Авторский элективный курс "Изобразительно- выразительные средства речи"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления художественной литературы, с которыми он встречается на уроках, на факультативных занятиях, а также на занятиях элективного курса.Художественно-изобразительные средства используются в литературном произведении для того , чтобы создать зримый образ описываемого предмета, персонажа, происходящих событий.Данный элективный курс исходит из тех целей , что и существующая сейчас программа школьного курса литературы , которую он и призван дополнить.Также она может найти свое применение при организации занятий, предназначенных для подготовки к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз.Навыки , которые предполагаются выработать в процессе изучения данного курса, будут полезными как при построении устного ответа , так и при подготовке к олимпиадам по литературе.
В новых для России условиях хозяйствования , рыночной экономики , подготовки конкурентноспособных на мировом рынке выпускников российских образовательных учреждений , возрастающего накопления и обмена информацией необходимо для специалиста , помимо владения своей профессией , быть коммуникабильным ,уметь представить тот или иной коммерческий проект , уметь грамотно общаться , ясно выражать свои мысли , владеть языком –вот эти качества становятся как никогда социально значимым и являются ныне одним из важнейших условий успешной деятельности специалиста.Изобразительно-выразительные средства используются в литературном произведении для того,чтобы вызвать у читателя какое-либо чувство(жалость,возмущение,восхищение), создать определенную поэтическую атмосферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан, Мамадышский муниципальный район
Среднекирменская средняя общеобразовательная школа.
Элективный курс на тему :
« Изобразительно-выразительные средства языка произведений художественной
литературы»
(9 класс, 17 часов)
Ответственный руководитель конкурса авторских программ предпрофильной подготовки и профильного обучения среди педагогов ОУ Мамадышского района : методист ИМЦ Мухамадиева Ю.С.
Руководитель : учитель русского языка и литературы Среднекирменской средней общеобразовательной школы Марданова А.Ш.
Февраль 2010
Пояснительная записка
Профильное обучение направлено на успешное социальное становление ученика по окончании школы , соответственно , на повышение осознанности выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах..В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической , психологической , информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоуправлению по завершению основного общего образования. Известно , что в сельской школе профессиональный выбор значительно уже, чем в городской. Расширению кругозора , развитию умственных и познавательных способностей , воображения ,образного мышления детей способствуют уроки литературы .В процессе чтения пополняется словарный запас учащихся –татар , усваиваются изобразительно-выразительные средства художественных произведений,вырабатываются навыки сознательного чтения.В художественных текстах слова и их сочетания приобретают дополнительные , чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы.Изобразительные средства языка ( сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры и т.д.) всегда эмоциональны, оживляют речь, возбуждают мышление , развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей.На уроках литературы при изучении лирических и прозаических произведений дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства: метафоре,сравнении, олицетворении.Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления художественной литературы, с которыми он встречается на уроках, на факультативных занятиях, а также на занятиях элективного курса.Художественно-изобразительные средства используются в литературном произведении для того , чтобы создать зримый образ описываемого предмета, персонажа, происходящих событий.Данный элективный курс исходит из тех целей , что и существующая сейчас программа школьного курса литературы , которую он и призван дополнить.Также она может найти свое применение при организации занятий, предназначенных для подготовки к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз.Навыки , которые предполагаются выработать в процессе изучения данного курса, будут полезными как при построении устного ответа , так и при подготовке к олимпиадам по литературе.
В новых для России условиях хозяйствования , рыночной экономики , подготовки конкурентноспособных на мировом рынке выпускников российских образовательных учреждений , возрастающего накопления и обмена информацией необходимо для специалиста , помимо владения своей профессией , быть коммуникабильным ,уметь представить тот или иной коммерческий проект , уметь грамотно общаться , ясно выражать свои мысли , владеть языком –вот эти качества становятся как никогда социально значимым и являются ныне одним из важнейших условий успешной деятельности специалиста.Изобразительно-выразительные средства используются в литературном произведении для того,чтобы вызвать у читателя какое-либо чувство(жалость,возмущение,восхищение), создать определенную поэтическую атмосферу.
Цели курса :
- формирование и воспитание современной и языковой личности, владеющей системой норм современного литературного языка;
-формирование и развитие умений творческого,т.е.эстетического чтения, приводящее к формированию читательской самостоятельности;
-воспитание и формирование эстетического вкуса учащихся как условия при общениях постижению художественной культуры.Достичь этих целей мы стремимся, углубив и расширив умения учеников в анализе и интерпретации художественного текста.
В результате изучения элективного курса ученик должен знать:
-обобщить знания по работе над изобразительно-выразительными средствами языка;
-развить и расширить навыки анализа художественных произведений разных жанров;
-уметь анализировать и понимать произведения художественной литературы с опорой на знания по теории литературы.
Итак, данный элективный курс предназначен для изучения литературы в старших классах,особенно гуманитарных классах школ,в дополнение к основному курсу. Концептуальной основой данного курса является понимание текста как структуры,отдельные элементы которой связаны друг с другом и, как правило, выполняют определенные ,особые функции.Элективный курс рассчитан на его творческое использование.
Тематическое планирование элективного курса на тему
« Изобразительно-выразительные
средства языка произведений художественной литературы»
№ | Наименование тем курса | Цели и задачи курса | Кол. часов | Формы и методы проведения занятий | Виды контроля |
1 | Введение к курсу.Изобразительно-выразительные средства языка художественных произведений.Краткая характеристика их. | Дать понятие о целях и задачах курса.Дать представление об изобразительно-выразительных средствах худ.пр. | 1 | Запись тезисов.Анализ текстов худ.произв. | Проверка тезисов |
2 | Стилистические фигуры.Параллелизм.Ги пербола.Литота. | Проанализиро вать текст с учетом данных стилистических фигур.Форми ровать навыки литературовед ческого анализа текста худ.пр. | 1 | Теория литера туры:парал лелизм,гипербо ла,литота Ра бота с текста ми худ.пр. | Проверка Тезисов. Выступл уч-ся
|
3. | Стилистические фигурыАнтитеза.Оксю морон. | Формирование навыков анали за худ.пр.с уче том стилисти ческих фи гур: антитеза и оксюморон. | 1 | Теория литературы: антитеза и ок сюморон.Рабо та с текстами, нахождение средств выр-ти в рассказах. | Провер ка тезисов. Самос тоятельная раб.уч-ся. |
4. | Стилистические фигуры.Инверсия.Пов тор.Многосоюзие.Убав ление. | Формировать умение самостоятель но производить литературовед ческий анализ лирического текста. | 1 | Запись тезисов. Анализ стихов Ф.И.Тютчева, АС.Пушкина, В.В.Маяковского. | Самост. работа текстами стихов.
|
5. | Изобразительно-выразительные средства языка.Тропы.Метафо ры,виды метафор | Проанализиро вать стихи, объ яснить роль наиболее значи мых тропов: метафор, определить раз новидность ме тафор. | 1 | Теория литерату ры: метафоры, их виды,беседа, запись тезисов. | Анализ стихов, охаракте ризовать виды мета фор, решение тестов ЕГЭ |
6. | Изобразительно-выразительные средства языка.Эпитеты.Харак теристика эпитетов. | Проанализиро вать стихи, объ яснить роль наиболее зна чимых тропов: эпитетов,уме ние их найти в текстах худ.пр. | 1 | Запись тезисов, выступление уче ников по теоре тическому мат. | Решение тестовых заданий ЕГЭ, анализ стихов, охаракте ризовать эпитетов. |
7. | Изобразительно-выразительные средства языка.Сравнение и перефраз. | Проанализиро вать стихи , умение найти в стихах сравне ниней и перефраз. | 1 | Запись тезисов,выступ ления уч-ся, беседа по теории литературы. | Решение тестовых заданий ЕГЭ,зада ние « Про должи фразу» |
8. | Изобразительно-выразительные сред ства языка. Аллегория и метанимия. | Продолжать формировать навыки лит. анализа лирических произведений. Умение найти в стихах аллего рию и метанимию. | 1 | Запись теорети ческих понятий в тетр.по лит-ре, выступления уч-ся. | Решение олимпиад ных за даний по лит-ре. Анализ стихов А.А.Блока С.А.Есени на. |
9. | Изобразительно-выразительные средства языка.Синекдоха и ирония. | Продолжать формировать навыки лит. анализа лири ческих про изведений. Умение найти синекдоху и иронию. | 1 | Запись тезисов. Лекция учителя. Выступление учащихся. | Анализ стихов В.В.Мая ковского, А.Т.Твар довского. |
10 | Изобразительно-выразительные средства языка.Символ. | Дать уч-ся по нятие о символах в ху дожественных произведениях. Умение найти символов в худ.пр. | 1. | Запись тезисов. Выступление учителя и са мих уч-ся .Ра бота по словарю литературовед ческих терминов. | Анализ произв.А . де Сент- Экзюпери и И.С.Тур генева.Ре шение олимпиад ных заданий. |
11. | Изобразительно-выразительные средства языка.Аллитерация и анафора. | Продолжать формировать навыки анализа текстов худ. пр.Умение най ти аллитерацию и анафору в текстах худ.пр.
| 1 | Запись тезисов. Выступления уч ся , литературо ведческое опре дение этих терминов по сло варю. | Дискус сия между ученика ми и учи телем.Ана лиз стихов. |
12 | Изобразительно-выразительные средства языка.Аллюзия и Антропоморфизм. | Совершенство вать навыки анализа худ.пр. Умение найти аллюзию и ан тропомор физма в пр.худ. лит-ры. | 1 | Запись тезисов. Литературное определение терминов по словарю.Выступ ления самих уч-ся. | Анализ от рывков из романа К.М.Симо нова «Жи вые и мер твые». |
13. | Изобразительно-выразительные средства языка.Парцелляция и плеоназм. | Продолжать формировать навыки анализа худ произведений, Умение найти парцелляцию и плеоназм в худ.пр. | 1 | Запись тезисов.Опреде ление терминов по словарю ли тературоведчес ких терминов. Выступления самих уч-ся. | Решение заданий по подго товки к ЕГЭ, ра бота над стихами А.А.Блока. |
14. | Изобразительно-выразительные средства языка.Ассонанс Гротеск. | Продолжать формировать умение самостоятель но анализиро вать худ.пр. Умение найти уч-ся ассонанса и гротеска в.худ. пр. | 1 | Запись тезисов.Опре деление терминов по словарю. Выступления са мих учащихся. | Решение олимпиад ных зада ний , рабо та по ро ману М.А. Булгакова |
15 | Изобразительно-выразительные средства языка.Градация Повтор. | Дать учащимся понятие по словарю, научить уча щихся найти градацию и пов тор в пр.худ.лит-ры. | 1 | Толкование зна чение данных слов по словарю «Литературовед ческие термины» Запись тезисов.Выступ ления уч-ся. | Решение олимпиад ных зада ний по ли тературе. Анализ по эму А.Т. Твардов ского «Василий Теркин» |
16-17 | Защита рефератов на тему:» Изобразительно-выразительные средства языка»( на основе текстов художественных произведений) | Систематизи ровать и обобщить зна ния учащихся по данной теме Умение уч-ся защищать рефератов на данные темы | 1-2 | Выступления учащихся.За пись тезисов. Защита рефе ратов. | Защита рефератов на данную тему,опи раясь на тексты худ.пр. |
Программа( содержательная часть ) элективного курса.
Урок №1.Введение .Изобразительно-выразительные средства языка.Краткая характеристика.
Практикум: работа с текстами.
Урок №2.Стилистические фигуры.Параллелизм, гипербола, литота.
Практикум:Работа с текстами. Работа по сборнику « Пословицы и поговорки»., гиперболические образы
« Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле, « История одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, « 150 000 000 « В.В.Маяковского, сказки Ш.Перро, стихи Н.А.Некрасова.
Песни С.Стромилова.
Урок №3. Стилистические фигуры.Антитеза.Оксюморон.
Практикум: Работа с текстами.Нахождение средств выразительности в рассказе И.А.Бунина « Заря всю ночь».,сборник « Пословицы и поговорки», стихи А.С .Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Урок №4.Стилистические фигуры.Инверсия.Повтор.Многосоюзие,Убавление.
Практикум:анализ стихов Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина,В.В.Маяковского.
Урок №5.Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы.Метафора.Виды метафор.Характеристика метафор.
Практикум: работа над стихами Ф.И.Тютчева, В.В.Маяковского,С.А.Есенина,А.А.Фета( характеристика метафор).
Урок № 6.Изобразительно –выразительные средства языка.Эпитеты.Характеристика эпитетов.
Практикум:чтение и анализ стихов: А.А.Блока,С.А.Есенина,М.Ю.Лермонтова,работа над изобразительно-выразительными средствами языка данных стихов.
Урок №7.Изобразительно-выразительные средства языка.Сравнение и перефраз.
Практикум: чтение и анализ стихов М.Ю.Лермонтова,С.А..Есенина.В.В.Маяковского.
Урок №8.Изобразительно-выразительные средства языка.Аллегория и метонимия.
Практикум: работа над текстами произведений художественной литературы, басни И.А.Крылова « Стрекоза и муравей.»,»Ворона и лисица», стихи В.В. Маяковского.
Урок №9.Изобразительно-выразительные средства языка.Синехдоха и ирония.
Практикум: Работа над произведениями художественной литературы,стихи В.В.Маяковского и А.Т.Твардовского.
Урок №10.Изобразительно-выразительные средства языка.Символ.
Практикум: литературоведческое определение понятия « символ» по словарю «Краткий словарь литературоведческих терминов»,символические образы на примере сказок А.де Сент-Экзюпери» Маленький принц»,рассказа И.С.Тургенева » Ася»( я храню высохший цветок гераниума.
Урок №11.Изобразительно-выразительные средства языка.Аллитерация.Анафора.
Практикум: литературоведческое определение данных терминов по словарю.Отрывки из стихов Г.Р.Державина,В.В.Маяковского,А.С.Пушкина.
Урок №12 .Изобразительно-выразительные средства языка.Аллюзия.Антропоморфизм.
Практикум: литературоведческое определение данных терминов.Работа над текстами художественных произведений .Отрывки из романа К.М.Симонова « Живые и мертвые».Стихотворение А.С.Пушкина « Золото и булат».В.В.Маяковский ,стихотворе-ние «Необычайное приключение ….».
Урок №13.Изобразительно-выразительные средства языка.Парцелляция.и плеоназм.
Практикум: литературоведческое определение данных терминов.Работа над текс-
тами,стихами А.А.Блока « Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный путь!»
Урок №14 .Изобразительно-выразительные средства языка.Ассонанс.Гротеск.
Практикум: литературоведческое определение данных терминов.
Сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина « Медведь на воеводстве», роман М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита».
Урок №15.Изобразительно-выразительные средства языка.Градация .Повтор.
Практикум: толкование значения данных слов по словарю.Стихотворение Н.Заболоцкого « Творцы дороги» А.Т.Твардовский .Поэма « Василий Теркин», Н.В.Гоголь .Поэма « Мертвые души»
Уроки №16-17. Защита рефератов по изобразительно-выразительным средствам языка, на основе текстов произведений художественной литературы.
Приложение.
Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы.
Краткий словарь терминов.
1.Аллегория-троп, вид иносказания; отвлеченная идея или понятие, воплощенные в конкретном образе: крест в христианстве обозначает страдание, ягненок- беззащитность,
голубь-невинность.В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора , из
сказок о животных : волк-жадность,лиса-хитрость.Аллегория часто используется в бас
нях.Например, в басне И.А.Крылова» Стрекоза и муравей».Стрекоза- аллегория легкомыслия,а Муравей-трудолюбия и предусмотрительности.
2.Аллитерация-прием звукозаписи,заключающийся в повторении одиноковых или близких
по звучанию согласных звуков,например: « Пора ,пора! Рога трубят» ( А.С.Пушкин).Алли
терация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выра
зительными. Грохочет эхо по горам,
Как гром,гремящий по громам .( Г.Р.Державин).
3.Аллюзия-художественный прием, который заключается в использовании намека на какой- нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.Например, у В.В.Маяковского в стихотворении « Юбилейное «
есть вопрос , обращенный к Дантесу : « Чем Вы занимались до семнадцатого года? «-наз
ванная дата подразумевает революцию.
4.Антропоморфизм-вид олицетворения , когда изображаемый предмет
уподобляется человеку, либо наделен некоторыми человеческими качествами.
« Все мое»,- сказало злато;
« Все возьму «,- сказал булат ( А.С.Пушкин. « Злато и серебро»).На антропоморфиз
ме иногда строится целое произведение ( « Необычайное приключение….» В.В.Маяков
ского).
5.Гротеск-художественный прием; нарушение пропорций изображаемого мира, соедине
ние фантастического с реальным , обыкновенным и даже приземленно –бытовым.Напри
мер, в сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина « Медведь на воеводстве» медведь собирается ра
зорять « типографии и университеты» ; в романе М.А.Булгакова « Мастер и Маргарита» впечатление гротеска создается причудливым сочетанием бытового фона Москвы с
фантастическими образами Воланда и его свиты.
6.Оксюморон- художественный прием; сочетание противоположных , противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. Например: « горячий
снег» , « скупой рыцарь», « пышное природы увяданье».
7.Парцелляция –художественный прием , расчленение фразы на отрезки ,порции.Фразы получаются рубленные.Например: « У него горе.Большое».
8.Гипербола – литертурный прием, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого .Используется для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того ,чтобы ярче выделить в изображаемом явле
нии те или иные стороны.Например: И ядрам пролететать мешала
Гора кровавых тел .( «Бородино») М.Ю.Лермонтов
9.Ассонанс-повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи.Например:
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.( А.С.Пушкин).
Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи.Ассонанс также называют неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоящие под ударением: « красивая –неугасимая», « музыкой – мускульной», « жажда- жалко» и др.
10.Градация – художественный прием, заключающийся в постепенном, последовательном усилении или ослабленииобразов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности.Например: « Муха! Меньше мухи! Уничтожился в песчинку!»
( Н.В.Гоголь). Изображение взрыва в стихотворении Н.Заболоцкого « Творцы дорог»:
Завыл, запел ,взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.
11.Инверсия-художественный прием, нарочитое изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели.Например:
Для берегов отчизны дальной
Ты покидала край чужой.( А.С.Пушкин).
Здесь постановка прилагательного после существительного усиливает эмоциональное восприятие эпитета « дальной» к слову « отчизны» и « чужой» к слову « край». Или и Ф.И.Тютчева в стихотворении » Весенняя гроза» : «Гремят раскаты молодые» », Повисли перлы дождевые» , « С горы бежит поток проворный» , «И гам лесной и шум нагорный..».
12.Литота- вид тропа, противоположный гиперболе, заключающийся в намеренно неправдоподобном художественном преуменьшении изображаемого.Например: Мальчик с пальчик, Мужичок с наготок.
13. Метанимия- троп, заключающийся в замене одгого слова или понятия другим , имеющим с первым причиннную или иную связь.Например, « читать Пушкина» (т.е. чи
тать произведения Пушкина),или у Н.А. Некрасова : « Придет ли времечко…когда мужик
Белинского и Гоголя с базара понесет», - имеются ввиду книги, написанные В.Г.Белин
ским и Н.В.Гоголем.
14.Олицетворение- разновидность метафоры, при которой явления природы , неодушев
ленные предметы наделяются свойствами живых существ; например:
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе. ( С.А.Есенин)
15.Плеоназм –повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот
или иной стилистический эффект.Например:» Друг мой , друг мой, Я очень и очень
болен .Сам не знаю откуда взялась эта боль..» ( С.А.Есенин).У А.А.Блока в стихотворении
« Сольвейг! О, Сольвейг! О, солнечный путь!» есть скрытый плеоназм: имя « Сольвейг «
взято из драмы Х.Ибсена « Пер Гюнт» , и по-норвежски оно значит именно « солнечный путь» , « солнечный след»
Литература.
( для учителя при подготовке программы электив
ного курса)
1.Литература.Дрофа.2003-2004 года.
2.Русский язык.( подготовка к ЕГЭ) .Рекомендации для учителей-предметников, выпускников и абитуриентов.Казань.2005 года.
3.Краткий словарь литературоведческих терминов .Москва.Просвещение1985 года.
4.Олимпиады по литературе в 10 классе.И.К.Мартемьянова.Волгоград.2004 года.
5.Научно-популярный журнал « Русский язык и литература для школьников» №1,2008 г.
6.Тексты художественных произведений ( стихи, сказки, басни, рассказы, романы,.пословицы ,поговорки.)разных поэтов и прозаиков..
7.В.П.Сычева.Русский язык.Государственная итоговая аттестация( по новой форме).Издательство» Экзамен»,Москва 2008 г.
8.Журналы « Литература в школе» №5 2000, №3 2002, №4 2001,№8 2000,№5 2002,№1 2001,№6 2001,№1 2002,№2 2002,№9 2003.
8.Богданова О.Ю.Методика преподавание литературы: Учебник для студ. Пед.вузов\О.Ю.
Богданова,С.А.Лернов,В.Ф.Чертов; Под ред О.Ю.Богдановой.- М.:Издательский центр
« Академия» ,1999.
9.Лотман Ю.М.О поэтах и поэзии.-СПб., 1999.
Литература ( рекомендованная для учащихся при подготовке к защите
рефератов) .
1.Русский язык ( подготовка к ЕГЭ) .Рекомендации для учителей- предметников, выпуск
ников и абитуриентов. Казань .2005
2.И.К.Мартемьянова .Олимпиады по литературе. 10 класс.Волгоград. 2004.
3.Черных П.Я.Историко-этимологический словарь современного русского языка.-М.:
«Русский язык» .1994 .
4.Т.Ю.Васильева.Элективный курс по литературе для 10 класса.» Анализ эпического произведения малой формы». Казань .2008.Уроки № 30-32 Урок-конференция.Защита проектов учащихся по теме: « Анализ эпического произведения».
5.Зинина Е.А. .Основы поэтики .Теория и практика анализа художественного текста
10-11 классы.Элективные курсы .- Дрофа,2006.
6. Есин.А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие.
-5-е издание.-М.: Флинта: Наука,2003.—248с., С.177.
7.Тимофеева Л.И.Словарь литературоведческих терминов .- М.-, 1974, 1985.- С.374,372.
8.Лотман Ю.М.О поэтах и поэзии.-СПб., 1999.
Темы рефератов , рекомендованные к защите( для учащихся).
1.Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы.
( Аллегория , как троп, как вид иносказания в баснях И.А.Крылова)
2.Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы.
Стилистические фигуры. Антитеза и Оксюморон. В стихах С.А.Есенина, А.А.Блока.
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
3.Проблемы изучения теоретико- литературных понятий в школе ( метафоры,аллегория,
символ).Теория литературы.
4.Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы.
Тропы. Метафора.Виды метафор.Характеристика метафор( примеры на основе текстов
художественной литературы)
5.Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы.
Тропы. Эпитеты. Характеристика эпитетов. ( на основе текстов художественной литературы)
6.Языковые средства выразительности.( по рассказу И.А.Бунина « Заря всю ночь»)
Интерпретация рассказа.
Методическая часть .
Конспект урока.Изучение изобразительно-выразитель
ных средств языка художественной литературы.
Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка художественной литературы
( Метафоры, эпитеты, олицетворение). Теория литературы на осно
ве текстов художественной литературы.
Цель урока:1)повторить, расширить и обобщить знания по теме .
2)Развивать навыки свободного владения изобразительно-выразительными средствами, умения анализировать текст.
3)воспитание эстетической и нравственной культуры учащихся;
Материал к уроку: Каталог . « Дрофа» 2009--2010 ,словарь литературовед. терминов,
тексты художественных произведений, М.Ю.Никулина «Типовые
тестовые задания», журнал »Магариф» №2 2007.Журналы «Литература
в школе» №2. 2007, №1 2008 .
Ход урока
1.Актуализация урока.
1.Объявление темы и цели урока.
2.Вступительное слово учителя об изобразительно-выразительных средствах языка художественной литературы.
Обязательным условием эффективности технологий в области литературы должно стать постижение литературы через восприятие художественной ценности текста, языка , с помощью которого автор общается с читателем, а уже через слово литература станет средством формирования и развития личности Задача сегодняшнего урока-«правильно понять текст через язык, то есть языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы языка» ( Н.М.Шанский).
-Какие средства художественной выразительности вам известны?
(тропы, стилистические фигуры, фигуры речи).
-Что такое тропы ? Перечислите их.
Троп (от греческого слова, означающего поворот, оборот, образ).-это употребление слов, фраз в переносном смысле. К тропам относятся следующие: метафора, литота, гипербола, ирония, эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение.
-Какие стилистические фигуры ,или фигуры речи, вы помните? Назовите их.
(Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический пареллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, эллипсис, риторические фигуры: обращение, восклицание, вопрос, умолчание.)
Одно из типичных определений изобразительно-выразительных средств мы находим в «Литературном энциклопедическом словаре» .
Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой, по принципу из сходства в каком-либо отношении или по контрасту….не в качественной раздельности, как в сравнении , а…. в новом нерасчлененном единстве художественного образа. Виды метафор. Овеществление ( перенос черт неодушевленного предмета на человека). «Уси
лить бой бестрепетных сердец…» (А.Фет). Олицетворение (перенос человеческих черт или черт живого существа на неодушевленные предметы или явления). « Листьев томный, легкий шелест…» ( Ф.И.Тютчев).Характеристика метафор: глагольная метафора
«дышит полдень»( Ф.И.Тютчев), вещественная «фонарей одеяла» (В.В.Маяковского),
метафорический эпитет «ласковое пламя»( С.А.Есенин),бытовая метафора « дождь барабанит, часы идут.».
3.Выступления учащихся.
Эпитеты –художественно –образное определение какого-либо предмета или явления, применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека,вещи, природы и т.п. («Поодаль в стороне, темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес….день был не то ясный , не то мрачный, а какого-то светло-серого цветы….» - Н.В.Гоголь. « Мертвые души» ); для того чтобы создать определенное эмоциональное впечатление от изображаемого или передать психологическую атмосферу,настроение.Эпитет чаще всего выражен прилагательным и наречием.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого , как небо , и …..( А.А.Блок).
Характеристика эпитетов.
Постоянный эпитет , характерный для фольклора : трава зеленая, небо синее, добрый конь, красная девица.Индивидуально-авторский эпитет:
« железный сон» (Ф.И.Тютчев).Цветовой эпитет : « алый цвет зари» ( С.А.Есенин).
Оценочный эпитет : « кроткая улыбка увяданья» ( Ф.И. Тютчев).Метафорический эпитет : «раненое солнце» (В.В.Маяковский).
3.На первом этапе усвоения выразительных средств лучше всего ввести понятие «Олицетворение» Олицетворение связано с первыми ступенями освоения мира человеческом, когда природа познается через приписывание ей человеческих свойств. И хотя в дальнейшем человек начинает отделять себя от природы, он по- прежнему переносит на нее свои собственные черты, как это свойственно и детям.В « Поэтическом словаре» А.Квятковского дается такое определение: « Олицетворение- .стилистическая фигура , состоящая в том, что при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами и мыслями, речью.
Скоро Осень проснется.
И заплачет спросонья…( К.Д.Бальмонт.)
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.( С.А.Есенин).
Слезы из глаз водосточных труб (В.В.Маяковский).
В « Слове о полку Игореве» Ярославна обращается к ветру, солнцу. Еще один пример.
« Оскалила собака зубы, смеется над арестантами» ( А.И. Солженицын).
Работа над текстами , в данном контексте имеется это слово ? ( Этот эпитет помогает понять восприятие мира героиней; он синонимичен - приносящий радость, волнующей.).
-Бунинский словарь богат , однако он добивается выразительности не столько количественным расширением используемых слов, сколько виртуозностью сочетания одних и тех же « фирменных» эпитетов и словесных групп.Бунин любит составные эпитеты и – подлинный конек писателя –оксюмороны.Найдите в том тексте оксюморон ,раскройте его художественную задачу.
-Сладостно теряя волю и позволяя увести себя по сырому песку аллеи в глубине мокрого сада…
-Соловей томился своей сладкой песней(благозвучной).
Чтение отрывка со слов « Я вдруг вспомнила шутливое обещание Сиверса….» до конца 2 главы.
Как создается напряжение томительного ожидания ,какими средствами языка?.
-Предложения-воспоминания , заканчивающееся.., которое передает волнение.
-Вопросительные предложения.
-Синтаксический параллелизм.
-Неопределенность передается эпитетом зыбкий сумрак.
4.Работа по сборнику « Типовые тестовые задания»( подготовка к ЕГЭ).Задания типа:
А1.Какая особенность характерна для прослушанного текста?
- употребление терминов общественно-политической лексики;
- употребление фразеологических оборотов;
- употребление олицетворений ;
- употребление гиперболы;( текст в брошюре по подготовке к ЕГЭ, стр.16-17).
- Задания , связанные с изобразительно-выразительными средствами, при подготовке к олимпиадам.
- Продолжи фразу:
А) Гипербола –это…
Б) Аллегория – это…
В) Аллюзия –это..
Г) Оксюморон-это..
2.Литературное исследование эпизода из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» :
« ….Арина Петровна – женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно……»
Задания к тексту .
1.Исследуйте и докажите , есть ли в данном эпизоде эпитеты, раскрывающие черты характера Арины Петровны?
2.Исследуйте и докажите, использует ли Щедрин метафоры для раскрытия семейных отношений между Головлевыми.?
3.Найти троп или стилистическую фигуру.. Решение тестовых заданий на распознавание изобразительно-выразительных средств языка
1).Отметьте примеры, содержащие метафору.
А.У меня в душе ни одного седого волоса.
Б.Ты вел мечи на пир обильный.
В.Как чайка ,парус там белеет в вышине.
Г.Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.
2).Отметьте примеры ,содержащие олицетворение.
А.Улыбнулись сонные березки.
Б.Анчар ,как грозный часовой вселенной
Стоит, один во всей вселенной.
В.И дряхл,и сед закат осенний.
Плачет дождь, воет вьюга.
3).Отметьте примеры, содержащие зпитет.
А.Золотое изделие.
Б.Золотой характер.
В.Золотые руки.
Г.Золотые годы.
4).Отметьте примеры, содержащие метонимию.
А.Чашка из серебра.
Б.Золото и серебро на столе.
В.Это старинное серебро.
Г.Цепочка из серебра.
5)Отметьте примеры, содержащие оксюморон..
А.Скучна мне оттепель :вонь, грязь- весной я болен…
Б.Нежный яд.
В.Оптимистическая трагедия.
Г.К нему и птица не летит, и тигр нейдет.
6)Определите средства выразительности
1.Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.
2.Мужичок с ноготок.
3.Ступеням и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
4.Из ненавидящей любви.
5.Села было обрадовано произошедшим событием.
7).Отметьте примеры, содержащие синекдоху.
1)Студент нынче пошел не тот.
2)Часок! Я сейчас освобожусь.
3)И раб судьбу благословил.
4) В сумерки луга похожи на море.
8)Отметьте примеры, содержащие литоту.
1)Клянусь я первым днем творенья ,клянусь его последним днем..
2)Стоит избушка на курьих ножках.
3)От горшка два вершка.
4)Берег темнел, становился голубым , синим, лиловым.
4.Выполнение заданий В8(варианты 4,5)
(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.
(8) Человечество, по-моему, - это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
(По В. Солоухину)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».
Список терминов:
- эпитет
- литота
- вводные слова и вставные конструкции
- ирония
- развернутая метафора
- парцелляция
- вопросно-ответная форма изложения
- диалектизм
- однородные члены предложения
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.
(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
(32)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
(По Н. Аксёновой)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».
Список терминов:
1) контекстные антонимы 2) метафора 9)антитеза
3) синтаксический параллелизм 4) сравнение
5) эпитет 6) фразеологизм
7) контекстные синонимы 8) метонимия
6.Просмотр презентация по данной теме.(слайд №1,№2, №3)
7.Подобрать примеры для каждого из тропов и стилистических фигур.
1.Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами,
Где надо действовать умом,
Он только хлопает ушами.
(Г.Р.Державин( (аллегория)
2.Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберет,
Где ворота ,а где рот.
(гипербола).
3.»Отколе ,умная, бредешь ты голова?»
(И.А.Крылов ) (ирония).
4. «Вот охватывает ветер стаю волн объятьем крепким…»
(метафора).
5. Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Ф.И.Тютчев). ( олицетворение).
5.Итог урока.
1.Вывод к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выразительные средства речи. Гипербола. Литота.
Материал можно использовать на уроках подготовки к ГИА и ЕГЭ...
Тест "Выразительные средства речи" 11 класс
Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ...
Урок в 11-м классе по теме: «Изобразительно-выразительные средства речи»
Цели урока:познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;развивающий аспе...
Выразительные средства речи
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Средства языковой вы...
Презентация на тему "Художественно-выразительные средства речи"
Презентация даёт возможность рассказать о тропах и фигурах речи, познакомить учащихся с простейшими средствами выразительности и способах использования их в речи....
Тематическая работа по русскому языку «Фонетика, лексика, орфография,выразительные средства речи».
Эту работу можно проводить как в 8, так и в начале 9 класса, после раздела "Повторение изученного в 5-8 классах"....
Мастер-класс "Роль изобразительно-выразительных средств речи".
Мастер-класс представляет пример системно-деятельностного подхода на уроке русского языка....