Методические материалы по теме «Изобразительно – выразительные средства художественной речи»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
В данной работе представлены авторские кроссворды по теме «Изобразительно – выразительные средства художественной речи». Материалы можно использовать на уроках литературы и русского языка с 8 по 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie-materialy-po-teme-izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-hudozhestv.docx | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы по теме «Изобразительно – выразительные средства художественной речи»
Доева Виктория Сергеевна, педагог – организатор, педагог – дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО г. Владикавказа», с/п «Центр развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект»
1. Замени фразеологизм одним словом:
- Надуть губы
- Шевелить мозгами
- Мозолить глаза
- Выбросить из головы
- Диву даваться
- Совать нос
- Прикусить язык
- Поднять на смех
- Сесть в калошу
- Давать голову на отсечение
- Остаться в живых
- Морочить голову
- Намотать себе на ус
- Клевать носом
- Перегнуть палку
- Унести ноги
- Собраться с духом
- Чесать языком
- Тянуть кота за хвост
2. Определи средства выразительности речи
1. «Плутовка к дереву на цыпочках подходит» (И.Крылов)
2. «Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась…» (А. С. Пушкин)
3. «Здесь даже камни плачут» (С.А. Есенин)
4. «Август – астры,
Август – звёзды,
Август – грозди» (М.И. Цветаева)
5. «Умирает мартовский снег, мы устроим ему весёлые похороны» (Б.Окуджава)
6. Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(А.Островский «Гроза»)
7. И гвардия капель —
воды партизаны —
взбираются
ввысь
с океанского рва,
до неба метнутся
и падают заново,
(В.Маяковский «Атлантический океан»)
8. «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Э.А. Рязанов)
9. «Вспоминается мне ранняя погожая осень» (И.А. Бунин)
10. «Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени» (Л.Н. Толстой)
11. «Город шумел, трещали флаги» (Ю.К. Олеша)
12. «Ведь пахли иначе травы, Осенние травы» (А.А. Ахматова)
13. «Лёд, неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит» (Н.А. Некрасов)
14. «Едва ли кто польстится на такую красавицу. Откуда, умная, бредешь ты, голова?»(И.А.Крылов. (слова лисицы ослу)
15. «Зеленеют земли перелеском» (А. Белый)
16. «Он был столь малого роста, что не мог вмещать законов» (М.Е. Салтыков-Щедрин)
17. "Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом.
— Что это? — спросила она. — Сфинкс?
— Да, — ответил он, — и этот сфинкс — вы» (Тургенев)
18. «Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)
19. «Вечер. Взморье. Вздохи ветра» (К.Д. Бальмонт)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| 15 |
|
|
|
|
| 16 |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Определи средства выразительности речи и заполни кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
| 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. А. Бунин "Листопад")
2. …Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою. (В. Инбер)
3. «Готовь сани летом, а телегу зимой»
4. Закрыв измученные веки,
Миг, отошедший, БЕРЕГУ.
О, если бы так стоять во веки
На этом тихом БЕРЕГУ.(В. Брюсов)
5. Это только потом, через годы, я стал понимать,
Как казнят матерей безучастьем и черствостью дети. (Сергей Островой "Мать")
6. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
7. "И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина" ( В. Маяковский "О дряни").
8. "Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда: тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки" ("Невский проспект", Н. Гоголь)
9. Первое слово ребенок сказал:
- Мама! –
Вырос. Солдатом пришёл на вокзал.
- Мама! –
Вот он в атаке на дымную землю упал.
- Мама! –
Встал. И пошёл. И губами горячими к жизни припал.
- Мама! – (Сергей Островой "Мать")
10. «Сей труп живой, еще вчера
Стонавший слабо над могилой…» (А.С.Пушкин «Полтава»)
11. Сегодня у берега нашего бросил якорь свой доселе неизвестный нам корабль. (Гумилев)
12. «Мир хижинам – война дворцам».
13. Постичь свое одиночество, разложить его на части, атомы — тоску, радость, тихость, спокойствие. Выйти с этим постижением во внешний мир. Увидеть как все это, вокруг — чудесно и открыто нам. ( Олена Ра: литературные дневники)
14. На пути богатыря стояли силы несметные – волк их за день не обежит, ворон за день не облетит.
15. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …(А.С.Пушкин)
16. Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие. (Сергей Островой "Мать")
17. Уста и губы -- суть их не одна,
И очи -- вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим -- глубокие тарелки! (А. Марков)
18. Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый - глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший вредную:
Золотой – полушку медную. (М.Цветаева)
19. Она почила вечным сном. ( А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
4. Определи средства выразительности речи и заполни кроссворд
- Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов)
- Часто используется в названиях художественных произведений, например, «Невыносимая легкость бытия» Кундеры, «Живой труп» Толстого или «Горячий снег» Бондарева.
3. Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С. Есенин)
4. Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)
5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…(Н. Некрасов)
6. Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум... (Н. Некрасов)
7. В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)
8. Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)
9. Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.
10. Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)
11. Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттер, учуявший перепела. (О. Генри, «Дары волхвов»)
12. Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая? (А.К. Толстой)
13. Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
14. Ты вел мечи на пир обильный;
Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой... (А. Пушкин)
15. Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить Гоголь Н. В.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"
Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравн...
Авторский элективный курс "Изобразительно- выразительные средства речи"
Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления художественной литературы, с которыми он встречается на уроках, на факультативных...
Урок в 11-м классе по теме: «Изобразительно-выразительные средства речи»
Цели урока:познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;развивающий аспе...
Методическая разработка по подготовке к экзамену ОГЭ на тему: "Изобразительно-выразительные средства языка" 9 класс
Электронное пособие по русскому языку для подготовки учащихся к эезамену ОГЭ....
Мастер-класс "Роль изобразительно-выразительных средств речи".
Мастер-класс представляет пример системно-деятельностного подхода на уроке русского языка....
Проверочная работа по литературе. Определение стихотворных размеров, изобразительно-выразительных средств речи
Проверочная работа по теме «Стихотворные размеры»Вариант №1 Задание. Определите стихотворные размеры.При выполнении задания обведите номер выбранного ответа кружком. Если обвели не то...