Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык 5 класс
Тема: Синонимы
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная (работа в группах), игра, использование ИКТ.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал, кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветственное слово учителя:
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).
II. Актуализация знаний
Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. (взаимопроверка)
Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики (языкознания), изучающей лексику (лексикология).
Наука, которая занимается вопросами составления словарей и их изучения (лексикография).
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением и значением (омографы).
Слова, которые пишутся по-разному, но совпадают в своем звучании (омофоны).
Слова, которые совпадают по написанию, но разные по значению (омоформы).
III. Введение в тему
Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Упр.346, с.240
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).
2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).
Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.
IV. Определение темы и целей урока.
- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Решение ребуса:
Лес – бантик – окно – лист – мышь
В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы:
Синонимы – это … (примеры)
Синонимический ряд – это … (свои примеры)
Роль синонимов в речи…
V. Изучение нового материала.
1. Объяснение новой темы.
Что же это за слова «синонимы»?
Постараемся выяснить и дополнить наши знания.
2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов. Стр. 239
Упр.345 на стр.239 (устно). Прочитайте текст. Найдите в нём синонимы.
Бураны, вьюги, метели:
– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)
VI. Закрепление знаний.
Задание: найдите синонимы в первом и во втором столбиках и соедините их стрелками.
Физминутка. Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.
Приятель-друг
Противник-враг
Шагать-идти
Солдат-воин, боец
Родник-ключ
Доктор-врач
Метель-вьюга, пурга, ураган
Холод-мороз, стужа
Мокрый - сырой, влажный
Вкусный - аппетитный, лакомый.
Дорога - тропинка, путь, шоссе, улица, тротуар
Неправда - ложь, обман.
Свидание - встреча, собрание
Битва - сражение, схватка, побоище.
Игра «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
беседа | прекрасный | бесстрашный |
диалог | живописный | храбрый |
переговоры | прекрасный | безбоязненный |
разговор | миленький | смелый |
собеседование | хорошенький | героический |
Работа в группах. Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).
1-я кочка (1-я группа)
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
2-я кочка (2-я группа)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
3-я кочка (3-я группа)
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).
– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).
На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.
– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)
– Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)
Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?
Знакомство с определением синонимического ряда
-Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
- Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.
- Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.
Группа синонимов - это синонимический ряд.
Определение роли синонимов в речи
- Редактирование текста. Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении)
Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок
Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.
1) Партизаны отразили все ... противника.
Вся природа ждала ... весны.
(атака, наступление)
2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.
Он оплатил на почте ... по телефону.
(беседа, разговор)
3) Из окна открывался красивый ... на море.
... в романах Тургенева играет важную роль.
(вид, пейзаж).
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Беседа:
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Что нового узнали?
- Что же такое синонимы?
- Для чего нужны синонимы в речи?
Мини-тест (взаимопроверка)
1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.
А) состязание Б) сражаться В) борьба
2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?
А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно
3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?
А) добрый – участливый – человеколюбие
Б) лёгкий – воздушный – невесомый
В) молодость – юность - молодеть
2. Оценивание.
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2.Мы узнали…
3.Научились …
4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5.Трудным для меня стало…
Синонимы – это … (примеры ..)
Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.
Роль синонимов в речи…
3. Домашнее задание: составить и показать классу, для решения на уроке, кроссворд на тему «Синонимы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...
Синонимы
Закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия с...
Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе
Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....
Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс
Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...
Стилистика. Синонимы
Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....