение нового знания на практике.
Отложите планшеты и откройте учебник на стр.107.
Будем работать над текстом упр.221
Прочитаем его вслух. Читаем громко, чётко и выразительно.
Выполняем задание 3.
Найдите в тексте приложения весте с определяемым слово, опираясь на примеры тематических групп.
Вы работаете в парах, но каждый должен записать приложение вместе с определяемым словом в рабочий лист.
Время – 1 минута.
(Волгой-матушкой, река Волга, река-труженица, заводов-гигантов, марку «ВАЗ»).
Проверяем.
ИМЯ, нам нужна твоя помощь.
ВЫВОДИМ НА ДОСКУ С ПОМОЩЬЮ КРУПНЫХ КАРТОЧЕК.
______ называет сочетания с приложением из 1 (2) абзаца, ______ крепит их на доске и подчеркивает приложение как определение.
Подчеркнем приложения-определения.
(текст-ключ на экране)
Сравните свою работу с ключом на экране и с доской.
Все выписали 5 приложений? За каждое поставьте себе «+».
Может, кто-то записал другие словосочетания?
Я распределила приложения по группам согласно правописанию. Правило написания приложений - тема нашего следующего урока.
- Включение полученных знаний в общую систему обучения
Выберите из предложенных пар ту, которая отражает основную мысль текста. (Волга-матушка)
Почему русский человек называет Волгу матушкой?
Какие чувства к Волге помогает выразить приложение?
Выражает доброе отношение к Волге, любовь к реке.
Волга – символ России.
Назовите однокоренное слово к слову МАТУШКА, которое также считается ключевым для русской культуры.
МАТЬ
Переверните рабочие листы.
Запишите его в свой рабочий лист в область ЧАСТЬ ДВА, задание 4 посередине.
- Здоровьесберегающие технологии.
А теперь закройте глаза, расслабьтесь, выполняйте действия, которые я буду называть.
Представьте себе, что ваши руки - это мамины руки. Вот они сжимают ваши ладони... гладят вас по голове… касаются лица, щек… крепко обнимают…
Подумайте, с какими образами ассоциируется у вас слово мама.
Откройте глаза.
- Включение полученных знаний в систему обучения углублённый уровень
Назовите Ваши ассоциации.
Запишите 2 из них в рабочих листах справа от ключевого слова МАТЬ.
Например, для меня слово мама ассоциируется с образами
Любовь Защита Дом Забота
Вспомните и назовите другие образы, связанные с матерью, которые встречаются в русской культуре?
Родина-мать
Москва-матушка
Матушка Россия
Запишите их в рабочий лист слева от слова МАТЬ. Данные словосочетания демонстрируют общекультурное понимание этого образа в русской культуре.
Обратите внимание, всё это словосочетания с приложением.
Много красивых текстов посвящено нашей Родине. Сегодня мы прочитали текст о Волге – символе России. А сейчас познакомимся еще с одним.
Это текст Константина Ушинского, детского писателя и педагога.
Называется «Наше Отечество».
Он есть в ваших листах. Прочитаем его вслух.
Наше отечество, наша Родина — матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать!
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.
Какие приложения использовал Ушинский для выражения любви к Родине?
Выделите прямо в тексте ключевые слова.
Какова основная мыль текста? одна у человека родная мать — одна у него и родина.
- Творческая работа.
Сейчас будет самое трудное задание. Необходимо создать собственный текст на тему «Почему нужно быть благодарным Родине?»
Так как это сделать непросто, выполните его в командах.
Назовем это игрой «4 за 4».
Вас четверо. У вас будет 4 минуты, и за это время необходимо придумать и записать 4 связных предложения.
РАБОТАЙТЕ В ГРУППАХ, но у каждого текст-миниатюра должен быть записан.
Время пошло.
…..
Итак, предлагаю послушать, что у вас получилось.
Спасибо!
Можете поставить себе плюс, если написано 4 предложения.
- Оценивание и работа на дом
А теперь оцените результат своей работы на уроке.
Посчитайте количество плюсов на полях.
В зависимости от результата вы сможете выбрать для себя домашнюю работу.
- Если у вас 8-10 плюсов, то предлагаю еще раз отработать теоретический материал на электронной платформе learningapps.org. Ссылка и QR-код прилагается.
- Если вы набрали 11-13 плюсов, то еще раз поработайте с тематическими группами приложений. Добавьте в таблицу свои примеры.
- И если у вас 14-16 плюсов, то вас ждет текстовая работа. Нужно выписать из текста «Прощание с детством» предложения с приложениями и выделить их.
Возьмите материал для домашней работы.
- Итоги урока
Время подводить итоги.
Закончите одно любое предложение, Скажите, что полезного вы нашли для себя:
- Сегодня я узнал…
- Теперь я могу…
- Урок заставил задумать о…
Спасибо!
- Рефлексия
Так же, как слова-определения наполняют нашу речь различными оттенками смыслов, так и мы на прощание создадим свою колбу настроения.
Выберите цвет согласно полученным эмоциям и по очереди наполните вазу.
- Оранжевый - энергия
- Желтый - интерес
- Зеленый – спокойствие
- Фиолетовый – задумчивость
Вернитесь на свои места.
Какая красивая работа получилась!
Пусть она станет для нас символом дальнейших свершений.
Благодарю вас за урок! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение как особый вид определения. Дефис при приложении.
Надеюсь, данная разработка поможет моим коллегам....
Приложение к уроку с использованием электронной формы учебника. Макет рабочей тетради по теме:"Особо охраняемые природные территории России".
Приложение к уроку географии в 8 классе по теме:"Особо охраняемые территории России". Представлен макет рабочей тетради для учащихся....
Приложение как разновидность определения. Урок русского языка в 8 классе
Основные задачи урока: Дать понятие о приложении как особой форме определения; формировать навыки написания одиночных приложений через дефис и приложений, выделяемых кавычками, формировать...
Урок русского языка по теме " Приложение как особый вид определения" 8 класс
Конспект урока русского языка по модели "перевёрнутый класс" с разноуровневым заданием....
Контрольная работа по теме "Приложение как особый вид определения"
Контрольная работа по теме "Приложение как особый вид определения" рассчитана на учащихся 8 класса. Цель: 1) научить распознавать приложение среди других членов предложения, 2) закрепить зна...
Контрольная работа по теме "Приложение как особый вид определения"
Контрольная работа по теме "Приложение как особый вид определения" рассчитана на учащихся 8 класса. Цель: 1) научить распознавать приложение среди других членов предложения, 2) закрепить зна...
методическая разработка урока Приложения определенного интеграла в геометрии. Вычисление площадей фигур с помощью определенных интегралов.
Практическое занятие Приложения определенного интеграла в геометрии. Вычисление площадей фигур с помощью определенных интегралов....