Факультатив "Трудности русской орфографии"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.pdf | 226.76 КБ |
fakultativ_ktp.pdf | 399.08 КБ |
ktp.pdf | 162.4 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.
Программа факультативного курса «Трудности русской орфографии» предназначена учащимся 8-9 класса, которая связана с углубленным изучением орфографии, морфемики, морфологии, приобретением практической грамотности и синтаксиса.
Факультативный курс « Трудности русской орфографии» направлен на развитие интереса обучающихся к русскому языку, его прошлому, на пробуждение желания изучать историю своего языка в современном его состоянии.
Рабочая программа «Трудности русской орфографии» по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ№17», с использованием примерной программы основного общего образования по русскому языку для основных школ и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 8 – 9 классов (авторы программы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов).
На занятиях по этому факультативу учитель организует работу так, чтобы школьники выступали с сообщениями о той или иной орфоэпической норме русского языка, учитель проводит беседы, орфографический анализ текста, работу со словарями.
Последовательность расположения материала предполагает накопление опыта работы над словом и текстом, вырабатывает навыки самостоятельного анализа языковых единиц.
Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цель: расширение лингвистического кругозора и углубление знаний по отдельным, трудным случаям правописания.
Основные задачи:
- совершенствовать орфографическую грамотность;
- углубить знания по морфемике, морфологии и графике;
- развить и закрепить умения учащихся по грамматике и правописанию;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний.
Место курса в предмете - углубление и расширение знаний, умений и навыков, обеспечивающих коммуникативные компетенции, необходимые для любого вида письменной речевой деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса:
- практическая орфографическая и грамматическая грамотность;
- применение лингвистических знаний и умений в письменной речи в разных
языковых ситуациях; - владение навыками работы с разными словарями.
Занятия факультатива имеют следующий подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, повторение трудных случаев правописания, исключений из правил).
2..Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих закрепить знания орфографических правил, приобрести устойчивые навыки, составление схем-таблиц, решение тестов).
Формы организации занятий:
- практические занятия
- самостоятельная работа (тестовый материал)
- работа с теоретическим материалом.
Формы работы:
- групповые, индивидуальные, парные
Методы обучения.
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый, исследовательский;
- Словесно-наглядный, практический;
- Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Предполагаемые результаты
- развитие познавательного интереса к учебе,
- повышение успеваемости по курсу русского языка
В результате изучения дисциплины обучаемый научится :
- Применять правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- Видеть условия, от которых зависит написание;
- Соблюдать норму, действующую при данных условиях;
- Определять последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- Применять приёмы разграничения схожих написаний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- Предполагаемые результаты
- - развитие познавательного интереса к учебе,
- - повышение успеваемости по курсу русского языка
В результате изучения дисциплины обучаемый научится :
- Применять правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- Видеть условия, от которых зависит написание;
- Соблюдать норму, действующую при данных условиях;
- Определять последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- Применять приёмы разграничения схожих написаний.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова.
Предполагаемые результаты
- - развитие познавательного интереса к учебе,
- - повышение успеваемости по курсу русского языка
- находить в предложении слова на изучаемую орфограмму, объяснять её выбор;
- строить объяснения в соответствии с коммуникативным заданием;
- создавать связное высказывание, отличающееся стройностью и последовательностью мысли, а также содержащее собственное мнение.
Факультатив "Трудности русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
Личностные и метапредметные результаты освоения факультативного курса
Личностные
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевомусамосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Познавательные УУД:
- трансформировать информацию из одной формы в другую ;
- пользоваться разными видами информационных источников (словарями, справочниками);
- осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
- пользоваться речевыми средствами для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать и отстаивать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
- работать в группе, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение. Принципы русской орфографии.
Теоретическая часть. Правописание гласных и согласных в корне. Употребление прописных букв. Правописание самостоятельных и служебных частей речи.
Практическая часть. Упражнения. Карточки. Тесты.
Индивидуальная работа по дидактическому материалу.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской.
Структура программы 8-9 классов
№ | Модуль (глава) | Примерное количество часов |
1 | Введение. Знакомство с курсом факультатива «Трудности русской орфографии» | 1 час |
2 | Правописание гласных и согласных в корне | 3 часа |
3 | Употребление прописных букв и ц в корнях, в суффиксах и окончаниях имён существительных и прилагательных | 2 часа |
4 | Разделительный Ъ и Ь знак. | 2 часа |
5 | Гласные в корне и после шипящих | 3 часа |
6 | Правописание существительных | 4 часа |
7 | Правописание имён прилагательных | 4 часа |
8 | Правописание глаголов | 3 часа |
9 | Правописание местоимений | 2 часа |
10 | Правописание числительных | 3 часа |
11 | Правописание причастий | 2 часа |
12 | Правописание деепричастий | 1 час |
13 | Правописание частиц | 1 час |
14 | Правописание союзов | 1 час |
15 | Правописание предлогов | 1 час |
16 | Итоговое занятие | 1 час |
Учебно-методическое и техническое обеспечение курса.
- Компьютерная программа «Наставник».
- Презентации по правилам русской орфографии.
- Таблицы с правилами правописания (Составитель Львова) .
- Словари и справочники (см. рекомендованную литературу)
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Принтер.
Приложение
Итоговая тестовая работа.
Вариант 1.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква е.
1. наб…рать номер телефона
2. зап…реть дверь на замок
3. усм…рить буйного
4. прот…реть через тёрку
5. кл…новый лист
6. св… той источник
II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.
1. стоять на пер…оне
2. срочная телеграм…а
3. гал…ерея образов
4. идти по кор…идору
5. водные рес…урсы
6. пятибал…ная система оценивания
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. чре..мерный, и..подтишка, не..говорчивый
2. пр..градить, пр..страстный, пр..следователь
3. не..правданный, п..становка, под..зрение
4. без..сходный, под..грать, по..грать
IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (Диван)кровать, где (же), (розовато)сиреневый;
2. (один)одинешенек, (пол)яблока, пройдет (ли);
3. потому (что), (рок)группа, (метео)станция
4. (вице)президент, (русско)испанский, (темно)русый.
V. В каком слове пропущена буква Е?
1. Быль за сказкой не угон..тся.
2. Друга за деньги не куп..шь.
3. Какое слово произнесешь, такое и услыш..шь.
4. Дитя не плач..т, мать не разуме..т.
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.
2. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.
3. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.
4. (Не) факт; (не) делает чести
5. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.
VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Разработа (1) ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова (2) ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё (4) ой в иероглифическом письме.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4
VIII. В каком слове пишется Е?
1. Отча..ться
2. засе..но
3. вывал..вшийся
4. упорядоч..нный
IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью ( ) и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Одни только грачи (1) привыкшие к степному шуму (2) спокойно носились над травой (3) ни на что не обращая внимания.
1) 123 2) 2 3) 12 4) 23
Вариант 2.
I. Укажите слова, в корне которых пишется буква о.
1. непром…каемый плащ
2. лучший пл…вец
3. не к…саться этой проблемы
4. раск…чать лодку
5. бой гл…диаторов
6. б…льной человек
II. Укажите, в корне каких слов пишется двойная согласная.
1. стать первокурс…ником
2. военный кор…еспондент
3. тихая ал…ея
4. выйти на тер…асу
5. дрож…евое тесто
6. прес…ная вода
III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1. с..ехал, обез..яний, транс..европейский
2. пр..небрежение, пр..тендент, пр..скорбное
3. поз..вчерашний, н..кинутый, пр..родина
4. об..ск, об..грать, сверх..нициативный
IV. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1. (Пол) Петербурга, как (будто), (черно)белый;
2. (военно)обязанный, (кисло)сладкий, там (же);
3. (юго) восток, (русско)французский, (пол)лимона;
4. (фото)аппарат, все (ли), (режиссер)постановщик.
V. В каком слове пропущена буква Е?
1. Язык – стяг, дружину вод..т.
2. Хорошее дело само свет..тся.
3. Родительское слово мимо не молв..тся.
4. Правда в огне не горит и в воде не тон..т.
VI. Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
1. (Не)исписанные листы; (не)запланированная на сегодня поездка.
2. Работал (не) скоро; (не)кому доверить.
3. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)законченный портрет.
4. (Не) факт; (не) делает чести
5. Рукопись (не)отредактирована; (не)решенная еще проблема.
VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Извержение Везувия подробно описа(1)о в адресова(2)ых римскому историку Тациту письмах Плиния Младшего, ране(3)ого в тот страшный августовский месяц.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3
VIII. В каком слове пишется Е?
1. Наве..ть
2. раскле..нный
3. наде..вшийся
4. послыш..лся
IX. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.
1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
X. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Громом (1) возвестив весну (2) гроза звенела (3) по траве (4) давно ожидавшей влаги и прохлады.
1) 124 2) 23 3) 4 4) 24
Перечень учебно — методических средств обучения
Литература
- Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение. - М., 1984.
- Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.
- Голуб, И. Б. Статьи об основах красноречия // Народное образование. - № 3, 7, 8. - 2000; № 1-2001.
- Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке.- М.: Айрис.Рольф., 1996.
Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.
- Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Москва. 2004
- Большой толковый словарь. Санкт-Петербург. 2004
- Соловьев Н.В. Орфографический словарь с комментариями. Санкт-Петербург. 2003
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей русского языка. Москва.2004
- Кузнецов С.А. Современный, толковый словарь русского языка.
- Репкин А.Б.Учебный словарь русского языка. Москва. 2004
- Жабцев В. М. Словарь-справочник по русскому языку для школьников. Минск. 2002
- Бархударова С. Г. Орфографический словарь русского языка. Москва. 2004
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. 2002
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Т.1-4.
15. Граудина Л.К. Словарь грамматической правильности русской речи. Москва.2004
Литература для учащихся.
- Граник, Г. Г. Секреты орфографии : кн. для учащихся 5-7 классов / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1991.
- Долбик, Е. Е. Русский язык: таблицы, схемы, упражнения: для поступающих в вузы / Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. – Минск : Вышэйшая школа, 2008.
- Панов, М. В. Занимательная орфография : кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 классов / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
- Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
- Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
- Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
- Солодовникова, Э. В. Русский язык в таблицах и схемах : для школьников / Э. В. Солодовникова. - 2-е изд. – Минск : Аверсэв, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Презентация "Основные принципы русской орфографии". 11 класс
Данная презентация по объёму небольшая, но она в полной мере дает учащимся понять, что из себя представляют принципы русской орфографии, какой докумаент регламентирует эти принципы....
Элективный курс по русскому языку "Секреты русской орфографии", 5 класс
Данный элективный курс имеет практическую направленной, т.к. его целью является развитие орфографической зоркости и отработка навыков грамотного письма. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неде...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса.
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку "Секреты русской орфографии" для 7 класса....
Программа по русскому языку для 8 класса на тему: «Трудные случаи русской орфографии»
Учебно-тематический план курса по русскому языку ...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Элективный курс по русскому языку "Принципы русской орфографии"
Актуальность введения в школе элективного курса "Принципы русской орфографии" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с д...
Орфография_Принципы русской орфографии
В тетрадь для правил учащихся...
- Мне нравится (1)