Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему: "Морфологический разбор глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 72 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 17.35 КБ |
prezentatsiya.pptx | 678.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:________________
Конспект урока по русскому языку с презентацией
Класс: 5
Тема: «Морфологический разбор глагола»
Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений (общеметодологической направленности).
Вид урока: урок-совершенствование.
УМК: Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – М., «Просвещение», 2011
Учебник: Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. М.: Просвещение, 2015.
Цели: создать условия для обобщения знаний по теме «Морфологические признаки глагола»; совершенствовать орфографические навыки учащихся.
- деятельностная: научить детей структуризации полученного знания по теме «Морфологические признаки глагола» посредством его морфологического разбора, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы;
- содержательная: учить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значения для последующего обучения.
Цели как деятельность учеников:
Метапредметные:
- извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, алгоритм); пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), работать со словарями и справочниками.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждение.
Предметные: выполнять морфологический разбор глагола, совершенствовать орфографические навыки по теме «Правописание глагола».
Оборудование: раздаточные материалы, учебник, презентация
Конспект урока
Этап урока: Самоопределение. (3 минуты)
Цель этапа: организовать детей, включить их в урок, создать положительный настрой (текст приветствия на СЛАЙДЕ 1)
Добрый день!
Прозвенел опять звонок!
Начинаем наш урок!
Не ленимся, не ворчим!
Всё на свете знать хотим!
Изучаем тему дружно:
Стать умнее очень нужно!
Не минутки не терять!
На уроке не скучать!
Учитель: Ребята, чтобы вы стали еще энергичнее и бодрее, я поместила наше приветствие на слайд и придумала такое задание: посчитайте количество слов в этом стихотворении, а потом определите, слов какой части речи здесь больше всего? (30 слов, из них 10 глаголов).
Как вы думаете, почему? (приветствие побуждает нас к действию).
Этап урока: Актуализация знаний и фиксирование затруднений (10 минут)
Приемы этапа: «толстые и тонкие вопросы», буквенный диктант.
Учитель: Итак, сегодня в центре нашего внимания вновь его величество глагол. Предлагаю вспомнить, что мы о нём уже знаем. Зададим друг другу вопросы, «тонкие» и «толстые».
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
1)что обозначает глагол? | 1)как ты думаешь, можно ли обойтись без глаголов в речи? |
2) как определить вид глагола? | 2) что нужно знать, чтобы определить спряжение глагола? |
3)какие глаголы относятся ко 2 спряжению? | 3) как не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? |
4) как изменяются глаголы? | 4) почему суффикс –л- не входит в основу глагола? |
5) Можешь ли ты назвать, какое правило написания глаголов вызывает у тебя трудности и почему? |
Учитель: мы определились, что правописание окончаний вызывает наибольшую трудность. Давайте еще раз в парах повторим алгоритм написания, поработаем над буквенным диктантом и проведем самопроверку.
-работа в парах по алгоритму
правописания безударных личных окончаний глагола-
Буквенный диктант (дети записывают только безударную гласную окончания в три столбика)
1. Строим кормишь вертит
2. Клеим пишешь купает
3. Смотрим слышишь ненавидит
4. Стелем колешь обидит
5. Сеем думаешь клеит
6. Знаем выпишешь терпит
7. Тащим знакомишь сушит
А теперь осуществим самопроверку: обведите буквы «И» красной пастой, если вы всё написали правильно, получится оценка «5». (слайд)
И И И
И Е Е
И И И
Е Е И
Е Е И
Е Е И
И И И
Примечание: тому, кто выполнил задание безошибочно, можно поставить оценки уже на этом этапе.
Итак, мы повторили спряжение глагола и довольно успешно! Молодцы!
-Физкультминутка-(все встаем)(2 минуты)
Игра: «Верю- не верю». Если верю – то хлопаю, не верю –топаю.
1. Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета.(не верю)
2. Глаголы могут спрягаться.(верю)
3. Глагол стелить – I спряжения.(верю)
Глаголы изменяются по падежам.(не верю)
4. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать».(верю)
6. Что делать, что сделать – это вопросы неопределенной формы глагола.(верю)
7. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.(верю)
8. Глагол в предложении является подлежащим.(не верю)
Молодцы! Садимся и продолжаем работу
Этап урока: Постановка учебной задачи, целей урока (2 минуты)
-Давайте вспомним: какой вид работы нам помогает обобщить знания о признаках слова как части речи (ответы детей: морфологический разбор).
-Итак, тема урока: «Морфологический разбор глагола». (СЛАЙД)
-Каковы будут цели урока? (ответы детей)
-Что нам нужно, чтобы успешно выполнять морфологический разбор глагола? (знать признаки глагола, уметь их определять, вспомнить план разбора)
Этап: Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. (3 минуты)
работа над обобщенной схемой(СЛАЙД)
Учитель: давайте вспомним общую схему разбора самостоятельных частей речи.
Этап урока Реализация выбранного проекта (10 минут)
Работа с текстом (раздатки на партах).
Задание:
1. Прочитай текст. Подумай, когда происходит действие? Глаголы какого времени употреблены автором? Почему? С помощью чего достигается эффект настоящего времени?
Выпиши глаголы, определи их время, спряжения и обозначь окончания.
Выполни морфологический разбор указанного глагола (работа у доски по вариантам) с взаимопроверкой.
Жили мы на даче, в горах. За садом, шагах в пятидесяти, было озерцо. Над озерцом склонялась скала, и из трещины в ее стене бил довольно мощный родник. Вода была ледяная и прозрачная. На дне сверкали гладкие, пестрые галечки.
И вот как-то разразилась гроза.
Вас когда-нибудь заставала гроза в горах? Нет? Ну и хорошо, что не заставала.
Молнии вспыхивают одна за другой. Дождь льет сплошной стеной. Вода ревет, стекая бурными потоками с гор.
Громовые раскаты кажутся несмолкаемыми. Ведь звук в горах повторяется много раз.
Хозяйка дачи волновалась. Ведь много бед может принести разбушевавшаяся стихия. Случалось, что ливнем смывало целые плантации, огороды, посевы на полях.
(По В. Зенковичу)[1]
разразилась вспыхивают стихало
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 минут)
Примечание: на данном этапе работу можно дифференцировать. Сильным ученикам для разбора предлагаем текст Л. Петрушевской из цикла «Лингвистические сказки». Остальные продолжают работу с предыдущим текстом, выполняя морфологический разбор глаголов. Однако, следует отметить, что практика работы с лингвистическими сказками показывает, что подобные задания повышают мотивацию, вызывают интерес, вносят разнообразие в урок, развивают лингвистическое чутье.
Задание: перед вами текст лингвистической сказки. Давайте её послушаем и сравним с предыдущим текстом. (СЛАЙД)
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Л. Петрушевская[2]
Беседа по вопросам:
- Какое значение слов мы не можем определить? Почему? (лексическое, в русском языке нет таких корней слов, а лексическое значение заключается в корне.)
- Какое значение слов нам понятно? (грамматическое, оно заключено в окончании и некоторых суффиксах)
- найдите глаголы по морфологическим признакам: 1) совершенный вид, прошедшее время, множественное число (присяпали, стрямкали);
2) несовершенный вид, 2 спряжение, 3 лицо, настоящее время. (Волит)
- морфологический разбор глагола не трямкают.
Этап рефлексии деятельности(5 минут)
Учитель: итак, ребята, мы с вами проделали большую работу. Какую? (ответы детей). Пришла пора подвести итоги. Предлагаю следующие задания:
I. Найди ошибку (СЛАЙД)
1. Растекался- глагол несовершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени.
2. заблистает – глагол несовершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.
3.Расколят (дрова) - глагол совершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.
II. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажи свое мнение. (СЛАЙД)
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Натоплю пожарче печь, пироги я стану печь.
III. Продолжи предложение
Я сегодня научился…
Мне было интересно...
Мне было комфортно, потому что…
Мне было неуютно, потому что…
Я хорошо усвоил тему…
Мне нужно еще поработать над темами…
Домашнее задание (2 минуты)
Параграф 120. Упражнение 687-в старых
В новых П. 119 упражнение 738.
А теперь заключительный момент: "Хвалилки". Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"
Литература
Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. М.: Просвещение, 2015. / Влодавская Е.А. – М: Экзамен, 2014
Петрушевская Людмила. Лингвистические сказки "Пуськи бятые" [Электронный ресурс] URL https://pikabu.ru/story/lyudmila_petrushevskaya_lingvisticheskie_skazki_puski_byatyie_2483385
[1] Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. М.: Просвещение, 2015. / Влодавская Е.А. – М: Экзамен, 2014, стр.165
[2] https://pikabu.ru/story/lyudmila_petrushevskaya_lingvisticheskie_skazki_puski_byatyie_2483385
Предварительный просмотр:
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
1)что обозначает глагол? | 1)как ты думаешь, можно ли обойтись без глаголов в речи? |
2) как определить вид глагола? | 2) что нужно знать, чтобы определить спряжение глагола? |
3)какие глаголы относятся ко 2 спряжению? | 3) как не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола? |
4) как изменяются глаголы? | 4) почему суффикс –л- не входит в основу глагола? |
5) Можешь ли ты назвать, какое правило написания глаголов вызывает у тебя трудности и почему? |
Задание:
1. Прочитай текст. Подумай, когда происходит действие? Глаголы какого времени употреблены автором? Почему? С помощью чего достигается эффект настоящего времени?
Выпиши глаголы, определи их время, спряжения и обозначь окончания.
Выполни морфологический разбор указанного глагола (работа у доски по вариантам) с взаимопроверкой.
Жили мы на даче, в горах. За садом, шагах в пятидесяти, было озерцо. Над озерцом склонялась скала, и из трещины в ее стене бил довольно мощный родник. Вода была ледяная и прозрачная. На дне сверкали гладкие, пестрые галечки.
И вот как-то разразилась гроза.
Вас когда-нибудь заставала гроза в горах? Нет? Ну и хорошо, что не заставала.
Молнии вспыхивают одна за другой. Дождь льет сплошной стеной. Вода ревет, стекая бурными потоками с гор.
Громовые раскаты кажутся несмолкаемыми. Ведь звук в горах повторяется много раз.
Хозяйка дачи волновалась. Ведь много бед может принести разбушевавшаяся стихия. Случалось, что ливнем смывало целые плантации, огороды, посевы на полях.
(По В. Зенковичу)
разразилась вспыхивают стихало
Задание: Послушайте лингвистическую сказку и сравните с предыдущим текстом.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Л. Петрушевская
Беседа по вопросам:
- Какое значение слов мы не можем определить? Почему?
- Какое значение слов нам понятно?
- найдите глаголы по морфологическим признакам: 1) совершенный вид, прошедшее время, множественное число;
2) несовершенный вид, 2 спряжение, 3 лицо, настоящее время.
- морфологический разбор глагола не трямкают.
Задания:
I. Найди ошибку
1. Растекался- глагол несовершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени.
2. заблистает – глагол несовершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.
3.Расколят (дрова) - глагол совершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.
II. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажи свое мнение.
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Натоплю пожарче печь, пироги я стану печь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самопроверка И И И И Е Е И И И Е Е И Е Е И Е Е И И И И
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
План морфологического разбора самостоятельных частей речи I . Часть речи. Общее значение II . Морфологические признаки 1. Начальная форма (неопределенная форма). 2. Постоянные признаки: 3 . Непостоянные признаки: III . Синтаксическая роль
М орфологический разбор глагола I . Часть речи. Общее значение II . Морфологические признаки 1. Начальная форма (неопределенная форма). 2. Постоянные признаки: -вид - спряжение 3. Непостоянные признаки: -время -число -лицо -род (если есть). III . Синтаксическая роль
I . Найди ошибку 1. Растекался - глагол несовершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени. 2. заблистает – глагол несовершенного вида, 1 спряжения, будущего времени. 3 .Расколят (дрова) - глагол совершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.
II . Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажи свое мнение. Кто без кисти и белил крыши города белил ? Стою на нашем берегу, покой границы берегу . Натоплю пожарче печь , пироги я стану печь.
III . Продолжи предложение Я сегодня научился… Мне было интересно... Мне было комфортно, потому что… Мне было неуютно, потому что… Я хорошо усвоил тему… Мне нужно еще поработать над темами…
Домашнее задание Параграф 120. Упражнение 687- в старых учебниках. В новых П. 119. Упражнение 738.
СПАСИБО! Я говорю всем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...
План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс
Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...
Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".
Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....