"Турнир смекалистых в формате ЕГЭ" (подготовка к ЕГЭ по русскому языку)
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс)
Материал предназначен для подготовки к тестовой части ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_smekalistyh_v_formate_ege.pptx | 463.62 КБ |
turnir_smekalistyh_v_formate_ege.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОРМАТ – способ построения и подачи информации
А́льбрехт Дю́рер 1471-1528 немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.
« Руки молящегося » (нем. Betende Hände ) — один из знаменитых рисунков немецкого художника Альбрехта Дюрера
1В пятнадцатом веке, в одном поселке близ Нюрнберга жила семья, в которой подрастало восемнадцать детей. 2Чтобы накормить всех хотя бы хлебом, отцу семейства приходилось работать по восемнадцать часов в день в шахтах по добыче золота и еще подрабатывать где придется. 3Несмотря на отчаянную бедность, двое из сыновей Альбрехта Дюрера смели мечтать, и мечта у них была одна — оба хотели стать художниками. 4Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учебу в Художественной академии. 5Много бессонных ночей провели братья, перешептываясь под одеялом, и нашли выход. 6Договорились подбросить в воздух монетку, проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. 7А по окончании учебы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы. 8В одно из воскресений, выходя из церкви, они подбросили в воздух монетку. 9Альбрехту Дюреру-младшему повезло в этот день, и он уехал учиться в Нюрнберг. 10Альберт Дюрер пошел в шахты, где его ожидал опасный и тяжелый труд, и проработал там последующие четыре года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту. 11С первых дней учебы Альбрехт стал самым талантливым учеником во всей Академии. 12Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию Академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. 13Когда молодой художник вернулся к себе домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. 14В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнес тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. 15Альбрехт закончил свой тост так: —16 И сейчас, Альберт, брат мой, твоя очередь. 17Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе. 18Все взгляды обратились в сторону того угла стола, где сидел Альберт. 19Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал:20 «Нет... нет... нет...» 21Наконец он пришел в себя, поднялся, утерев слезы, обвел взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал: — 22Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно для меня, слишком поздно. 23Посмотри, что за эти четыре года работы на шахте стало с моими руками!24 Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост... 25Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. 26Нет, брат, для меня уже поздно... 27С того дня прошло уже более четырехсот пятидесяти лет. 28Сегодня гравюры, акварели, картины, написанные маслом, резьба и другие работы Альбрехта Дюрера можно увидеть в музеях всего мира, но большинству из нас хорошо известна одна из них — картина художника, которую он посвятил брату. 29Та, на которой Альбрехт Дюрер в память о жертве, принесенной Альбертом, и запечатлел его изувеченные тяжкой работой руки с соединенными ладонями и пальцами, устремленными в небо. 30 Он назвал картину «Руки», но весь мир, открывший сердце этому шедевру, «переименовал» её в «Молящиеся руки»
ПУНКТУАЦИЯ Этот знак препинания очень интересен по сфере употребления. Например, в математике он используется в значении « и так далее», в информатике для обозначения произвольного количества неизвестных аргументов, а в русском языке для обозначения незаконченности высказывания. Среди предложений 16-20 найдите этот знак и объясните цель его употребления в найденном предложении. (2 мин.)
Русский язык изобилует знаками препинания. Одни знаки выделяют, другие разделяют, третьи обособляют. Найдите среди предложений 16-26 предложение с обособленным обстоятельством. Прокомментируйте свой выбор.(2мин)
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ Русский язык очень богат меткими и образными сочетаниями слов. Употребляются такие сочетания в языке в готовом виде. Их нельзя заменять другими словами или вставлять какое-нибудь слово. С помощью таких сочетаний можно сказать коротко о многом. А происходит название этого сочетания от двух слов греческого языка « фразис » -оборот речи и «логос»- учение. Среди предложений №2, 10,21, 25 найдите предложение с таким оборотом, назовите его.(2 мин)
Это слово в переводе с греческого языка обозначает «приложенное»,то есть определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть его характерное свойство, придать художественную выразительность. Иначе говоря, образное, художественное определение. В тексте при помощи таких определений передаются трудности, с которыми столкнулась семья художника. Как называются такие определения? Найдите их в предложениях№3-5(2мин)
СИНТАКСИС Это слово или сочетание слов не являются членом предложения. Основная их функция- наименование адресата речи и привлечение внимания собеседника. Что это за слова? Среди предложений № 16-22 найдите те, в которых есть такие слова.(2мин)
Одной из единиц синтаксиса является словосочетание, которое выполняет коммуникативную функцию (входит в речь). Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи. Найдите в предложении №7 подчинительное словосочетание со связью согласование, прокомментируйте свой выбор.(2мин)
ЭТИМОЛОГИЯ История этого слова начинается с 14 века. Оно восходит к тюркскому «черный камень» и турецкому « черный сланец». Лингвисты связывают с ним такие слова как- карапуз, маленький человек, так как оно близко по значению немецкому слову stift . В предложениях №24, 25 найдите это слово.(1мин)
Это слово как вид искусства появилось в Европе в 14-15 веках и пришло из французского, обозначая «вырезать». Для начала брали либо деревянную, либо металлическую, либо каменную пластину, «выдалбливали» в ней рисунок и заливали его краской. Одним из творцов данного искусства является А.Дюрер. Найдите это слово в предложениях №11-13(1мин)
ОРФОГРАФИЯ Одним из важнейших правил русской орфографии является чередование гласных в корне слова . Найдите в предложениях № 1,21 слова с данной орфограммой. Объясните правописание.(2мин)
Эти слова называют признак по действию, которое испытывает на себе предмет, лицо со стороны другого предмета или лица. То есть над предметом совершается действие и он "страдает". Дайте определение этим словам и найдите их в предложениях №27-29 .(2мин)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (3 мин) БУРИМЕ По заданной рифме сочините стихотворение, отражающее одну из проблем текста РУКИ ДОБРО МУКИ РЕМЕСЛО
Художника натруженные руки Сумели отразить добро. Когда другой, испытывая муки, Помог ему освоить ремесло.
„Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени М. Горького» р. п. Средняя Ахтуба Волгоградской области
Турнир смекалистых в формате ЕГЭ
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 3 р. п. Средняя Ахтуба
Чекмарева Екатерина Станиславовна
Р.п. Средняя Ахтуба
Целевая аудитория: 10,11 классы
Продолжительность мероприятия 40 минут
Цели:
- образовательная : актуализировать и систематизировать теоретические знания; создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку; совершенствовать навыки работы с текстом;
- развивающая: развивать ключевые компетенции, речь, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, речемыслительные и творческие способности обучающихся;
- воспитательная: совершенствовать навыки межличностного общения; формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач
Методы работы : поисковый, практический.
Форма проведения мероприятия: интеллектуальная игра «Турнир смекалистых в формате ЕГЭ»
Планируемые результаты:
- предметные: умение анализировать текст, формулировать проблему, находить нужную информацию и перерабатывать ее;
- метапредметные: умение рассуждать, комментировать, делать обобщения и выводы; работать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической речью, свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме; определять результаты своей деятельности и адекватно формулировать их в устной речи
Виды учебной деятельности:
- поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы
- продуктивная творческая: создание буриме по заданной рифме
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Этапы работы:
- Организационный
Класс делится на две группы, у каждой группы на парте карточки с номерами, распечатанный текст, рабочие листы.
- Установочный
Ведущий (учитель): ребята, с целью повышения интереса к русскому языку, развивая логическое мышление и интеллектуальный уровень, приглашаю вас принять участие в турнире смекалистых. Но у нас не просто турнир, а турнир смекалистых в формате ЕГЭ. Попробуйте сформулировать определение к слову «формат». (Одним из определений слова «формат» является «способ построения и подачи информации», поэтому задания построены по принципу заданий ЕГЭ). Слайды №1 - 2
В турнире участвуют две команды, оценивать ваши ответы будет компетентное жюри, за каждый правильный ответ команда получает фишку, на которой изображена сова, птица, являющаяся символом мудрости.
Итак, мы начинаем. Каждой команде предстоит пройти увлекательный путь по тропинкам орфографии, пунктуации, лексики, синтаксиса, этимологии. Пунктом назначения станет творческое задание, о котором вы узнаете, в конце турнира, а отправной точкой нашего путешествия будет текст.
- Поисковый, практический
Карточка№1
Перед Вами известный немецкий живописец Альбрехт Дюрер. Один из мастеров западноевропейского искусства. А как он стал известным живописцем, узнаем, прочитав текст. (Распечатанный текст на столах у команд ; проецируется на экране). Слайды №3 -4-5
Определите, какая проблема поднята в тексте. Прокомментируйте свой ответ. ( 7 мин.)
(Право ответа предоставляется обеим командам. За полный ответ ставится 5 баллов).
Карточка №2
ПУНКТУАЦИЯ
- Этот знак препинания очень интересен по сфере употребления. Например, в математике он используется в значении « и так далее», в информатике для обозначения произвольного количества неизвестных аргументов, а в русском языке для обозначения незаконченности высказывания. Среди предложений 16-20 найдите этот знак и объясните цель его употребления в найденном предложении.(2 мин.)
Слайд№6
Ответ: предложение №20, многоточие. Цель: незаконченность высказывания, вызванная волнением говорящего.(1балл)
- Русский язык изобилует знаками препинания. Одни знаки выделяют, другие разделяют, третьи обособляют. Найдите среди предложений 16-26 предложение с обособленным обстоятельством. Прокомментируйте свой выбор.(2мин)
Слайд№7. Ответ: предложение №21, запятые обособляют деепричастный оборот(1 балл)
Карточка №3
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
- Русский язык очень богат меткими и образными сочетаниями слов. Употребляются такие сочетания в языке в готовом виде. Их нельзя заменять другими словами или вставлять какое-нибудь слово. С помощью таких сочетаний можно сказать коротко о многом. А происходит название этого сочетания от двух слов греческого языка «фразис» - оборот речи и «логос»- учение. Среди предложений №2, 10,21, 25 найдите предложение с таким оборотом, назовите его (2 мин) Слайд №8
Ответ: предложение №21, фразеологизм « пришел в себя». (1 балл)
- Это слово в переводе с греческого языка обозначает «приложенное», то есть определение, прибавляемое к названию предмета с целью подчеркнуть его характерное свойство, придать художественную выразительность. Иначе говоря, образное, художественное определение. В тексте при помощи таких определений передаются трудности, с которыми столкнулась семья художника. Как называются такие определения? Найдите их в предложениях№3-5(2мин)
Слайд№9
Ответ: предложение№3 – эпитет отчаянная бедность(1балл),№5-бессонные ночи.(1балл)
Карточка №4
СИНТАКСИС
- Это слово или сочетание слов не являются членом предложения. Основная их функция - наименование адресата речи и привлечение внимания собеседника. Что это за слова? Среди предложений № 16-22 найдите те, в которых есть такие слова.(2мин)
Слайд№10
Ответ: обращения; предложения №16 (Альберт; брат мой),№22 (брат)(1балл)
- Одной из единиц синтаксиса является словосочетание, которое выполняет коммуникативную функцию (входит в речь). Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи. Найдите в предложении №7 подчинительное словосочетание со связью согласование, прокомментируйте свой выбор.(2мин)
Слайд№11
Ответ: словосочетание проданные работы.(1балл)
Карточка №5
ЭТИМОЛОГИЯ
- История этого слова начинается с 14 века. Оно восходит к тюркскому «черный камень» и турецкому « черный сланец». Лингвисты связывают с ним такие слова как - карапуз, маленький человек, так как оно близко по значению немецкому слову stift. В предложениях №24, 25 найдите это слово.(1мин)
Слайд№12
Ответ: предложение №25-карандаш.(1балл)
- Это слово как вид искусства появилось в Европе в 14-15 веках и пришло из французского, обозначая «вырезать». Для начала брали либо деревянную, либо металлическую, либо каменную пластину, «выдалбливали» в ней рисунок и заливали его краской. Одним из творцов данного искусства является А.Дюрер. Найдите это слово в предложениях №11-13(1мин)
Слайд№13
Ответ: предложение №12 –гравюра(1балл)
Карточка №6
ОРФОГРАФИЯ
- Одним из важнейших правил русской орфографии является чередование гласных в корне слова. Найдите в предложениях № 1,21 слова с данной орфограммой. Объясните правописание.(2мин)
Слайд№14
Ответ: №1 подрастало; №21 утерев, приложил. (За каждое слово 1 балл)
- Эти слова называют признак по действию, которое испытывает на себе предмет, лицо со стороны другого предмета или лица. То есть над предметом совершается действие и он "страдает". Дайте определение этим словам и найдите их в предложениях №27-29 .(2мин)
Слайд№15
Ответ: страдательные причастия ( написанные, изувеченные, принесенной, соединенными, устремленными) ( за каждое слово 1 балл)
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (3 мин) Слайды №16-17
БУРИМЕ
По заданной рифме сочините стихотворение, отражающее одну из проблем текста
РУКИ
ДОБРО
МУКИ
РЕМЕСЛО
(5 баллов)
Художника натруженные руки
Сумели отразить добро
Когда другой, испытывая муки,
Помог ему освоить ремесло.
Рефлексия. Командам предлагается оценить по 10-бальной шкале свою работу с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
- Итоговый
Обобщение выступлений учащихся, подсчет баллов, поставленных за работу каждой группы, объявление команды-победителя.
Раздаточный материал
1.В пятнадцатом веке, в одном поселке близ Нюрнберга жила семья, в которой подрастало восемнадцать детей. 2.Чтобы накормить всех хотя бы хлебом, отцу семейства приходилось работать по восемнадцать часов в день в шахтах по добыче золота и еще подрабатывать где придется.
3.Несмотря на отчаянную бедность, двое из сыновей Альбрехта Дюрера смели мечтать, и мечта у них была одна — оба хотели стать художниками. 4.Они прекрасно понимали, что их отец никогда не сможет ни одному из них собрать средства на учебу в Художественной академии. 5.Много бессонных ночей провели братья, перешептываясь под одеялом, и нашли выход. 6.Договорились подбросить в воздух монетку, проигравший должен будет пойти работать в шахты и оплачивать обучение победившего. 7.А по окончании учебы выигравший оплатит занятия другому, выручив деньги за проданные работы.
8.В одно из воскресений, выходя из церкви, они подбросили в воздух монетку. 9.Альбрехту Дюреру-младшему повезло в этот день, и он уехал учиться в Нюрнберг. 10.Альберт Дюрер пошел в шахты, где его ожидал опасный и тяжелый труд, и проработал там последующие четыре года для того, чтобы брат мог реализовать свою мечту.
11.С первых дней учебы Альбрехт стал самым талантливым учеником во всей Академии. 12.Его гравюры, резьба, рисунки, выполненные масляными красками, были намного лучше, чем работы его преподавателей, и к окончанию Академии он уже начал зарабатывать немалые деньги от продажи своих произведений. 13.Когда молодой художник вернулся к себе домой, семья Дюрер устроила праздничный ужин в его честь. 14.В конце семейного торжества Альбрехт встал и произнес тост за любимого брата, который ради него пожертвовал своим талантом и превратил его мечту в реальность. 15.Альбрехт закончил свой тост так:
—16. И сейчас, Альберт, брат мой, твоя очередь. 17.Теперь ты можешь отправиться в Нюрнберг и осуществить свою мечту, теперь я позабочусь о тебе. 18.Все взгляды обратились в сторону того угла стола, где сидел Альберт. 19.Его лицо было залито слезами, он качал головой и шептал: 20. «Нет... нет... нет...»
21.Наконец он пришел в себя, поднялся, утерев слезы, обвел взглядом всех родственников и, повернувшись к брату, приложил свою руку к его щеке, погладил и ласково сказал:
— 22.Нет, брат, я не могу поехать в Нюрнберг, слишком поздно для меня, слишком поздно. 23.Посмотри, что за эти четыре года работы на шахте стало с моими руками!24. Каждый палец хотя бы один раз сломан, артрит на правой руке развился настолько, что мне стоило большого труда удерживать бокал, пока ты произносил свой тост... 25.Мои пальцы не смогут справиться с деликатной работой художника, не смогут точно двигать карандашом или кистью. 26.Нет, брат, для меня уже поздно...
27.С того дня прошло уже более четырехсот пятидесяти лет. 28.Сегодня гравюры, акварели, картины, написанные маслом, резьба и другие работы Альбрехта Дюрера можно увидеть в музеях всего мира, но большинству из нас хорошо известна одна из них — картина художника, которую он посвятил брату. 29.Та, на которой Альбрехт Дюрер в память о жертве, принесенной Альбертом, и запечатлел его изувеченные тяжкой работой руки с соединенными ладонями и пальцами, устремленными в небо. 30. Он назвал картину «Руки», но весь мир, открывший сердце этому шедевру, «переименовал» её в «Молящиеся руки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты для подготовки к ГИА по русскому языку в формате 2012
Данные варианты - это варианты предыдущих лет, переработанные с учётом демоверсии 2012 года...
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Игра "Турнир Интеллектуалов" (Подготовка к ГИА по русскому языку)
Данное мероприятие направлено на тренировку учащихся в выполнении заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку....
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Задание 4 (орфоэпия) в формате 2015 г.
Тест по орфоэпии составлен на основании изменений в структуре ЕГЭ по русскому языку. Данный материал может быть использован на разных этапах урока, начиная с 9 класса...
Рабочая программа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку для 11 класса ( формат 2015 г)
Рабочая программа по русскому языку соответствует демоверсии 2015 года и может быть полезна учителю русского языка, работающему в выпускных классах. Программа рассчитана на 34 часа (1 час внеделю)...
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМАТЕ ЕГЭ
Сочинение ЕГЭ-2022 по русскому языку...