Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Закрепить знания учащихся о синонимах;
продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;
определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте;
формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей;
воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_sinonimy.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы.
Цели урока :
закрепить знания учащихся о синонимах;
продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;
определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте;
формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей;
воспитывать уважительное отношение к богатству русского языка.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Практическая проверка знаний
- Словарный диктант. Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь.
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. ( Омонимы.)
- Слова, имеющие несколько лексических значений.(Многозначные.)
- Раздел лингвистики, изучающий слова. ( Лексика.)
- Словарный запас человека. ( Лексикон.)
- Слова с противоположным значением. ( Антонимы.)
- Красная строка, отступ в начале строки.( Абзац.)
- Игра в синонимы. Ученики по цепочке составляют синонимичные ряды.
- Какие слова называют синонимами?
- Чем слова- синонимы могут отличаться друг от друга?
3. На доске один ученик записывает два предложения.
Строители возвели на нашей улице новые дома.
Деревянные избы часто встречаются в деревнях.
- Найдите слова- синонимы.
- Какое из этих слов вам приходилось встречать чаще и
в книгах, и в устной речи?
4. Игра « Переводчик»
Кто быстрее заменит слова в предложении синонимами.
В лесу мы увидели рыжую плутовку. ( Лису.)
Сохатый вышел из чащи на опушку леса.( Лось.)
Караульный внимательно осмотрел здание. ( Сторож.)
5.Физкультурная минутка
6. Творческое задание
Учитель: Послушайте сказку В.А. Сухомлинского « Семь дочерей», в ней семь раз употребляется глагол « сказала». Мы часто употребляем в своей речи слова» сказал, шел, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать синонимы к глаголу « сказала»?
( Учащиеся подбирают синонимы: сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала,
пробормотала.)
В тетрадь следует записать только диалог матери и дочерей, заменяя глагол « сказала» другими словами.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу,-
сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды,- сказала вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- сказала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, сказала
пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой? ( Учащиеся отвечают.)
- работа по группам (рядам)
Кто быстрее закончит синонимичный ряд.
1 ряд: мерзнет,…
2 ряд :рисует,…
3 ряд: бежит,…
- - Какова роль синонимов в тексте? ( Они помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.)
Ученик с каждого ряда придумывает тему текста, в котором нужно использовать свои ряды синонимов. Все самостоятельно работают над текстом.
- . Итог урока .
Учитель: В русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому, а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста.
9. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...
Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе
Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....
Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс
Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...
Стилистика. Синонимы
Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....
Коррекционное логопедическое занятие-конспект 2-4 классы "Синонимы. Подбор синонимов к слову".
Коррекционное логопедическое занятие-конспект по развитию связной речи для 2-4 классов у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.Тема: "Синонимы. Подбор синонимов к слову".Формиро...