Культура устной и письменной речи
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
«Культура устной и письменной речи (Речевые ошибки и работа над ними)» как
Основной вопрос состоит не в неумении выявлять речевые ошибки, а в отсутствии единой школьной классификации таких ошибок и, следовательно, системы работы по их анализу и исправлению.
Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных часа. Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_ustnoy_i_pismennoy_rechi.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
« Культура устной и письменной речи»
10-11 класс
Вид программы: | рабочая |
Направленность: | гуманитарная |
Возраст обучающихся: | 16-17 лет |
Уровень освоения: | углублённый |
Объём курса: | 34 часа |
Срок освоения: | 1 год |
Составитель: | Рафальская Л.Г. Учитель русского языка. |
| |
|
«Культура устной и письменной речи.»
(Речевые ошибки и работа над ними).
Пояснительная записка.
«Культура устной и письменной речи (Речевые ошибки и работа над ними)» как
Основной вопрос состоит не в неумении выявлять речевые ошибки, а в отсутствии единой школьной классификации таких ошибок и, следовательно, системы работы по их анализу и исправлению.
Программа элективного курса рассчитана на 34 учебных часа. Данный элективный курс нацелен на развитие умений школьников контролировать свою письменную и устную речь.
Задачами курса является научить:
• употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
• пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения;
• отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передает мысль;
• отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
• отбирать речевые средства с учетом ситуации и обстановки речи;
• избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
• соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
• править написанное;
• грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке;
• пользоваться словарями и справочниками по русскому языку и культуре речи.
Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды речевых ошибок в соответствии с их классификацией.
Основными формами работы в рамках курса являются наблюдение и анализ примеров словосочетаний, предложений, текстов, содержащих речевые ошибки, и их редактирование.
Содержание программы.
Тема 1. Классификация речевых ошибок.
Речевая норма. Понятия «речевая ошибка» и «речевой недочет». Причины возникновения речевых ошибок. Виды речевых ошибок: лексические, грамматические, логические.
Тема 2. Лексические ошибки и их исправление.
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста. Ошибки, вызванные лексической неполнотой высказывания или многословием. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
Тема 3. Грамматические ошибки и их исправление.
Морфологические ошибки. Ошибки в употреблении существительных. Ошибки в употреблении прилагательных. Ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм. Ошибки в употреблении числительных и местоимений.
Синтаксические ошибки. Разнотипность частей сложного предложения. Смещение конструкций. Нарушение порядка слов в предложении. Ошибки в выборе союзов и союзных слов.
Тема 4. Логические ошибки и их исправление.
Ошибки в основаниях доказательства. Подмена тезиса или отступление от тезиса. Ошибки в аргументации.
Тема 5. Итоговая работа.
Тестирование учащихся.
Рекомендуемая литература.
1. Гиллингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1994.
2. Голуб И.Б. Литературное редактирование. - М., 2004.
3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1978.
4. Мучник Б.С. Культура письменной речи. — М., 1996.
5. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум. — М., 1997.
6. Шмелева Т.В. Канцелярит и другие речевые недуги // Речевое общение. - Красноярск, 2000. — Вып. 3.
Перечень основных статей журнала
«Русский язык в школе» по вопросам анализа
речевых ошибок учащихся
1. Бирюкова Т.Г. Речь старшеклассников: толкование обобщенных высказываний, круг ассоциаций // РЯШ. - 2003. — №2.
2. Бутакова Л.О. Лексические ошибки при употреблении глаголов речи // РЯШ.- 1989. — № 1.
3. Бутакова Л.О. О причинах неправильного словоупотребления // РЯШ. - 1987. - № 3.
4. Волков А.Ф. Предупреждение ошибок в употреблении местоимений // РЯШ. - 1971. - № 6.
5. Донская Т.К. Работа над логическими ошибками учащихся при обучении русскому языку // РЯШ. - 1983. — № 2.
6. Капынос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // РЯШ.- 1973.-№ 6.
7. Львов М.Р. Речь учащихся средней школы // РЯШ. — 1982.-№ 1.
8. Пленкин НА. Работа по культуре речи в курсе русского языка // РЯШ. - 1974. - № 3.
9. Смирнов Ю.Б. О правилах употребления местоименных слов со значением неопределенности // РЯШ. — 1994. — № 1.
10. Фоменко Ю.В. О типологиях речевых ошибок // РЯШ. — 1987. - № 2.
11. Цейтлин СИ. Речевые ошибки учащихся // РЯШ.— 1991.-№2,4;- 1992. -№ 1.
Методический комментарий.
Данный раздел содержит материалы, которые помогут организовать работу учащихся в рамках элективного курса.
№ п/п | Тип речевой ошибки | Пример | |||
Лексические ошибки | |||||
| Ошибки, вызванные неправильным выбором слова | ||||
1 | Использование слова без учета семантики | Роман «Евгений Онегин» был одним из самых задушевных созданий пушкинского гения | |||
2 | Нарушение лексической сочетаемости | Раскольников осознает, что Лужин выдвинул клевету | |||
3 | Неоправданное расширение или сужение понятия (смешение родовых и видовых категорий) | Капитан Копейкин был физически несостоятелен (общее, родовое - физически несостоятелен; видовое — болен, ранен, на войне потерял ногу и т.д.) | |||
4 | Анахронизм | Когда Чичиков оказался на псарне Ноздрева, его поразила ее комфортность | |||
.5 | Использование паронима | Артистический юноша (вм. артистичный) | |||
Ошибки, нарушающие стилистическое единство текста | |||||
6 | Использование слова, имеющего ярко выраженную окраску официально-делового стиля | «Темное царство» возглавляет купчиха Кабанова | |||
7 | Использование слова с подчеркнуто неофициальным характером | Внешний вид Базарова ужасно возмутил Павла Петровича | |||
Лексическая неполнота высказывания (речевая недостаточность) | |||||
8 | Пропуск необходимого в предложении слова | На протяжении всего произведения церковь встречается всего один раз | |||
9 | Алогизм (отсутствие полного выражения мысли) | Язык героев Шолохова отличается от героев других писателей | |||
Многословие (речевая избыточность) | |||||
10 | Плеоназм | Очень малюсенький | |||
11 | Тавтология | Юный вундеркинд | |||
12 | Расщепление сказуемого | Бороться - вести борьбу; убирать - проводить уборку | |||
Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов |
13 | Неправильное усвоение значения фразеологизма | Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят (значение фразеологизма — «напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого») | ||
14 | Грамматическое видоизменение фразеологизма | Он привык отдавать себе полные отчеты (вм. полный отчет) | ||
15 | Лексическое видоизменение фразеологизма | Гринев не мог упасть в грязь лицом (вм. ударить в грязь лицом) | ||
Грамматические ошибки | ||||
Морфологические ошибки | ||||
16 | Ошибки в употреблении существительных | Жажда к славе (им. славы) | ||
17 | Ошибки в употреблении прилагательных | Более красивее (вм. более красивый / красивее); естествен (вм. естественен) | ||
18 | Ошибки в употреблении глаголов | Ляж (вм. ляг); махает (вм. машет); я побежу (вм. я одержу победу) | ||
19 | Ошибки в употреблении причастий | Изрешетённый (вм. изрешеченный) | ||
20 | Ошибки в употреблении деепричастий | Увидя; пия; бежа | ||
21 | Ошибки в употреблении числительных | Пятьсот двадцати шести (вм. пятисот двадцати шести) | ||
22 | Ошибки в употреблении местоимений | Ихний (вм. их) | ||
Синтаксические ошибки | ||||
23 | Разнотипность частей сложного предложения | Тесно между собой связаны темы помещиков и чиновников, не выполняющих общественно полезные роли и которые обнаруживают черты антигосударственности | ||
24 | Смещение конструкций | Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения (вм. жанровая сторона произведения) | ||
25 | Нарушение порядка слов в предложении | Приехавший Онегин в гости к Лариным | ||
26 | Ошибки в выборе союзов и союзных слов | Он не справился с задачей, а был собой доволен | ||
Логические ошибки | ||||
27 | Ошибки в основаниях доказательства | — | ||
28 | Подмена тезиса или отступление от тезиса | — | ||
29 | Ошибки в аргументации | — |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...
Программа элективного курса "Культура устной и письменной речи" 10 класс
«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования,...
Дидактический материал по теме "Культура устной и письменной речи"
Культура устной и письменной речи...
Дополнительная образовательная программа «Культура устной и письменной речи»
Предмет «Культура устной и письменной речи» поможет учащимся обобщить и закрепить важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников: умения грамотно состав...
Элективный курс "Культура устной и письменной речи"
Русский язык – главный фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Современное общество ...
Рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.»
Данная рабочая программа элективного курса «Стилистика русского языка. Культура устной и письменной речи.» ориентирована на обучающихся 9 классов....