Дидактический материал по теме "Культура устной и письменной речи"
картотека по русскому языку (6 класс) на тему

Нанарова Оксана Александровна

Культура  устной и письменной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки для самостоятельной работы

Темы                

        Орфография

     1.  Правописание безударных гласных в корне слова

           2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова

    3. Чередующиеся гласные в корне слова

   4. Правописание двойных согласных в корне и на стыке приставки и корня

   5. Непроизносимые согласные

                6.Правописание приставок

             7.Гласные –ы-, -и- после приставок

            8.Правописание суффиксов полных и кратких причастий и отглагольных           прилагательных

        9. Правописание предлогов

        10. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

                11. Правописание гласных после шипящих и ц в разных частях речи и в разных частях слова

12. Правописание имен существительных ( окончания имен существительных, суффиксы            имен существительных).

13. Правописание имён прилагательных (окончания имен прилагательных, суффиксы имен         прилагательных).

13.Правописание сложных слов.

                14. Правописание союзов.

                15. Правописание наречий.

                16. Правописание частиц

17. Написание имен существительных с пол- .

18. Написание – н-  и -  нн -

19. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и  причастий

20Правописание сложных слов.

                        

Пунктуация

Знаки препинания в середине и в конце  предложения

                                                                                

                                                Культура устной речи

                Орфоэпия

        1. Особенности русского ударения

2. Работа со  словарем

        Лексика

  1. нарушение норм словоупотребления и смысловой связи слов
  2. паронимы
  3.  синонимы
  4. фразеологизмы
  5. топонимы

        Грамматика

  1. Род имени существительного
  2. Множественное число имени существительного
  3.  Существительные  в родительном падеже множественного числа.

Культура письменной речи

К-1

Сформулируйте правила, необходимые для выполнения заданий.

        Задание 1.

Темы:

 Правописание безударных гласных в корне.

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Чередующиеся гласные в корне.

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

Непроизносимые согласные.

Раз…дить обстановку, р…птать на судьбу, ув…дание красоты, угн…тение, ч…столюбивые планы, галл…ерея, компромисс…, рас…т…лающаяся р…внина, пл…вец, бл…стательно, компромисс…, рас…т…лающая р…внина, пл…вец, бл…стательно, вым…кнуть под дождем, подр…внять волосы, угн…тение, упр…щение, щ…бетание, городской ст…рожил, ут…пический, разр…дить посевы, окрес…ные места, изл…гать, ком…ентарий, мировоз…рение, пок…ление, пок…лечить, инт…л…игенция, произр…стать, объед…нение, пре…мущество, ровес…ник, десп…тизм, кор…ектный, ск…пт…цизм, безмол…ствовать.

_____________________________________________________________________________________        

Задание 2

Темы:

Правописание приставок.

Гласные –ы-, -и- после приставок.

По…данный, контр…нтересы, под…тожить, небез…нтересный, пр…сытиться, пр…успевать,пр…даваться мечтам, беспр…страстный, это пр…вратно, пр…зидента, пр…клонить колена, пр…зирать глупцов, пр…зреть сироту, по…держанная одежда, ни…ходить, ни…ввергнуть, ни…ший чин, пр…бытие поезда, пр…дать дополнительный объем, пр…бывание в столице, беспр…цедентный случай, пр…прятать на черный день, пр… остановиться, пр…воротное зелье, пр…одолеть пр…пятствие, ра…четливый сосед, бес…четное богатство.

____________________________________________________________________________________        

Задание 3

Темы:

Правописание суффиксов полных и кратких причастий и отглагольных прилагательных.

Высуш…ные грибы, выкач…ная из бака нефть, выкач…ная из подвала бочка, скле…ный конверт, поступила ветре…о, собрание прошло организовано, движения ее медле…ны и скова…ны, незва…ый гость, осозна…ый вывод, неча…ная оговорка, выжже….ная степь, домотка…Ное полотно, мы в себе увере…ы, стекля…ый стакан.

__________________________________________________________________________________

Задание 4

Темы:

Правописание предлогов.

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

(В) течении… недели; (на) счет занятий; что-то (в) роде гриппа; идти (на) встречу ветру; (в) следствии… непогоды; (в) продолжении… повести; н… пуха и… пера; не сказал (ни) кому; звонить (не) кому; ему (не) сдобровать; (не) знакомый мне голос; (не) большая но уютная квартирка; проблема отнюдь (не) решена; он на это (не) способен; отвечать (не) колеблясь: (н…) зря; чем (н…) тема для сочинения; (не) исправленные тобой ошибки; (н…) разу; (н…)кому (не) разрешает.

_____________________________________________________________________________________

        Задание5

Темы:

Правописание гласных после шипящих и ц в разных частях речи и в разных частях слова

Нарц…сс, новые ц…новки, ц…гейковая шуба, вставь на ц…почки, болеть ц…ногой, твердый панцырь, громко ц…кнуть, пушистый,  ц…пленок, мощная ц…тадель, получить компенсац…ю,        

скворц… прилетели, иниц…алы, строительство гостиниц…, ц…трусовые деревья, курить ц…гарки, куц…й хвост, дать дезинформац…ю, ш…пот ночи, ч…порный человек, покрыться румянц…м, ж…сткие условия, лесные ш…рохи, трещ…тка сторожа, реш…тка сада, городские трущ…бы, боч…нок с водой, грош…ваяя опера, деш…вый товар, паштет из печ…нки, ноч…вка в лесу, разбитый паралич..м, кипяч…ное молоко, толч…ные орехи, тонкая  беч…вка, говорить общ… .

Культура письменной речи

К-2

Задание 1

Темы:

Правописание безударных гласных в корне.

Чередующиеся гласные в корне.

Двойные гласные в корне и на стыке приставки и корня.

Непроизносимые гласные.

Бюл…етень,  кол…ектив, насл…ждение, ам…ральный, безмол…ствовать, см…рение, соед…нение, обр…тение, зам…рать от восхищения, пост…лить постель, уд…рать с места прои…шествия, изл…гать мысли, непром…каемый плащ, подр…внять волосы, подск…чить от неожиданности, изб…рательная к…мпания, туристическое аген…ство, ар…мат, хр…стоматия, р…зиденц…я, ор…нж…рея, р…ф…рендум, коф…денциальный, а…компан…мент, пр…зидиум, дир…ктива, влас…ный, юрис…консульт, преце…дент, инц…дент, компромис…ное решение, агрес…ивное поведение.

______________________________________________________________________________________

      Задание 2

Темы:

Правописание приставок. Гласные ы и и после приставок.

Без…дейный, вз…скать, вз…мать налоги, дез…нфекция, пред…нфарктный, пост…нфаркный, рас…четный, бе… счетное, …двинутый, ни…провергать, бе…церемонное, ни…шая, ра…щедриться, пр…скорбный факт, пр…клонить ветки, пр…ходящий момент, пр…творить планы в жизнь, пр…зирать негодяя, пр…дать мечту, пр… данья старины глубокой, пр…емлемый вариант, пр…емственноть поколений, пр…терпеться к боли.

_______________________________________________________________________________

     Задание 3

Темы:

Правописание гласных после шипящих и –ц- в разных частях речи и в разных частях слова.

Ц…гейковая шуба, ц…низм, иниц…алы, беспокойный прац…ент, дезинформац…я, бледнолиц…й, старые гостиниц…, ш…лк, сгущ…нка, туше…нка, ноч…вка, крепкая беч…вка,прож…рливый, кош…лка, щ…лочь. _____________________________________________________________________________________

      Задание 4.

Темы:

Правописание имен существительных ( окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).

Правописание имен прилагательных (окончания имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных).

Учусь в институт…, жил в деревн…, говорили о лет… и об осен…, побывал в галере…, лечился в санатории…, в новом здании…, участвовать в соревновании…, отдохнуть на опушк… леса, представился по фамилии…, был на лекции…, побывал в музе…, возвращались из Швеци…, подошел к Мари… - к Марь…, письм…цо, стол…к, нищ…нка, изюм…нка, в дремуч…м лесу, любоваться син…м морем, совестл…вый, сирен…вый, матрос…кий, ветр..ный день, земл…ной вал, масл…ная лампа, стек…ный шар, кож…ный п…ртфель, недюжи…ая сила, свила, свин…я туш…нка, былин…ый герой, пламе…ый привет, ржан…ой хлеб, исти…ая правда.

______________________________________________________________________________________

  Задание 5.

Темы:

Правописание сложных слов.

(Быстро) растворимый, (жаро) понижающий, (вязально) трикотажный, (двадцати) трехлетний, (дико) растущий, (серо) (буро) малиновый, (северо) атлантический, (торгово) промышленная палата, (снежно) белый, (четверть) финал, (социально) опасный, (экспрессивно) окрашенный, (ярко) окрашенный, (пол) литра, (пол) Москвы, (пол) столовой ложки.

_____________________________________________________________________________________

    Культура устной речи

Орфоэпия

Дайте определение понятию орфоэпия.

            Задание 1.

Расставьте ударения.

Агрономия, аналог, апостроф, балованный, баловать, газопровод, коклюш, красивее, кремень, кухонный, мизерный, обеспечение, облегчить, оптовый, простыня, щавель, столяр, плесневеть.

Августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский.

Бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки,; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы.

Загнутый, изогнутый, согнутый, увезённый, погружённый, заключённый, возбуждённый.

Звала, звало, звали; начала начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; ржаветь, проржавело; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.

______________________________________________________________________________________

     Задание 2.

Как правильно произносятся слова? Какая буква необходима Е или Ё?

Ист…кший кровью – ист…нший срок, оглаш…нные результаты – кричит как оглаш…нный, пад…ж скота – именительный пад…ж, аф…ра, бытии…,кс...ндз.

______________________________________________________________________________________

     Задание 3.

Определите значение слов по толковому словарю.

Аллопания, антропогенез, баккара, брифинг, вернисаж, диссидент, имидж, импичмент, инсинуация, маргинальный, менеджер, менталитет, меркантилизм, мизантроп, оккультизм, панацея, плеонизм, прерогатива, сентенция, фанаберия.

_____________________________________________________________________________________

    Задание 4.

Распределите данные слова на две группы:

  1. согласный звук в позиции перед /е/ произносится мягко;
  2. согласный звук в позиции перед /е/ произносится твёрдо.

Запишите полученный результат.

Агрессия, академик, аутсайдер, анестезия, бизнес, депозит, депеша, генезис, гипотиза, девальвация, депеша, кафе, коэффициент, темп, менеджер, непрезентабельный, телефакс, фанера, чартер, шинель, свитер, резюме, термин, лютеранин, кодекс, компетентный, компьютер, интервал, пресса, интерферон, резидент, рейс, рейтинг, бекон, брюнет, реквием, интерн, интернат, атеист, резервуар, эфемерный, фортель, адепт, антресоли, артезианский.

______________________________________________________________________________________

     Задание 5.

Разделите данные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения – ЧН -:

  1. слова, где произносится / - ЧН - /;
  2. слова, где произносится / - ШН -/;
  3. слова, где возможны оба варианта произношения.

Запишите полученный результат.

Скворечник, пустячный, вторично, нарочно, Саввична, сердечный, скучный, бутылочный копеечный, конечно, Кузьминична, двоечник, съёмочный, молочная каша, молочник, яичница, скворечник, брусничный морс, взяточник, пряничный, песочный, лубочная картинка, мелочный, Никитична.

______________________________________________________________________________________

                                        Лексика

           Задание 1.

Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребление и смысловой связи слов.

Запишите исправленный вариант.

  1. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  2. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.
  3. Если за собаками в течение трёх дней не явятся владельцы, они подлежат уничтожению.
  4. Поражает множество различных теорий о  происхождении алфавита  в современной науке.
  5.  Он не оплатил за проезд в автобусе.
  6. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней  свою роспись.
  7. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений.

     ____________________________________________________________________________________

Задание 2.

Раскройте скобки, выберете подходящие по смыслы слова (паронимы).

Запишите исправленный вариант.

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.
  2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.
  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка, пометки).
  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).
  5. Многим студентам нашей группы (представилась, предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции.
  6. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).
  7. С героем фильма постоянно происходит какие-то (романические, романтические) истории.
  8. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые, стилистические) поправки.
  9. Утвержден (статус, статут) новой организации, объединяющей любителей природы.
  10. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.
  11. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особенную значимость, особенную значительность).

______________________________________________________________________________________

   Задание 3.

Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов.

Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

Интеллигентские – интеллигентные, туристический – туристский, болотистый –болотный, экономный – экономический, человеческий – человечий, обличие – обличение, существо – сущность, проблемный – проблематичный, удачный – удачливый.

______________________________________________________________________________________

 Задание 4.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

Запишите исправленный вариант.        

  1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либералами, относились индифферентно к вопросам религии.
  2. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
  3. Девушка конфиденциально признались подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее больше импонирует ее внешности.
  4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

______________________________________________________________________________________

   Задание 5

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

       1)о том, кто часто меняет свои решения;                                

       2)о том, кто часто бездельничает;

       3)о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

       4)о кротком, безобидном человеке;

       5)о человеке высокого роста;

       6)о болтливом человеке;

       7)о бесследном исчезновении кого-либо;

       8)о положении, когда опасность грозит со всех сторон;

       9)о чувстве большой неловкости, стыда;

             10) об очень дальних родственниках;                                      11) о бесшабашном человеке              

          12) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо;                13) о том, кто не знает чего-либо, всем известного.

______________________________________________________________________________________Грамматика

   Задание 1.

Определите род существительного.

Кофе, пемоксоль, тюль, повидло, ООН, атташе, плащ- палатка, иваси, ВУЗ, «Юманите», кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, сулугуни, танго, цеце, шимпанзе, эскимо, Хоккайдо.

   Задание 2.

Запишите имена существительные в форме множественного числа.

1. Заводские (корпус)-…

2. Опытные (штурман)-…

3. Молодые (инженер)-…

4. Молодые (бухгалтер)-…

5. Опытные (бухгалтер)-…

  1. Дорожные (инспектор)-…

  Задание 3

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.

Запишите полученный вариант.

Нет (петля)-…

1. Пачка (макароны)-…

2. Группа (грузины)-…

3. Пять (кочерга)-…

4. Килограмм (мандарины)-…

5. Порция (оладья)-…

                                         Язык как средство общения

Дайте развернутые ответы на вопросы (письменно)

  1. Что такое литературный язык? Перечислите основные признаки литературного языка.
  2. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? Подберите образцы текстов (8-10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.

______________________________________________________________________________                                                                Орфография

1

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Инт(е, и) (л, лл) (е, и) генция; инт(е, и) (л, лл) (е, и) ктуальный; вряд(ли) ему присни(т, ть)ся; (не, ни) кто иной,как Печ(о, е)рин;быть на к(а, о)нфиренци(е, и); в(е, и)н(е, и)грет; гу(м, мм)анизм и исти(н, нн)ый п(а, о)три(а, о)тизм; балова(н, нн)ый ребенок;сведения о пред(и, ы)стори(и, е); с(е, и)нт(е, и)ментальная история;

                                                         3

Темы:

Правописание имён существительных (окончание имён существительных, суффиксы  имён существительных). Правописание имён прилагательных (окончания имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных).

По снеговой пустын…, со стороны деревн…, мечта о счасть…, возникать в воображении…, на отцовской постел…, играть на роял…, рассказывать о путешествии… по Кубани…, побывать в Астрахан…, в новом изложении…, стол…к, горш…к, пальт…цо, здань…це, объезд…ик, рахнос…ик, фпанцуж… нка, нищ…нка, изюм…нка, в дремуч…м лесу, любоваться син…м морем, совестл…вый, сирен…вый, матрос…кий, ветр..ный день, масл…ная лампа, стекля…ный шар, кожа..ый портфель, глиня…ый сосуд, недюжи…ая сила, сви…ая тушенка, были…ый герой, имен..ой пистолет, безветре…ая погода.

_______________________________________________________________________________________

Темы:                                                         4

Правописание наречий.

(Неждан…о) негадан… о, (не) случайно, изредк…, (с) начал…, проч…, (точ…) в (точ…), (по)прежнему, (по)моему, (по)французски, (не)спросата, (во)первых, (и…) (под)тишка, (с)ходу, (на)отмаш…, (не)ожидан…о.

_______________________________________________________________________________________

 5

Темы:

Правописание союзов.

Правописание частиц.

Твердить одно и то (же); те (же) слова; тем (же) тоном; молод, за (то) смел; что (бы) н…случилось; и (так), начнем; во что (бы) то н… стало; пршел, что (бы) осенью сделалась весна; то (то) же; не берись за (то), чего не умеешь; не за (то)волка бьют; все то (же) самое; что (бы) ты н… делал, делай (ка)аккуратно; он (таки) пришел; все (таки) сделал; он как (будто) повеселел; куда (же) вы; а был (ли) мальчик (то); (кое) кто (кое) с кем как (то)раз; умудрился (такит); при (чем) тут я.

______________________________________________________________________________________

 6

Темы:

Правописание имен существительных с пол-

Пол(дерева),полу(оборот), пол(сливы), пол(армии), пол(реки), пол(миллиметра), пол(Америки),  пол(аршина), пол(стакана), полу(пальто), пол(дома), пол(ленты), пол(окна), пол(туши), пол(абрикоса), пол(Ленинграда), пол(улицы), полу(станок), пол(булки), полу(круг), пол(миллиона), пол(Китая), пол(Аргентины), полу(тетради), полу(месяц), пол(дачи), пол(лампы), полу(шубок), пол(дыни), пол(Киева), пол (тыквы), пол (цены), пол(ящика), полу(эскадрон).

                                                                7

Объясните написание – н и -  нн -, вставляя пропущенные буквы.

Образец: масляная краска – масло, -ян-; масленый блин – маслить, - ен –

Выполните упражнение по обрахцу.

Масл…ая краска – масл…ый блин, ками…ая доска – каме...ая соль, сол…ая кислота -  сол…ая рыба, серебр…ый портсигар – серебре…ые крючки, ветр…ый человек – ветр…ой двигатель, стекл…ая посуда – застекл…ые окна, посаж…ые цветы – посаже…ый отец, воща…ой лист – воще…ая бумага.

______________________________________________________________________________________

8

Правописание суффиксов и окончаний глаголов

Правописание суффиксов и окончаний причастий

Правописание н и нн в полных и кратких причастиях и отглагольных прилагательных.

Легко дыш…тся, что-то ищ…т, народ вид…т, она постел…т скатерть, дождь усил…тся, ничем не уваж…шь, рван…ый рукав, перепуган…ые люди, жарен…ый в масле картофель, выкрашен…ый пол, ткан..ая золотом скатерть, копчен…ая рыба, испечен...ые блины, санки заброшен…ы на чердак, руки искусан…ы комарами, собрание прошло организован…о, она умна и воспитан..а.

______________________________________________________________________________________

 9

Правописание предлогов (слитное, раздельное и дефисное написание предлогов).

Слитное и раздельное правописание не и ни с различными частями речи.

(В) виду болезни; иметь (в) виду; разговоры (на) счет поездки; ваза (в) виде шара; (в) течении… двух лет;  (в) следстви… по делу; (в) следствии… опознания; встретиться (в) следствии..; не видел (ни) кого; (ни) для кого не секрет; (ни) разу н… покаялся; н… свет н… заря; отвечать (не) колеблясь;  проблема отнюдь (не) решена; (не)широкая но глубокая речка; (не) медля (ни) минуты; он (ни) (при) чем; мне (не) сдобровать.

______________________________________________________________________________________

 10

Правописание союзов

Правописание частиц.

И все (таки); и все (же); говорил то (же), что и я; что (бы) все видели; это то (же) нужно; за (чем) пойдешь, то и найдешь; на взгляд (то) он хорош; давай (ка)  начнем; он (таки) пришел; прочитал (таки)  этот роман; она как (будто) загрустила; что (бы) мне прочитать?

______________________________________________________________________________________

11

Употребление –ь- после шипящих.

Мимо рощ…, суп горяч…, выйти замуж…, достич… результата, вьющийся плющ…, необходимая помощ…, стримиш…ся к финишу, ветер свеж…, голубоватый луч…, денек хорош…, невтерпеж… поделиться радостью, меж грозовых туч…,  хорошо пропеч…ся, охота на дич…,  созревающая рож…, успех блестящ…,  уйти проч…,  песок сыпуч…, обнаруженная залеж… бокситов, ударить на отмаш…,

_______________________________________________________________________________________

 12

Правописание приставок.

Гласные ы и и после приставок.

Без…дейный, вз…скать, вз…мать налоги, дез…нфекция, пред…нфактный, пост…нфактный, рас…четный, бе…счетное, …двинутый, ни…провергать, бе…церемонное, ни…шая, ра…щедриться, пр…скорбный факт, пр…клонить ветки, пр…ходящий момент, пр…творить в жизнь, пр…зиратьнегодяя, пр…дать мечту, пр…данья старины глубокой, пр…емлемый вариант, пр…емственность поколений, пр…терпеться к боли.

______________________________________________________________________________________

                                                         13

Темы:

Правописание гласных после шипящих и –ц- в разных частях речи и разных частях слова.

Ц…гейковая шуба, ц…низм, иниц…алы, беспокойный пац…ент, дезинформац…я, бледнолиц…й, старые гостиниц…, ц…ганский, ш…рохи, модные ш…рты, ш…пот, реш…тка, печ…ный, ш…лк, скущ…нка, туш…нка, ноч…вка, крепкая беч…вка, прож…рливый, кош…лка, щ…лочь.

_______________________________________________________________________________________                                                        14

Темы:

Правописание имен существительных (окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).

Правописание имен прилагательных (окончания имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных).

Учись в институт…, жил в деревн…, говорили о лет… и об осен…, побывал в галере…, лечился в санатори…, в новом здании…, участвовал в соревновани…, отдохнуть на опушк… леса, представился по фамилии…, был на лекции…, побывал в музе…, возвращались из Швеции…, подошол к Мари…- к Марь…, письм…цо, стол…к, здань…це, объезд…ик, разнос…ик, француж…нка, изюм…нка, в дремуч…м лесу, любоваться син…м морем, совестл…вый, сирен…вый, матрос…кий, ветр…ный день, земл…ной вал, масл…ная лампа, стекл…ный шар, кож…ный п…ртфель, недюжи…ая сила, свин…я туш…нка, былин…ый герой, пламе…ый привет, ржан…ой хлеб, исти…ая правда.

_______________________________________________________________________________________                                                         15.

Темы:

Правописание сложных слов.

(Быстро)  растворимый, (жаро)  понижающий, (вязально) трикотажный, (двадцати) трехлетний, (дико) растущий, (серо) (буро) малиновый, (северо) атлантический, (торгово) промышленная палата, (снежно) белый, (четверть) финал, (социально) опасный, (экспрессивно) окрашенный, (ярко) окрашенный, (пол) литра, (пол) Москвы, (пол) столовой ложки.

______________________________________________________________________________________

КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ

Орфоэпия

Дайте определение понятию орфоэпия.

Задание 1.

Расставьте ударения.

Включит, включим, включите, договоры, запломбировать, сироты, встречаемся по средам, на торгах, столяр, средствами, свекла, сок сливовый, красивые банты, воспринял, дозвонишься, завидно, занят…й человек, занят…е место, каталог, некролог, нувориш, красивее, ветеринария, кулинария, взрывчатое вещество, дефис, документ, домовая церковь, зубчатый, искра, ист…кший год, ист…кший кровью, кашлянуть, квартал, коклюш, нефтепровод, эксперт, языковая колбаса, языков…й институт.

______________________________________________________________________________________

Задание 2.

Объясните значения слов с разными ударениями.

  1. броня – броня, 2) видение – видение, 3) кредит – кредит, 4) лоскут – лоскут,

______________________________________________________________________________________

Задание 3

Расставьте ударения в топонимах.

Река – Анадырь, Селенга.

Город – Росток, Кимры, Сидней.

Столица Венесуэлы - Каракас.

Столица Колумбии – Богота.

Озеро – Сенеж, Ильмень.

Остров – Кижи.

Страна – Панама, Перу, Шри-Ланка.

______________________________________________________________________________________

Задание 2.

Прочитайте фрагменты газетных статей.

Найдите ошибки в словоупотреблении.

Запишите отредактированный вариант.

  1. Почему в феврале снижение надоев возрастает с каждым днем?
  2. Внимательное изучение вопроса широко вскрыло многие узкие места, недоделки и недоработки в работе горняков.
  3. Июльским днем прошлого года на Вокзальной площади ночью имел место взрыв.
  4. Мы никогда не найдем двух одинаковых кошек, а уж тем более людей: один умнее, другой работоспособнее.

______________________________________________________________________________________

Задание 3

Устраните тавтологию, используя синонимы.

Запишите отредактированный вариант.

  1. Всех потрясло зрелище пожара, которого мы все были свидетелями.
  2. После долгой и продолжительной зимы наступила весна.
  3. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых ещё никогда не показывали.
  4. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.
  5. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Рабочая программа «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи»...