Сочинения ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege_27_zadanie_tekst_po_dostoevskomu.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст ЕГЭ Ф.М. Достоевского
(1)В эту ночь снились мне безобразнейшие сны. (2)Немудрено: весь
вечер давили меня воспоминания о каторжных годах моей
школьной жизни, и я не мог от них отвязаться. (З)Меня сунули в
эту школу мои дальние родственники, от которых я зависел и о
которых с тех пор не имел никакого понятия, — сунули
сиротливого, уже забитого их попрёками, уже задумывающегося,
молчаливого и дико на всё озиравшегося.
(4)Товарищи встретили меня злобными и безжалостными
насмешками за то, что я ни на кого из них не был похож. (5)Но я не
мог насмешек переносить; я не мог так дёшево уживаться, как они
уживались друг с другом. (6)Я возненавидел их тотчас и
заключился от всех в пугливую, уязвлённую и непомерную
гордость. (7)Грубость их меня возмутила. (8)0ни цинически
смеялись над моим лицом, над моей мешковатой фигурой; а между
тем какие глупые у них самих были лица! (9)В нашей школе
выражения лиц как-то особенно глупели и перерождались.
(10)Сколько прекрасных собой детей поступало к нам. (11)Через
несколько лет на них и глядеть становилось противно.
(12)Ещё в шестнадцать лет я угрюмо на них дивился; меня уж и
тогда изумляли мелочь их мышления, глупость их занятий, игр,
разговоров. (13)0ни таких необходимых вещей не понимали,
такими внушительными, поражающими предметами не
интересовались, что поневоле я стал считать их ниже себя. (14)Не
оскорблённое тщеславие подбивало меня к тому, и, ради бога, не
вылезайте ко мне с приевшимися до тошноты казёнными
возражениями, что я только мечтал, а они уж и тогда
действительную жизнь понимали.
(15)Ничего они не понимали, никакой действительной жизни, и,
клянусь, это-то и возмущало меня в них наиболее. (16)Напротив,
самую очевидную, режущую глаза действительность они
принимали фантастически глупо и уже тогда привыкли
поклоняться одному успеху. (17)Над всем, что было справедливо,
но унижено и забито, они жестокосердно и позорно смеялись.
(18) Чин почитали за ум; в шестнадцать лет уже толковали о
тёплых местечках.
(19) Конечно, много тут было от глупости, от дурного примера,
беспрерывно окружавшего их детство и отрочество. (20)Развратны
они были до уродливости. (21)Разумеется, и тут было больше
внешности, больше напускной циничности; разумеется, юность и
некоторая свежесть мелькали и в них даже из-за разврата; но
непривлекательна была в них даже и свежесть и проявлялась в
каком-то ёрничестве.
(22)Я ненавидел их ужасно, хотя, пожалуй, был их же хуже.
(23)Они мне тем же платили и не скрывали своего ко мне
омерзения. (24)Но я уже не желал их любви; напротив, я постоянно
жаждал их унижения. (25)Чтоб избавить себя от их насмешек, я
нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых
первых.
(26)Это им внушило некоторое почтение. (27)К тому же все они
начали помаленьку понимать, что я уже читал такие книги, которых
они не могли читать, и понимал такие вещи (не входившие в состав
нашего специального курса), о которых они и не слыхивали.
(28)Дико и насмешливо смотрели они на это, но нравственно
подчинялись, тем более что даже учителя обращали на меня
внимание по этому поводу. (29)Насмешки прекратились, но
осталась неприязнь, и установились холодные, натянутые
отношения.
(ЗО)Под конец я сам не выдержал: с летами развивалась
потребность в людях, в друзьях. (31)Я попробовал было начать
сближаться с иными; но всегда это сближение выходило
неестественно и так само собой и оканчивалось. (32)Был у меня раз
как-то и друг. (ЗЗ)Но я уже был деспот в душе; я хотел
неограниченно властвовать над его душой; я хотел вселить в него
презрение к окружавшей его среде; я потребовал от него
высокомерного и окончательного разрыва с этой средой.
(34)Я испугал его моей дружбой; я доводил его до слёз, до судорог;
он был наивная и отдающаяся душа; но когда он признал моё
первенство, я тотчас же возненавидел его и оттолкнул от себя, —
точно он и нужен был мне только для одержания над ним победы,
для одного его подчинения. (35)Но всех я не мог победить; мой
друг тоже ни на одного из них не был похож и составлял самое
редкое исключение. (З6)Первым делом моим по выходе из школы
было оставить ту специальную службу, к которой я предназначался,
чтобы все нити порвать...
По Ф.М. Достоевскому
Позиция автора
1. Рассказчик чувствует потребность в общении, но его попытки
сблизиться со сверстниками не оканчиваются успехом, так как он
подвергается их стороны жестоким — насмешкам, которые
разрушительно действуют на него, вызывая в нём ненависть к
окружающим людям.
2. Среда воздействует на формирование характера человека.
Ненавистная и презираемая человеком среда деформирует его
личность
Готовые сочинения по тексту Ф. М. Достоевскому в эту ночь снились мне
5 готовых индивидуальных сочинений по тексту Ф. М. Достоевскому (в эту ночь снились мне безобразнейшие сны..), для варианта №8 нового сборника ЕГЭ 2023 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.
Примерный круг проблем:
- Проблема потребности подростков в общении.
- Как среда влияет на формирование подростков?
- К чему может привести желание самоутвердиться?
- К чему приводит проявление жестокости и нетерпимости к друзьям?
- Как может вымещаться обида?
Готовое сочинение №1
Влияет ли среда на характер человека? Для подростков этот фактор особенно значим, потому что в таком возрасте они очень восприимчивы и ранимы. Об этом размышляет Ф.М. Достоевский, поднимая в тексте проблему роли среды в формировании подростка.
Рассказчик отмечает, что он так и не смог найти общий язык с одноклассниками. Они издевались и смеялись над внешностью юноши, чем вызвали у него острую неприязнь. Герой Ф.М. Достоевского открыто говорит о своей ненависти к людям, которые, по его мнению, отличались узостью мышления. Он подчёркивает, что всегда считал их хуже себя. Почему возникает такая антипатия? Подросток оказывается в абсолютно неподходящей для полноценного развития среде. Сложно жить согласно христианским заповедям в подобных условиях, и мы видим, как жестокость сверстников ожесточает и сердце рассказчика.
Кроме того, «каторжные годы школьной жизни» оставили болезненные воспоминания, и ввиду полученной душевной травмы герой Ф.М. Достоевского так и не научился общаться с людьми. Рассказчик называет себя «деспотом в душе», потому что он всегда стремился возвыситься над другими, подчинить окружающих своей воле. Такое поведение отталкивает любого уважающего себя человека. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что влияние окружения на личность может быть губительным.
Итогом размышлений Ф.М. Достоевского становится такая позиция: среда воздействует на формирование человеческого характера. Именно поэтому ненавистная, презираемая нами среда деформирует и разрушает психику.
Нельзя не согласиться с мнением русского писателя. Действительно, если человек долгое время подвергается насмешкам со стороны общества, он может ожесточиться. Именно этим объясняет свою роль «топора в руках судьбы» Григорий Печорин («Герой нашего времени»). Лермонтовский персонаж размышляет о том, что изначально был готов любить весь мир, но люди сами отвергли его, и тогда он научился ненавидеть.
Таким образом, роль среды в формировании подростка действительно велика. В связи с этим, если человек не найдет в себе силы вовремя противостоять жестокому отношению, тяжёлые последствия могут разрушить его жизнь.
Готовое сочинение №2
Всегда ли потребность подростка в общении заканчивается сближением с окружающими людьми? Почему иногда попытки сблизиться со сверстниками не оканчиваются успехом? Именно эти вопросы возникают при чтении текста классика русской литературы Ф. М. Достоевского.
Раскрывая проблему потребности подростка в общении, автор ведёт повествование от первого лица. Рассказчик вспоминает о школьных годах, как о каторжной жизни. Сиротливый, забитый попрёками, молчаливый, он был встречен товарищами злобными и безжалостными насмешками, потому что он ни на кого из них не был похож. Он уже не желал их любви, а жаждал унижения. Подросток стал учиться лучше всех, на него стали смотреть с уважением, но это не сблизило его с одноклассниками. Это говорит о том, что отсутствие общения со сверстниками исказило натуру доброго мальчика, он стал самолюбивым, в нём преобладало оскорблённое тщеславие. Все попытки героя сблизиться с окружающими оказывались неестественными и натянутыми и сами собой отношения со сверстниками заканчивались. Наконец у подростка появился верный друг, но деспотизм в отношениях с другом, требование порвать с одноклассниками отпугнули нового друга. Из этого следует, что оторванный от своей среды, герой не научился дружить. Оба примера, дополняя друг друга, подводят к мысли о необходимости общения в детстве и отрочестве для правильного формирования личности.
Авторская позиция заключается в следующем: чувствуя потребность в общении, подростки пытаются сблизиться с людьми. Но сели эти попытки не заканчиваются успехом, а одинокий человек подвергается жестоким насмешкам со стороны среды, это разрушительно действует на его личность, развивает в нём ненависть к окружающим.
Мне близка позиция автора. Действительно, в подростковом возрасте огромную роли в становлении личности играет общение. К сожалению, не всегда попытки сблизиться с людьми заканчиваются успехом. Это может разрушительно воздействовать на личность.
В произведении В. Железникова «Чучело» шестиклассники не приняли в свой круг новую ученицу Лену Бессольцеву. Они издевались над ней, подвергали девочку жестоким насмешкам. Девочка и её дедушка вынуждены были покинуть этом неприветливый городок, а одноклассники лсишком поздно осознали свою ошибку.
В заключение подчеркну, что каждый подросток нуждается в общении. Нельзя позволять в обществе издеваться над теми, кто кажется вам не таким, как все. Нужно проявлять терпимость и уважение к человеку.
Готовое сочинение №3
Не зря говорят, что человека воспитывает то, что он видит вокруг себя. Это может проявляться по-разному, но всегда влияние среды присутствует в огромной мере. Именно проблеме воздействия среды на формирующуюся личность подростка посвящён текст Ф. М. Достоевского.
Автор изображает два варианта воздействия среды на человека. Большинство одноклассников рассказчика полностью подчинились этой среде. Автор указывает, что многие из них поступали в школу с милыми, симпатичными лицами. Но вскоре остановились уродливы. Вероятно, он хочет сказать, что таким образом на их внешности отражался изуродованный средой их душевный мир. Мы узнаем, что одноклассники рассказчика не смели противостоять общему мнению; они говорили о таких вещах, которые невозможно счесть нормальными для их возраста. Например, о «тёплых местечках» для дальнейшей службы. И всё это с крайним цинизмом, который тоже по-хорошему не должен быть свойственен юношам. Им казалось, что они хорошо знают жизнь, но на самом деле они знали только самую мерзкую и бесчестную её составляющую: приспособленчество и пошлость, добывание денег и жажду карьеры любой ценой.
Иначе эта среда воздействовала на рассказчика, который из крайней гордости, чувствуя себя выше своего окружения, напротив, противопоставил себя этим взглядам. Да, он сохранил непосредственность и самостоятельность суждений, сохранил способность видеть не только пошлые и мерзкие стороны жизни, но при этом характер рассказчика крайне испортился. Он сам указывает в предложении 22, что был, «пожалуй, еще хуже своего окружения». Ведь он был умен и способен понимать высокие чувства, а между тем лишь измучил единственного человека, которого считал своим другом.
Автор полагает, что деморализующая среда оказывает очень плохое воздействие на воспитание подростков. И здесь невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, мы знаем много случаев из жизни, когда в семьях людей, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики, вырастали дети, которые шли по той же дорожке, или такие, которые ненавидели алкоголиков и наркоманов и видели целью своей жизни уничтожить их или нанести какой-то серьезный урон всем окружающим. К сожалению, мы знаем много случаев, когда затравленные, измученные злобными выходками одноклассников дети брались за оружие и расстреливали своих мучителей. Таким образом отвратительная, безнравственная среда губит и тех, кто ей подчиняется, и тех, кто ей противостоит. Об этом постоянно говорится в прессе.
Я думаю, всем нам надо понять, что формирование хорошей среды очень важно для того, чтобы будущие поколения правильно представляли себе жизнь и чтобы в них не воспитывались ни жестокость, ни гордыня. А для этого нужно, чтобы во всех школах существовали настоящие коллективы, где царила бы атмосфера дружбы и взаимопонимания. Я верю, что когда-нибудь так и будет.
Готовое сочинение №3
Воздействует ли на человека окружающая его среда? Может ли дурное общество негативно сказаться на характере человека? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте известный русский писатель Ф.М. Достоевский.
Проблема воздействия окружающей среды на личность человека раскрывается через размышления рассказчика о «каторжных годах школьной жизни». Автор текста демонстрирует два варианта воздействия среды на личности.
Рассказчик рассуждает о том, ученики школы, в которой он оказался, были грубы, жестоки, глупы, циничны, развратны, нисколько не понимали реальной жизни и только «толковали о теплых местечках». Он говорит о том, что поступавшие в школу «прекрасные собой дети» через несколько лет «глупели и перерождались», что «на них и глядеть становилось противно». Ф.М. Достоевский демонстрирует влияние окружающей среды на личность человека: пошлое и циничное общество подчиняет себе и хороших поначалу людей, изменяющихся по итогу в худшую сторону.
Мысль о влиянии окружающей среды дополняется размышлениями о собственной личности. Рассказчик признается, что он, видя порочность и глупость своих сверстников, стал ненавидеть их и «считать их ниже себя». Рассказчик признается, что из-за этого он был хуже своих сверстников. Автор, показывая, что из-за осознания своей непохожести на других ребят, из-за мнения о собственном превосходстве рассказчику не удалось удовлетворить свою потребность в друзьях, выражает мысль о том, что окружающая среда повлияла негативно и на становление личности рассказчика.
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: порочная окружающая среда оказывает негативное воздействие на любого человека – и на того, кто ей подчиняется, и на того, кто ей противостоит.
Трудно не согласиться с автором текста. Человек является частью общества, поэтому окружающие его люди влияют на формирование его характера. Если человек подчиняется порочному обществу, он становится таким же порочным. Если же человек не хочет быть похожим на порочных людей, то он у него появляется завышенная самооценка и злость на других людей, что нельзя назвать положительным явлением. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» показано, что большинство людей подчиняются общественным принципам и становятся частью порочного общества. Григорий Печорин видит порочность современного ему общества, однако окружающая среда способствует развитию эгоизма Печорина. Автор показывает, что порочное общество влияет на всех людей.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». То, что большинство персонажей являются частью фамусовского общества, говорит о том, что порочное общество подчиняет себе многих людей. Но негативно воздействует порочное общество и на Чацкого, который, по мнению А.С. Пушкина, «мечет бисер перед Репетиловым и тому подобными».
Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что порочное общество оказывает негативное воздействие как на тех, кто ему подчиняется, так и на тех, кто ему противостоит.
Готовое сочинение №4
Почему герой постарался утвердить себя как личность в коллективе- вот проблема, которые ставит в тексте Ф.М.Достоевский .
Размышляя над данным вопросом, автор приводит два примера ,которые характеризуют пути самоутверждения юноши. В первом обосновывается причина стремления к утверждению себя. Когда подросток перешел в новую школу, одноклассники встретили мальчика «злобными и безжалостными насмешками» , смеялись над его внешностью и были очень грубы с ним. Вот почему наш герой возненавидел своих «товарищей» и постарался обрести значимость в коллективе. Второй пример показывает, как юноша, желая утвердиться ,«нарочно начал как можно лучше учиться и пробился в число самых первых». Именно так он нравственно подчинил одноклассников себе.
Два примера-иллюстрации, приведенные мной, доказывают, что путь самоутверждения шел за счет стремления героя быть первым во всем. Позицию Ф.М.Достоевского определить несложно: рассказчик хотел утвердить себя как личность, чтобы доказать другим ,что он умнее и лучше их только потому ,что они когда-то унижали и обижали его.
Я разделяю точку зрения автора: поводом самовыражения подростка стало желание стать лучше других в силу первоначального непринятия его классом.
Таким образом, наш герой постарался самоутвердиться в коллективе, потому что изначально он не был принят достойно своими товарищами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)
Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...
Подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку(ЕГЭ)
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ...
Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку
Презентация поможет наглядно объяснить ученикам систему оценивания изложения и сочинения по русскому языку...
Проблемы сочинений ЕГЭ по русскому языку
Хороший материал для подготовки к ЕГЭ части С(сочинение)...
Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку
Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку...
подготовка для написания сочинения части С русский язык ЕГЭ
Предлагаю материал для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ. материал содержит как теорию, так и практику. Имеются практические задания для учащихся по отработке навыков для написания сочинени...
Сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С)
Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ по русскомому языку...