Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра
статья по русскому языку
Статья про особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra.docx | 12.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра
Отклонения в речевом развитии — один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, они отражают основную специфику аутизма, а именно — несформированность коммуникативного поведения. Чаще всего именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам: логопеду, психологу, врачу психоневрологу или невропатологу.
Многие родители аутичных детей рассказывают о задержках в овладении речью и языком. Они так же замечают, что их ребенок начинает в начале осваивать язык, но позже «теряет его». В более ранние годы считалось, что ребенок, которому не удалось в значительной степени овладеть языком в возрасте до пяти лет, имеет крайне низкие шансы на овладение языком в более позднем возрасте.
В 2009 году исследование опровергло эту теорию. Ученые обследовали 167 детей с РАС, которым не удалось овладеть речью до пятилетнего возраста. Они обнаружили, что дети, которые проходили интенсивную логопедическую терапию в течение продолжительного периода времени, смогли развить речь. Результаты варьировались от детей, которые научились использовать отдельные слова, до тех, кто мог использовать сложные предложения. Суть в том, что если ребенок имеет расстройство аутистического спектра, необходимо как можно скорее найти для него логопеда-дефектолога, чтобы начать логопедическую работу.
Дети, имеющие расстройство аутистического спектра очень часто сталкиваются со сложностью понимания обращенной речи и нарушением слухового восприятия в целом. Это связано с тем, что ребенок не способен отделять сенсорные стимулы, что приводит к смешению их и вводит ребенка в стресс, тревогу, отчего он не может отделить звуки речевые от неречевых, звук сирены от пения птиц и так далее.
Как работать с данным ребенком?
В первую очередь, создать условия тотальной тишины, в которых будут появляться различные звуки. На первом этапе необходимо использовать неречевые и знакомые для ребенка звуки. Например: звук стучания ложки о тарелку, погремушки или тиканье часов. Важно произвести звук и ждать реакции, привлечь ребенка, сделать так, чтобы он услышал звук и среагировал на него, нашел его источник. Если он боится звуков, закрывает уши, прячется, кричит или дает различные сигналы, чтобы выключили звук, нужно позволить ребенку управлять ситуацией самостоятельно. Например: если ребенок боится звуков пылесоса или блендера, дайте ему прибор в руки, пусть он потрогает предмет, сам включает и выключает прибор. Постепенно, когда ребенок научится слушать, не бояться и находить звук, можно приступать к следующему этапу.
На следующем этапе можно работать над тональностью звучания, громкостью, тембром. Можно предложить ребенку две игрушки, где одна издает звук, а вторая — нет и спросить ребенка: где звучит, а где нет. Можно использовать альтернативную коммуникацию, где будут изображены два колокольчика, один из которых зачеркнут, что означает «нет звука».
Когда ребенок освоит эту игру, можно переходить к речевым звукам. Не стоит давать сложные инструкции. Можно начать с простых однослоговых слов: да, нет, дай, на и т.д. Не стоит давать сначала визуальную инструкцию. Например: показать рукой жест «иди сюда», а потом сказать «иди». Правильно сначала сказать, а потом показать жест. Это необходимо, чтобы ребенок начал понимать значение слова. Когда он научится понимать однослоговые слова, можно приступать к двуслоговым, трехслоговым и более конструкциям. В этот период ребенок может начать повторять слова. Если он «мычит» или вокализирует, но использует верную слоговую структуру, то не стоит его заставлять проговаривать слово. Важно, что он понял, когда дай — это один слог, а пока — это два слога.
Когда ребенок начнет понимать обращенную речь, можно начинать вводить игры на слуховое звуков окружающей действительности, которая находится за пределами дома. Это звуки машины, ветра, голоса животных и птиц. Многие специалисты учат детей звукоподражанию с самого начала обучения, что не верно, потому что «Как говорит собака?» для ребенка является просто шумом. Важно на этом этапе давать послушать реалистичные звуки, демонстрируя при этом изображение или муляжи.
Теперь можно начинать уже запуск речи. Начинать работу стоит с простых гласных звуков [А] и [У], переходя к другим гласным, заканчивая йотированными гласными, соединяя их между собой. Постепенно вводим согласные звуки, начиная со звуков [Г] и [К]. Так постепенно лепетная речь переходит в гуление. Затем можно переходить уже в самостоятельную речь.
Если правильно формировать становление речи, можно избежать эхолалии (эхо-симптом, неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи). Тем не менее, эхолалия — это тоже как один из возможных этапов становления речи.
В конечном этапе формирования понимания речи и ее формирования происходит изменения слов в падежах, числах, склонениях. Часто родители и педагог сталкиваются с такой особенностью, когда ребенок понимает кто такая корова, но не понимает слово «коровы». Поэтому, в работе необходимо менять тактику формирования вопроса. Не говорить «Покажи, где мишка», а «Покажи мишку». Так мы расширяем понимание обращенной речи.
Если ребенок затормозил на каком-то из этапов формирования и понимания речи, не стоит переходить в следующий, пока не закончим с предыдущим. Вся работа должна происходить постепенно, тогда и результат будет более качественный.
Для работы над формированием речи так же не маловажно применение сенсорной интеграции в специальных сенсорных комнатах. Сенсорная комната - это специальная комната, предназначенная для развития чувств человека, обычно с помощью специального освещения, музыки и предметов. Его можно использовать в качестве терапии для детей с ограниченными навыками общения.
Сенсорные комнаты часто заполнены самым разным оборудованием. Это оборудование используется, чтобы помочь детям сосредоточиться на настоящем моменте и лучше обрабатывать сенсорную информацию. Сенсорное оборудование может развивать равновесие и движение (батуты, балансиры, качели), создавать успокаивающие давления (одеяла, мягкие игрушки) или растормаживать ребенка, приводя его в активное движение (вертушки, пазлы).
Так же очень полезно заниматься мелкой и крупной моторикой, которые тоже влияют на становление речи ребенка. Это связано с тем, что за сенсорику и речь отвечают одни и те же отделы коры головного мозга. Можно заниматься творчеством, пересыпать крупы, переливать воду, делать гимнастику, тем самым развивая речь ребенка.
Возвращаясь к началу, прежде чем начать работу по формированию речи, важно сделать ребенку АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), чтобы выявить причину, почему ребенок не реагирует на звук или неправильно его произносит. Если АСВП покажет, что все в норме, то стоит сделать КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы), где можно увидеть как мозг обрабатывает поступающую звуковую информацию.
Если АСВП и КСВП не показали отрицательных результатов, то значит, ребенок слышит, но не может обрабатывать звуки.
Так же, хорошо можно увидеть понимание речи ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга) и какие зоны мозга находятся в «спящем режиме». Имея эти знания, дефектологу будет значительно проще понять действия и составить план работы с данным ребенком.
Литературные источники:
1. Большая медицинская энциклопедия. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 736 c.
2. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм: учеб. издание / К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Р.К.
Ульянова, Т.И. Морозова. - М.: Просвещение, 1989. - 95 с.
3. Мельникова Л. А. Слушать интересно! - М.: Особенные дети, 2020. - 97с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Современные психолого-педагогические исследования убедительнопоказывают, что дети с нарушениями психофизического развития испы-тывают выраженные трудности социальной адаптации. Особенно выра-зительным...
Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра
Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра...
Методическая разработка - Особенности сопровождения детей с расстройством аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с...
Опыт применения программы «Soft way to Mozart» для коррекции развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
В статье описан опыт применения программы «Soft way to Mozart» для коррекции развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Данная программа применялась на ...
Доклад "Особенности у детей с расстройствами аутистического спектра".
Расстройства аутического спектра (РАС) являются заболеванием,которое влияет на качество жизни как больных, так и близких родственников. Аутизм - синдром века.В докладе рассматриваются...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...
РП коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения"для детей с расстройством аутистического спектра с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР 5 кл
Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра ...