Конспект урока русского языка в 7 классе. Правописание НЕ с причастиями
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Работа Дубровиной Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 464 г. Санкт-Петербурга Пушкинского района
Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями».
Класс: 7
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать навыки правильного написания НЕ с причастиями.
Оборудование: учебник под редакцией Е.А.Быстровой « Русский язык 7 класс» .Издательский центр «Академия» 2020 год.
Задачи:
- Обучающие: познакомить учащихся с условиями правописания НЕ с причастиями; разработать алгоритм действий при выборе условий написания НЕ с причастиями; повторить изученный материал о причастии, причастном обороте, правописание НЕ с разными частями речи.
- Развивающие: развивать навыки написания частицы НЕ и приставки НЕ с причастиями; навыки аналитической деятельности; умение строить связное высказывание на лингвистическую тему.
- Воспитательные: прививать интерес к предмету; подвести учащихся к осознанию значимости русского языка в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubrovina_i.a._konsp.russ_.yaz_._7kl.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе.
Работа Дубровиной Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ школы № 464 г. Санкт-Петербурга Пушкинского района
Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями».
Класс: 7
Предмет: русский язык.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать навыки правильного написания НЕ с причастиями.
Оборудование: учебник под редакцией Е.А.Быстровой « Русский язык 7 класс» .Издательский центр «Академия» 2020 год.
Задачи:
- Обучающие: познакомить учащихся с условиями правописания НЕ с причастиями; разработать алгоритм действий при выборе условий написания НЕ с причастиями; повторить изученный материал о причастии, причастном обороте, правописание НЕ с разными частями речи.
- Развивающие: развивать навыки написания частицы НЕ и приставки НЕ с причастиями; навыки аналитической деятельности; умение строить связное высказывание на лингвистическую тему.
- Воспитательные: прививать интерес к предмету; подвести учащихся к осознанию значимости русского языка в жизни человека.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие учителя. Сообщение темы урока. Целей и задач, которые предстоит решить в ходе работы.
- Повторение изученного материала.
1).Синтаксическая разминка
- Ребята, запишите предложения, выделите причастные обороты.
а) Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, /украшавших его смиренную, но опрятную обитель/.
б) Он сидит за столом, / окруженный ложными друзьями/.
в) Дуня,/ привыкшая к таковым сценам/, выбежала из-за перегородки.
- Вспомните название и автора произведения, из которого взяты эти строки.
( Обучающиеся вспоминают повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», комментируют знаки препинания, отмечают причастные обороты).
2). А теперь запишем и прокомментируем следующие примеры:
Нечем удивить;
ничего не забудем;
не терпит неправды;
не разбил неприятеля;
не большая, а маленькая книга;
книга небольшая, но интересная;
неширокая, но рыбная река;
говорил не правду, а ложь;
не о ком печалиться.
Обучающиеся читают и комментируют правописание НЕ с разными частями речи, отмечая случаи, когда НЕ - приставка, НЕ – частица. Работа проводится « по цепочке».
- Объяснение нового материала.
- Мы только что вспомнили случаи раздельного и слитного написания НЕ с существительными, местоимениями, прилагательными и глаголами. А теперь перейдем к правописанию НЕ с причастиями.
Обратите внимание на предложения, помещенные на доске:
1). Из-за незамеченной ошибки мы пришли в еще не исследованный район.
- Найдите причастия. Какую особенность написания их с НЕ вы заметили?
(Обучающиеся приходят к выводу о том, что НЕ пишется раздельно с причастием, у которого есть зависимое слово, в данном случае это слово «еще»).
2). Нас окружали не скошенные, а заросшие травой луга. Зеленеют нескошенные луга.
- Какой вывод можно сделать, обратившись к данным предложениям
(Обучающиеся отмечают, что в первом предложении есть противопоставление признаков по действию с союзом а, делают вывод о том, что в этом случае НЕ является отрицательной частицей и пишется с причастием раздельно).
3). Ответы ученика не продуманы. Непродуманные ответы ученика огорчили учителя.
- Что можно сказать о правописании НЕ с причастиями в этом случае?
( Семиклассники обращают внимание на то, что в первом предложении представлено краткое причастие, а во втором полное. Они делают вывод, что с краткими причастиями НЕ пишется раздельно и является отрицательной частицей).
4). Человек, ненавидящий обман, едва ли сам солжет.
- Чем можно объяснить слитное написание НЕ в слове ненавидящий?
(Ученики отмечают, что данное слово не употребляется без НЕ).
- Ребята, а теперь, опираясь на рассмотренные примеры и выводы, сделанные вами на основе наблюдений, попробуйте сформулировать правило правописания НЕ с причастиями.
(Обучающиеся пытаются сформулировать правило. Учитель и класс дают оценку выступлениям отдельных учащихся, отмечают недочеты, неточности).
- Обратимся к учебнику, читаем правило. Есть ли в нем моменты, которые вы не отразили в собственной формулировке правила?
(Ребята сравнивают выведенное ими правило с записанным в учебнике, отмечают их сходство и различие, дорабатывают, оценивают свои формулировки).
- Скажите, имеет ли значение в правописании НЕ с причастиями их полная и краткая форма ?
(Вывод: с краткими причастиями НЕ всегда пишется раздельно, а для полных причастий существует ряд условий написания с ними НЕ).
- Ребята, попробуйте заучить правило и рассказать соседу по парте.
(Обучающиеся работают в паре, рассказывают друг другу правило, оценивают работу соседа с помощью карточек со знаками «+» и «-», корректируют ответы друг друга).
4.Закрепление изученного материала.
1).Комментированное письмо.
( Под диктовку учителя ученики делают записи и комментируют «по цепочке»).
Нерасчищенная дорожка;
Места не изучены;
Не начищенная, а грязная обувь;
Не растворимая в воде соль;
Отнюдь не выполненная работа;
Не выполненное мною поручение;
Невыполненное поручение;
Поручение не выполнено;
Негодующий взгляд.
- Составьте и запишите с одним из выражений простое предложение и подчеркните причастие как член предложения.
( Обучающиеся составляют предложения, зачитывают их (3-4 примера), вынося на обсуждение класса, отмечают, что краткие причастия являются сказуемыми, а полные - определениями).
2). Р.Р. На дворе осень. Вас ждет задание, выполняя которое, вы можете не только применить полученные сегодня знания, но и вспомнить изученный материал, а также проявить творческую фантазию. Разделимся на варианты.
Задание:
1в.- составить 4-5 выражений (с/с, прост.нераспр. предл.) на тему «Осень», в составе которых должны быть использованы прилагательные с НЕ.
2в.- составить 4-5 выражений ( с/с, прост.нераспр. предл.) на тему «Осень», в составе которых должны быть использованы причастия с НЕ.
(Обучающиеся составляют выражения, записывают их в тетрадь).
- А теперь проверим, что у вас получилось. Попрошу вас выступить в роли экспертов. Если в работе вашего одноклассника вы заметили, на ваш взгляд, допущенную ошибку, поднимите карточку со знаком «-». Если, по вашему мнению, ошибок нет, поднимите карточку со знаком «+». Но предупреждаю вас: будьте готовы аргументировать свою точку зрения.
( Обучающиеся оценивают и комментируют выступления одноклассников, аргументируя собственную точку зрения).
- Учитель отмечает положительную работу отдельных учеников специальными значками (звездочками).
3) Выполняется упражнение №232 ( резерв)
Проверяем « по цепочке».
5. Подведение итогов урока. (Рефлексия).
- Ребята, наш урок заканчивается. Поведем итоги нашей работы.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Когда было труднее всего?
- Когда было интересно?
( Обучающиеся отвечают на вопросы).
- А теперь, ребята, кому понравился урок, поднимите карточку со знаком «+».
6. Домашнее задание. П.21, правило стр. 160, № 231.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Урок русского языка по теме "Правописание не с причастиями"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Правописание не с причастиями": ориентирован на учищихся школы II вида...
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"
Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...
Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...