Технологическая карта урока"Разделы местоимений.Указательное местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_razryady_mestoimeniy._ukazatelnye_mestoimeniya.docx | 34.21 КБ |
_razryady_mestoimeniy._ukazatelnye_mestoimeniya.pptx | 1.15 МБ |
prilozhenie.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Мещеряковская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта
урока по русскому языку в 6 классе
по теме « Разряды местоимений. Указательные местоимения»
Автор: Фомичёва Светлана Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Тема. Указательные местоимения.
Тип урока: открытие нового знания
Обучающая цель:
1) сформировать понятие об указательных местоимениях;
2) вырабатывать умение употреблять указательные местоимения в речи;
3) расширить лексический запас учащихся;
4) отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Развивающая цель:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
3.Воспитывающая цель:
- вызвать интерес к урокам русского языка.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Предметные результаты
самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний, обобщение и умение делать выводы;
умение находить указательные местоимения; умение изменять их, использовать в речи; умение структурировать полученные знания.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, карточки, маршрутные листы, «Листы самооценки».
Используемые образовательные технологии:
- здоровьесберегающая
- развитие критического мышления
- исследовательский метод
- ИКТ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
100 ВИЛЛА ИМЕНИЕ ДАЧА
Вспомни и расскажи
По следам пройденных тем - Что называется местоимением? - Какие разряды местоимений вы знаете? - Каким членом предложения может быть местоимение? - Какие личные местоимения вы знаете? - Как вы думаете, почему эти местоимения называются личными? - Как изменяются личные местоимения? - Какова особенность возвратного местоимения? - Назовите вопросительные местоимения? -В чем различие вопросительных местоимений от относительных местоимений? - Особенность написания суффиксов – то, - либо, - нибудь и приставка – кое с отрицательными местоимениями?
Карточка №1 1.Следить за собой. 2.Подготовить кое-что. 3.Кто здесь? 4.Остановиться у них. 5.Сколько-нибудь книг. 6.У кого спросить? 7.Никаких трудностей. 8.Сколько сделал? 9.Сходить к вам. 10.Ничего не знать. 11Дом, который стоит у дороги. 12.Кое с кем посоветоваться. 13.Узнать, кто сделал. 14.Сходить ко мне. 15.Не с кем поговорить. 16..Возьми себе.
1 5 9 13 2 6 10 14 3 7 11 15 4 8 12 16
Л – личные В – возвратные ? - вопросительные О – относительные Н – неопределенные -- - отрицательные
1В 5Н 9Л 13о 2Н 6 ? 10-- 14Л 3 ? 7-- 11О 15-- 4Л 8 ? 12н 16в
Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5» 2-4 ошибки – «4» 5-6 ошибок – «3» 7 и более ошибок – «2»
Карточка №2 А.Фета. Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий небосвод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы Эта ночь без сна, Это все – весна!
- Какую роль играет в стихотворении местоимение это? - С каким разрядом местоимений мы сегодня познакомимся? .
Указательные местоимения
Цели : 1.Определять значение указательных местоимений. 2.Познакомиться с их морфологическими признаками, синтаксической ролью, 3.Уметь находить указательные местоимения в тексте и употреблять их в речи.)
Разряд Местоимения(примеры) Значение Вопросы Постоян - ные признаки Изменя – ются Синтакси - ческая роль
Разряд Местоимения (примеры) Значение Вопросы Постоян - ные признаки Изменя – ются Синтакси - ческая роль Указательные Тот этот такой таков столько сей указательное значение Какой? Каков? Сколько? Разряд ( указатель-ные местоимения) По падежам, некоторые - по родам и числам Могут быть любыми членами предложения
Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5» 2-3 ошибки – «4» 4-5 ошибок – «3» 6 и более ошибок – «2»
Физминутка Физминутка
Работа по вариантам Образовать все возможные формы местоимений. Вариант 1: такой, этот, таков Вариант 2: тот, столько, такая.
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ,ТАКОВ, СТОЛЬКО .
Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4 и более ошибок – «2»
Работа по группам 1 группа: 1)Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их. 2) Выделите в этих словах корень. 3) Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений Указательные______________________ -Просклоняйте местоимение ТАКОЙ по падежам.
Проверка (1 группа) Однокоренные слова: указательные, указ, указать, указка, указывать.. Указательные местоимения так называются, потому что они указывают на какое-либо лицо, предмет(тот, этот, такой) или количество(столько) Падежи Ед.ч. Мн.ч. Именительный падеж ТАКОЙ ТАКИЕ Родительный падеж ТАКОГО ТАКИХ Дательный падеж ТАКОМУ ТАКИМ Винительный падеж ТАКОЙ ТАКИЕ Творительный падеж ТАКИМ ТАКИМИ Предложный падеж О ТАКОМ О ТАКИХ
Работа по группам 2 группа. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе. _______ звук _______ красота _______ разочарование _______ краски - Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.
Проверка (2 группа) Местоимение ТАКОЙ и другие указательные местоимения изменяются по падежам и имеют окончания как у прилагательных. Указательные местоимения изменяются по родам и числам . ТАК ОЙ звук (М.,Р.) ТАК АЯ красота(Ж.,Р) ТАК ОЕ разочарование( СР.,Р.) ТАК ИЕ краски (МН.Ч.)
Работа по группам (3 группа) Прочитайте предложения и выполните задания. 1). Найдите указательные местоимения. 2). Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их как члены предложения. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Это письмо написал мой друг. Давай посидим у того дерева. У него был такой же велосипед, как у меня. Ты сегодня не такой, как всегда. Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать
Проверка (3 группа) Большинство указательных местоимений являются в предложении определением , но могут быть и дополнением и сказуемым. Спрашивать дорогу нужно у того , кто не торопится. Это письмо написал мой друг. Давай посидим у того дерева. У него был такой же велосипед, как у меня. Ты сегодня не такой , как всегда. Приговор был таков : казнить нельзя, помиловать.
Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5» 2-3 ошибки – «4» 4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2»
Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями: 1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) такой цветок 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той речки
Ответы: 4, 8, 9, 12 1) - 2) - 3) - 4) – такой цветок 5) - 6) - 7) - 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) - 11) - 12) возле той речки
Критерии оценивания: 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2»
Собери пословицы 1.Что посеешь, , 2. Каков привет, 3.Каков мастер, 4.В работе язык не в зачет, 5.Кто лжет, 6.Хорошо учить того, 7.Что с возу упало, 8.Чего себе не хочешь, тому больше не поверят. того и другим не желай таков ответ. тому почёт то и пожнёшь кто хочет много знать то и пропало такова и работа
Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 7 и более ошибок – «2»
Узнаем указательные местоимения в тексте: Из-за этой трубы- В такое мучение- Эта труба – В таких условиях – Ту трубу – От этого всего –. На эти дела- В это время-
Проверь себя. Из-за этой трубы- ед.ч. ж.р,Р.п. В такое мучение- ед.ч. ,ср.р., В.п. Эта труба – ед.ч., ж.р.,Им.п. В таких условиях – мн.ч.,П.п. Ту трубу - ед.ч.,ж.р.,В.п От этого всего – Ед.ч.,ср.,Р.п. На эти дела- мн.ч,В.п. В Это время- ед.,ср.р., В.п.
Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 7 и более ошибок – «2»
Оцените себя! 32- 35 баллов – «5» 28- 31 баллов – «4» 24 -27 баллов – «3» 23 и менее баллов – «остаёмся на индивидуальное занятие (((
Оцените себя! 18-17 баллов – 5 16-14 баллов – 4 13-8 баллов – 3 меньше 8 баллов - 2
Домашнее задание Уровень С: (на отметку «5») 1)§5, 2) написать сочинение-рассуждение на тему «Роль книги в моей жизни», используя указательные местоимения. Уровень В : (на отметку «4») 1) §5, 2) упр. 30 стр. + работа с этимологическим словарём (указать этимологию устаревших указательных местоимений СИХ , СЕЙ ) Уровень А : ( на отметку«3») 1) §5, 2) упр. 32 стр.29 .
Спасибо за сотрудничество
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
1. | Карточка №1. | |
2. | Карточка №2 (таблица) | |
3. | Карточка №3 (работа по вариантам) | |
4. | Карточка №4 (работа по группам) | |
5. | Карточка №5 (работа с текстом) | |
6. | Карточка №6 (собери пословицу) | |
7 | Карточка № 7 (Укажи М., падеж, число,род) |
Лист самооценки
1. | Карточка №1. | |
2. | Карточка №2 (таблица) | |
3. | Карточка №3 (работа по вариантам) | |
4. | Карточка №4 (работа по группам) | |
5. | Карточка №5 (работа с текстом) | |
6. | Карточка №6 (собери пословицу) | |
7 | Карточка № 7 (Укажи М., падеж, число,род) |
Лист самооценки
1. | Карточка №1. | |
2. | Карточка №2 (таблица) | |
3. | Карточка №3 (работа по вариантам) | |
4. | Карточка №4 (работа по группам) | |
5. | Карточка №5 (работа с текстом) | |
6. | Карточка №6 (собери пословицу) | |
7 | Карточка № 7 (Укажи М., падеж, число,род) |
Лист самооценки
1. | Карточка №1. | |
2. | Карточка №2 (таблица) | |
3. | Карточка №3 (работа по вариантам) | |
4. | Карточка №4 (работа по группам) | |
5. | Карточка №5 (работа с текстом) | |
6. | Карточка №6 (собери пословицу) | |
7 | Карточка № 7 (Укажи М., падеж, число,род) |
Лист самооценки
1. | Карточка №1. | |
2. | Карточка №2 (таблица) | |
3. | Карточка №3 (работа по вариантам) | |
4. | Карточка №4 (работа по группам) | |
5. | Карточка №5 (работа с текстом) | |
6. | Карточка №6 (собери пословицу) | |
7 | Карточка № 7 (Укажи М., падеж, число,род) |
Карточка № 1. Заполните квадрат знаками указывая разряды местоимений.
- Следить за собой
- Подготовить кое-что
- Кто здесь?
- Остановиться у них
- Сколько-нибудь книг
- У кого спросить?
- Никаких трудностей
- Сколько сделал?
- Сходить к вам-Л
- Ничего не знать
- Дом, который стоит у дороги
- Кое с кем посоветоваться
- Узнать, кто сделал-
- Сходить ко мне
- Не с кем поговорить
- Возьми себе-
1
| 5
| 9
| 13
|
2 | 6
| 10
| 14
|
3
| 7
| 11
| 15
|
4
| 8
| 12
| 16
|
Л – личные
В – возвратные
? - вопросительные
О – относительные
Н – неопределенные
--- - отрицательные
Карточка №2.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий небосвод,
Этот крик и вереницы
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё – ВЕСНА. Стихотворение А.А.Фета «Это утро»
Разряд | Местоимения | Значение | Вопросы | Постоян - ные признаки | Изменя – ются | Синтакси- ческая роль |
Карточка 3.
Вариант 1: такой, этот, таков
Вариант 2: тот, столько, такая.
Карточка 3.
Вариант 1: такой, этот, таков
Вариант 2: тот, столько, такая.
Карточка 3.
Вариант 1: такой, этот, таков
Вариант 2: тот, столько, такая.
Карточка 3.
Вариант 1: такой, этот, таков
Вариант 2: тот, столько, такая.
Карточка 3.
Вариант 1: такой, этот, таков
Вариант 2: тот, столько, такая.
Карточка 3.
Вариант 1: такой, этот, таков
Вариант 2: тот, столько, такая.
Карточка 3.
Вариант 1: такой, этот, таков
Вариант 2: тот, столько, такая.
Карточка №4 1 группа.
1. Подберите однокоренные слова к слову УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Запишите их.
_________________________________________________________________
- Выделите в этих словах корень.
- Ответьте на вопрос: как вы думаете, в чём секрет названия этих местоимений
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.
Падежи | Единственное число | Множественное число |
Именительный падеж | ||
Родительный падеж | ||
Дательный падеж | ||
Винительный падеж | ||
Творительный падеж | ||
Предложный падеж |
-Сделайте вывод по склонению.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 4 2 группа.
1. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде и числе.
__________________ звук
__________________ красота
__________________ разочарование
__________________ краски
- Сделай вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Найдите в тексте указательные местоимения.
2) Определите, каким членом предложения они являются. Подчеркните их в тексте как члены предложения.
Определите каким членом предложения являются выделенные местоимения.
Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится.
Это письмо написал мой друг.
Давай посидим у того дерева.
У него был такой же велосипед, как у меня.
Ты сегодня не такой, как всегда.
Приговор был таков: казнить нельзя, помиловать.
Карточка № 5
Выделитее номера словосочетаний
с указательными местоимениями:
1) помнить всегда
2) сколько времени
3) моего соседа
4) тогда цвела
5) кое-где виднеются
6) видно отсюда
7) обещать себе
8) за этим зданием
9) после стольких попыток
10) всюду раздаётся
11) приветствую тебя
12) возле той дачи
Карточка № 5
Выделите номера словосочетаний
с указательными местоимениями:
1) помнить всегда
2) сколько времени
3) моего соседа
4) тогда цвела
5) кое-где виднеются
6) видно отсюда
7) обещать себе
8) за этим зданием
9) после стольких попыток
10) всюду раздаётся
11) приветствую тебя
12) возле той дачи
Карточка № 5
Выделитее номера словосочетаний
с указательными местоимениями:
1) помнить всегда
2) сколько времени
3) моего соседа
4) тогда цвела
5) кое-где виднеются
6) видно отсюда
7) обещать себе
8) за этим зданием
9) после стольких попыток
10) всюду раздаётся
11) приветствую тебя
12) возле той дачи
Карточка № 5
Выделите номера словосочетаний
с указательными местоимениями:
1) помнить всегда
2) сколько времени
3) моего соседа
4) тогда цвела
5) кое-где виднеются
6) видно отсюда
7) обещать себе
8) за этим зданием
9) после стольких попыток
10) всюду раздаётся
11) приветствую тебя
12) возле той дачи
Карточка № 6 «Соберите пословицу»
1.Что посеешь, ,
2. Каков привет,
3.Каков мастер,
4.В работе язык не в зачет,
5.Кто лжет,
6.Хорошо учить того,
7.Что с возу упало,
8.Чего себе не хочешь,
тому больше не поверят.
того и другим не желай
таков ответ.
тому почёт
то и пожнёшь
кто хочет много знать
то и пропало
такова и работа
Карточка № 6 «Соберите пословицу»
1.Что посеешь, ,
2. Каков привет,
3.Каков мастер,
4.В работе язык не в зачет,
5.Кто лжет,
6.Хорошо учить того,
7.Что с возу упало,
8.Чего себе не хочешь,
тому больше не поверят.
того и другим не желай
таков ответ.
тому почёт
то и пожнёшь
кто хочет много знать
то и пропало
такова и работа
Карточка № 7. Узнаем указательные местоимения
в тексте:
- Из-за этой трубы-
- В такое мучение-
- Эта труба –
- В таких условиях –
- Ту трубу –
- От этого всего –.
- На эти дела-
- В это время-
Карточка № 7. Узнаем указательные местоимения
в тексте:
- Из-за этой трубы-
- В такое мучение-
- Эта труба –
- В таких условиях –
- Ту трубу –
- От этого всего –.
- На эти дела-
- В это время-
Карточка № 7. Узнаем указательные местоимения в тексте:
- Из-за этой трубы-
- В такое мучение-
- Эта труба –
- В таких условиях –
- Ту трубу –
- От этого всего –.
- На эти дела-
- В это время-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: "Указательные местоимения"
План урока представляет собой технологическую карту (согласно требованиям ФГОС). На данном уроке учащиеся поставлены в позицию «добытчиков» знаний, а учитель выполняет роль консультанта....
Технологическая карта урока раздел "Баскетбол" на тему "Ловля и передача мяча"
Технологическая карта урока раздел «Баскетбол»Учитель: Храпова Е.С.Тема урока: «Ловля и передача мяча».Целевая аудитория: учащиеся 6-го классаТип урока:...
Технологическая карта урока.Раздел:Волейбол 8 класс.Тема:Совершенствование технических приемов игры в волейбол (передача мяча, прием мяча, нападающий удар, блокирование, подача мяча)
Технологическая карта урока.Раздел:Волейбол 8 класс.Тема:Совершенствование технических приемов игры в волейбол (передача мяча, прием мяча, нападающий удар, блокирование, подача мяча)...
Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс
Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс...
Технологическая карта урока. Раздел: Волейбол 8 класс.
Совершенствование технических приемов игры в волейбол (передача мяча, прием мяча, нападающий удар, блокирование, подача мяча)...
Технологическая карта урока для 6 класса "Местоимение как часть речи"
Технологическая карта урока для 6 класса "Местоимение как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения" 6 класс
Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения" 6 класс...
- Мне нравится (1)