Обучающий урок по местоимениям
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Материал обучающего урока дает представление о неопределенных местоимениях, содержит как теоретический, так и практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_neopred._mest.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме: Неопределённые местоимения.
Тип урока: обучающий, повторительно – обобщающий, по морфологии и орфографии.
Цели:
1. Сформировать понятие о неопределённых местоимениях, об их образовании.
2. Формировать умение находить неопределённые местоимения в тексте, образовывать их от вопросительных местоимений.
3. Вызвать интерес к предмету при помощи использования заданий занимательного характера, индивидуальной работы по карточкам, работы у доски.
Работа по повторению: работа со словами с проверяемыми гласными, с непроверяемыми гласными, приставки пре – и при-, раздельное написание предлогов со словами.
Работа по развитию речи: работа над произношением слов, правильная постановка ударения, устные высказывания по определённому теоретическому материалу.
Оформление доски: Дата. Классная работа. Тема урока.
Ход урока.
Организационный момент - традиционный.
Постановка целей, задач.
Преподаватель: Ребята, сегодня в наш класс пришло очень странное письмо. Я распечатала конверт, а там оказалось стихотворение Ю Коваля. Оно какое – то загадочное, я вам сейчас его прочитаю, а вы мне скажите, какое отношение оно может иметь к теме нашего сегодняшнего урока.
Ю.Коваль «На яхте».
Однажды куда – то на яхте
Откуда – то кто –то поплыл
Летали какие – то чайки,
О чём – то кричали ему.
Какой – то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял
И ветер, почти незаметный, чуть – чуть паруса надувал.
Наверное, какие – то люди
Глядели уплывшему вслед
И кто – то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад»
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Подумать, о чём кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером, после заката, на берег вернуться, домой
Но пусть меня кто – нибудь встретит,
Но пусть меня кто – нибудь ждёт.
- Вы послушали стихотворение, что вы можете о нём сказать? Что в нём такого интересного? О чём оно? (о романтике путешествий, о дружбе, о верности)
- А что помогает автору выразить это? Конечно же местоимения, которых здесь очень много! Какие местоимения преобладают? Что они обозначают? (неопределённость)
- Вы, наверное, уже догадались, что неопределённые местоимения не дают конкретного представления о предмете, о лице (кто – то плыл, кто – то думал, кто – нибудь встретит), о признаке (какие – то чайки, какие – то люди, какой – то дельфин). Эти местоимения создают настроение неизвестности, загадочности.
_ Давайте познакомимся с тем, что пишут авторы вашего учебника о неопределённых местоимениях (Учебник под ред. Н.А.Герасименко, стр. 211, параграф 92, пункт 6.)
- А теперь давайте подумаем, как образуются неопределённые местоимения, от каких местоимений и при помощи чего? Обратите внимание на доску. Сравним такие местоимения, как:
Кто? – кто –то
Что? – что-нибудь
Чей? – чей –либо
Где? – кое – где?
Сколько? – несколько
Какой? – какой – то
Итак, кто догадался? У всех этих слов есть суффиксы: то, нибудь, либо, и приставки: кое, которая всегда ставится впереди и не, которая в этих случаях всегда ударна. Эти суффиксы и приставки выражают значение неопределённости и образуют неопределённые местоимения.
Итак, мы с вами разобрались, как образуются неопределённые местоимения. А теперь, чтобы закрепить данный материал, обратимся к упр. 496 нашего учебника на стр. 212.
Затем упражнения по карточкам №1, №2 (для тех, кто быстрее выполняет задания – индивидуальные карточки).
Карточка №1. Запишите словосочетания, заменяя вопросительные местоимения неопределёнными кое – кто или кое – что в нужной форме.
Характерен (для кого?), свойствен (кому?), очароваться (кем?), разочароваться (в ком?), описывать (что?), писать (о чём?), показать (что?), указать (на что?), рассказать (о чём?), удивляться (чему?), удивлён (чем?), оплатить (что?), заплатить (за что?), беспокоиться (о ком?), волноваться (за кого?), скучать (по кому?, о ком?).
Карточка №2. Прослушайте диалог, найдите неопределённое местоимение, какую ошибку допустил Буратино в его употреблении?
- Предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько яблок у Вас осталось? – Два.
- Подумайте хорошенько. Буратино сморщился, так здОрово он подумал.
-Два!...Почему?
- Я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись!
Индивидуальные.
№1 Составьте предложения с указанными ниже словами. Н – р: В доме никого нет.
Некого, нечего, кое – кому, что – либо, кто – то, кое – кто, несколько, сколько – нибудь, какой – либо, какой – нибудь.
№2 Вставьте вместо точек то или нибудь, учитывая смысл высказывания. Запишите предложения.
1.Только хруст кустарника показал, что кто….поспешно убегал прочь.2. Затем по опустевшей площадке забегали какие……прыткие ловкачи. Что ….по земле размотали, растянули и скрылись.
Вывод по уроку: Сегодня на уроке мы познакомились с неопределёнными местоимениями, узнали, что они, кроме некто и нечто, склоняются, а также узнали, как они образуются. На следующем уроке мы продолжим работу с неопределёнными местоимениями.
Домашнее задание: повторить теоретический материал урока, выполнить упр. 497 на стр. 212 учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс
Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....
Открытый урок "Относительные местоимения". 6 класс.
Относительные местоимения. 6 класс....
Конспкект урока "Разряды местоимений - существительных"
Тема: «Разряды местоимений - существительных».Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных...
Обучающая презентация "Притяжательные местоимения в английском языке"
Обучающая презентация "Притяжательные местоимения в английском языке"...
Открытый урок "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Личные местоимения"....
Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...
Технологическая карта урока"Разделы местоимений.Указательное местоимение"
Тип урока: открытие нового знания Обучающая цель: 1) сформировать понятие об указательных местоимениях; 2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи; 3) расширить лексический...