5 класс. Буквы о, ё после шипящих в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Аннотация к технологическая карте урока по теме: «Буквы о, ё после шипящих в корне  слова»

Тема урока: "Буквы о, ё после шипящих в корне слова"

Автор: Дубровина Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 464 Пушкинского района г. Санкт-Петербург

Цель: "Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов"

Аннотация: урок строится с опорой на ранее узученные темы. В ходе урока обучающиеся выполняют практические задания на основе текстов упражнений, работают в парах и самостоятельно.Процесс обучения в течении всего урока предусматривает использование различных приемов , что позволяет обучающимся усвоить новые знания по теме.  Урок разработан на основе учебника  Быстровой Е.А. «Русский язык 5 класс». М: ООО « Русское слово» 2020год.

Формы организации деятельности учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах

Планируемые результаты урока:

Предметные: умение применять правило правописания  гласных о, ё  после шипящих в корне слова; получит возможность научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания  гласных о, ё  после шипящих в корне слова».

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные:

Личностные УУД: Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Оборудование: доска, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.        Учитель  Дубровина Ирина Анатольевна.

Класс: 5 а класс

Тип урока: изучение нового материала

Технологическая карта урока по теме: «Буквы о, ё после шипящих в корне слова»

Предмет

Русский язык

Класс – 5а

Тема

Буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цель

Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по «открытию» способа определения написания гласных о, ё после шипящих в корне слова, на основе анализа и сравнения слов

Образовательные: Создать условия для понимания правописания букв о, ё после шипящих в корне слова. Совершенствовать умение объяснять написание слов с изученными ранее орфограммами.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие: Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение применять правило правописания  гласных о, ё  после шипящих в корне слова; получит возможность научиться подбирать примеры с орфограммой «Правописания  гласных о, ё  после шипящих в корне слова».

Регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;

Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, обобщение, сравнение, классификация.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Ценностное отношение к умению определять гласный после шипящего в корне слова. Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Методы обучения

Проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, работа в парах

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Ресурсы:

- основные

Учебник  Быстрова Е.А. «Русский язык 5 класс». М: ООО « Русское слово» 2020год.

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы обучения / технологии обучения  / формы организации деятельности учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Этап 1. Мотивация к деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Доброе приветствие. Оценка готовности к уроку

Выполняют самооценку готовности по критериям:

правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок.

Учитель обращает внимание на ценность любого развивающего задания

-Уметь слушать собеседника

(Коммуникативные УУД)

-Мотивация учебной деятельности.

(Личностные УУД)

Этап 2. Учебно-познавательная деятельность. Контроль  домашнего задания

( 10 мин.)

Цель: 

-повторить сведения о правописании безударных гласных корня, проверяемых ударением и непроизносимых согласных, фонетический разбор слова.

-формирование и развитие учебно-познавательного интереса к получению новых знаний.

Создание проблемной ситуации:

Цель: подвести детей к формулированию темы и постановка задач урока.

1.Контроль домашнего  задания-упр. 295 стр.218

2.Задание

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте часть слова, в которой пропущена буква, объясните правописание.

Как поняли задание, что получите в результате выполнения задания?

Н-чной

ж-лтый

б-жит

в л-су

ш-рох

-Почему  в словах желтый и шорох вы вставили разные буквы?

- Почему? Ведь это орфограмма-гласная в корне слова?

-Ребята, давайте точно определим, что мы можем сделать, а что нет.

Комментирует работу 1 ученик.

Второй на доске выполняет фонетический разбор слов земля, звонок.

Записывают в тетради ответы на задание, данное на доске.

Устное представление результатов

Будут вставлены буквы, выделены морфемы, устно мы объясним, почему вставили эту букву

Записывают слова, вставляя пропущенные буквы, объясняют правописание.

-Можем проверить безударную гласную в корне слова, знаем правило.

Не можем точно определить о или ё нужно писать в корне слова.

Работа в парах (друг у  друга   проверяют домашнюю работу)

Индивидуальная работа

Работа в группах

Фронтальная работа

Установить, от чего зависит выбор гласной,  распознать однокоренные слова.

Создать ситуацию затруднения при выявлении затруднений (определении границы «знания-незнания)

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

Уметь находить нужную информацию, соотносить результат своей деятельности с образцом

Регулятивные УУД:

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности анализировать собственную работу.

Этап 3.  Интеллектуально-преобразовательная деятельность

1. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

2. Решение учебной задачи(7 мин)

Цель: направить на поиск гипотез решения проблемы

Физкультминутка

( 2 мин.)

3. Первичное закрепление

(Применение полученных знаний на практике)10  мин

Цель:

- Научиться применять знания на практике, обозначать орфограмму, отличать ее от других;

На доске список слов: желтый, капюшон, шелк, шорты,  черный…..и др.

-Итак, мы не знаем как определить, какую букву о или ё писать  в корне слова, под ударением, и  обратите  внимание на то, после каких звуков стоят о,ё

Значит, какая перед нами стоит задача?

Итак, наша учебная задача –научиться писать  буквы о,ё после шипящих в корне слова.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Вопрос:

-Можно ли сказать, что под ударением  звук о после шипящих всегда записывается одной и той же буквой?

Задание 

Буквы е и о после шипящих в корне

Шелк – шелковистая

шов

Щеки – щека

капюшон

Шепот – шепчет

крыжовник

Желтый – желтеть

шорох

Шерстка – шерстяной

шорты

Работая в парах, попробуйте определить закономерность выбора буквы о или ё.

Представление результатов.

Организует обсуждение результатов.

-Как можем проверить  наши предположения?

-Читайте, с. 220 Т.

-Наши предположения верны?

Давайте определим, как мы будем действовать, выбирая для написания букву о или ё в словах:

 черный

крыжовник

Проверяем работу алгоритма.

Обратимся к слову желтый.

-Итак, мы решили  учебную задачу?

Вы теперь знаете, какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…,

Что нужно сделать, чтобы определить, о или е?

Упр.304с. 220 устно.

-Прочитайте задание.

-Что необходимо сделать?

-Что получите в результате выполнения задания.

-Какой шаг алгоритма уже сделан?

Наблюдает,  как учащиеся действуют по алгоритму..

Представьте результаты.

Упр. №305 (с.221 учебник)

-Прочитайте задание.

-Как поняли задание?

Что получите в результате выполнения задания

Что получите в результате выполнения задания.

Самопроверка по результату).

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Выяснить, «Открыть» способ определения гласной о-ё после шипящих в корне слова.

(«Я должен узнать какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…, научиться определять какую букву писать….…»).

-Нет. Может записываться буквой о и буквой ё

Анализируют материал для наблюдений

-1.Подбираем родственные слова, выделяем корень.

2.Орфограмма в корне после шипящего.

3Подбираем родственные слова и формы слова, где звук о не слышится.

4.Такое слово есть- пишу ё.

5.Такого слова нет- пишу о.

-Да.

-Да. Я узнал какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…

«Я умею…»,

«Я знаю как

Воспроизводят алгоритм.

Те, кто не запомнил, не может воспроизвести, читают алгоритм.

Выполняют упр. №304.

Представляют результаты с проговариванием алгоритма.

Вспоминаем антонимы.

-Запишем слова, вставим пропущенные буквы.

Вспомним правила для написания слов.

Один из учащихся комментирует работу.

Фронтальная работа

Индивидуальная

Работа в парах

Фронтальная работа.

Знать условия выбора букв о-ё после шипящих в корнях

Уметь находить слова  с данной орфограммой

Уметь находить слова с изучаемой орфограммой, отличать их от слов с другими орфограммами, обозначать орфограмму на письме.

 Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем . Регулятивные УУД).

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Этап 3.  

Контроль и оценка результатов деятельности

3 мин.

Просит учащихся оценить свою работу

Самооценка: учащиеся ставят себе оценку, поднимают соответствующую карточку.

Индивидуальная

Коммуникативные УУД:

*уметь отвечать на вопросы учителя в письменной форме,

*слышать и понимать речь других.

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Этап 4. Подведение итогов

3 мин.

-Какое возникло затруднение в начале урока?

-О чем мы договаривались узнать на уроке, какие знания получить?  

-Чему научиться?

-Какие знания получили? Чему научились?

-Раньше об этом знали?

 -Умели? Вы стали грамотнее, чем раньше?

Мы достигли цели урока? Получили запланированные результаты?

-Какие ваши действия помогли получить эти знания и умения?

Вам понравилась исследовательская работа в группе, в паре? Чем?

Грамотному человеку необходимы эти знания? Вам были необходимы эти знания? Какое значение имеют для вас полученные знания?

-Не знали какую букву о или ё вставить в слова.

- Какую букву о или ё писать в корне слова после шипящих…,

-Научились определять, какую букву, о или ё, писать в корне слова после шипящих

-Нет.

-Да, такие слова встречаются часто теперь мы знаем, как их писать.

-Мы наблюдали за словами, сравнивали их, делали предположения, выводы, строили алгоритм деятельности, действовали по алгоритму, классифицировали слова.

Ответы детей…….

Умение обобщать информацию по теме.

успешность

применения правил, алгоритмов при решении орфографических задач.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Этап 5. Информирование о домашнем задании

Рефлексия

2 мин.

П.52 теория, упр. 307.

Индивидуальное задание: составить словарный диктант на изученную тему 15-20 слов.

Объясняет правила выполнения дом. задания, отвечает на вопросы

Задают вопросы по дом. заданию

Индивидуальная

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Конспект урока "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слова" 5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебному комплексу М.М. Разумовской по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов"....

Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».

Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.Задачи:- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящи...