Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по теме: "Изобразительно-выразительные средства"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Голубева Елена Альбертовна

Контрольная работа по теме: "Лирика начала XX века". При изучении темы учащиеся не только знакомились с творчеством русских поэтов начала века, но отрабатывали умения различать эпитет, метафору, сравнение, олицетворение, приобретали навыки анализа стихотворения. Представлена в двух вариантах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kontrolnay_rabota.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №10

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

1 вариант

I. Теория

1) Соотнести термины и определения (например, 1-а, 2-в и т.д.)

1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

2  Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия

3.  Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.  

4. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

А) Метафора                    Б) Эпитет              В) Олицетворение         Г) Сравнение

II. Анализ текста

1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою травкой

Прошлогодние мокрые стружки…      (А.Блок)

  2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк…            (И.Бунин)

  3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.

Он (парк) был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином…  (И.Северянин)

Исполин - великан

  4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.

Парк шепчет: «Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…»        (И. Северянин)

5.  Прочитайте стихотворение и выполните задание

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

   Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

 В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы . Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют  и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», « в золотом огне»)

III. Выберите одно из творческих заданий и выполните его.

1) Составьте синквейн на тему: «Береза»

2) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему «Зеленая березка»

3) Сочините стихотворение «Береза»

Контрольная работа по теме: «Изобразительно-выразительные средства языка»

2 вариант

1) Соотнести термины и определения (например, 1-а, 2-в и т.д.)

1. Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

2. Прилагательное, художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

3. Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.  

4.  Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия

А) Метафора                 Б) Эпитет              В) Олицетворение            Г) Сравнение

II. Анализ текста

1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть. (С.Есенин)

  2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)                          

  3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин)                        

  4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна…(С. Есенин)

 5. 1) Прочитайте стихотворение и выполните задание

Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.

      Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо многоточий вставьте  названия изобразительно-выразительных средств. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

  В стихотворении С. Есенина  ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным …(«серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава…). Любовью к земле, к  ее лесам и рекам  проникнуто это стихотворение.

III. Выберите одно из творческих заданий и выполните его.

1) Составьте синквейн на тему: «Ночь»

2) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) на тему: «Летняя ночь»

3) Сочините стихотворение «Летняя ночь»


Ответы на вопросы контрольной работы

Вариант 1

  1. 1-а, 2-в, 3-г, 4-б
  2. 1. под нежной травкой

2. песок как шелк

            3. в зеркалах луж

            4. парк шепчет (я жил)

            5. сравнениями, метафоры, эпитетам (сравнения, метафоры, эпитеты)

Вариант 2

  1. 1-а, 2-б, 3-г, 4-в
  2. 1. в мягких снегах

                  2. словно белою косынкой

3. стелет шаль (снег)

4. дремлет лес

5. олицетворений, метафорам.

Критерии оценки

  1. Теория – 4 балла (по 1 баллу за правильный ответ)
  2. Анализ текста – 7 баллов (по 1 баллу за задания 1-4, 3 балла – за 5 задание)
  3. Творческое задание – 5 баллов

(раскрытие темы, точность словоупотребления, выразительность речи, образность, эмоциональность)

Всего  - 16 баллов

Оценка работы

«2» - 1-4 балла

«3» - 5-9 баллов

«4» - 10-13 баллов

«5» - 13-16 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Контрольная работа по литературе для учащихся 8 класса 1 полугодие

Контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя....

Урок в 11-м классе по теме: «Изобразительно-выразительные средства речи»

Цели урока:познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;развивающий аспе...

Презентация к уроку в 11 классе на тему "Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к выполнению задания В8 ЕГЭ".

Урок может быть использован на уроках литературы в старших классах, а также в 11 классе на уроках русского языка для подготовки к ЕГЭ....

Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"

Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным...

Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

Контрольная работа  по литературе для учащихся 5 класса по творчеству  М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева даёт возможность проверить знания учащихся за первое полуг...

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Технологическая карта открытого урока литературы в 5 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Анализ поэтического про...