Конспект урока "Русская орфоэпия"5 класс родной я
план-конспект урока (5 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Цель урока:
- создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску знаний об орфоэпических нормах.
Задачи урока:
-дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы;
-формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);
-находить и применять изучаемые орфоэпические правила;
-обогащать словарный запас обучающихся;
- воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, бережное отношение к русскому слову.
Планируемые результаты:
Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных форм.
Предметные: Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методы: наблюдение, обобщение, систематизация.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник (Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.,2014), орфоэпический словарь.
Сценарий урока:
1. Организационный момент
-Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)
2. Актуализация опорных знаний
На доске написаны слова: стрелки и гвоздики.
-Ребята, нарисуйте эти предметы. Почему рисунков у вас получилось больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете?
(В каждом слове скрыто два слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).
- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об ударении)
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
-Чтобы сформулировать тему урока, покажите стрелками, какой раздел, что изучает в таблице.
Раздел науки о языке | Что изучает |
Фонетика | Постановка знаков препинания |
Графика | Правила написания слов |
Орфоэпия | Предложение и словосочетание |
Синтаксис | Звуки речи |
Пунктуация | Ударение и произношение слов |
Орфография | Знаки письма |
4. Этап выявления места и причины затруднения
- Какой термин в таблице для вас новый? (Орфоэпия). Это и есть тема нашего урока. Запишите в тетрадь.
- Определить задачи на урок нам поможет диалог учителя и ученицы в учебнике стр. 143-144
- Итак, какие задачи стоят перед нами на уроке (определять ударение в слове; познакомиться с орфоэпическими нормами; правильно ставить ударения в словах)
5.Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Еще раз посмотрите в таблицу. Попробуйте сформулировать самостоятельно определение термина орфоэпия, не заглядывая в учебник.
- Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части? (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь)
- Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. стр.144 (Чтение определения)
- Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение? (1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Толковый словарь 3) Орфоэпический словарь)
-Познакомьтесь с орфоэпическим словарем из нашей библиотеки.
6. Этап реализации построенного проекта
- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: квАртал или квартАл. Что такое квартАл?
- Отгадайте загадку.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.
- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)
- Чем отличается ударный слог от безударного?
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
- На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно!
Тренировочные упражнения.
1) Прочитайте правильно слова на экране, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения, чтобы выяснить лексическое значение. (Задание выполняется в парах)
Пропасть, село, хлопок.
- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)
- А теперь нужно решить, каким будет задание к упражнению 315 (устно) (Закончить устно предложения, привести примеры) Внимательно прочитайте предложения и поднимите руку, если вы готовы.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Задание 1
Расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, километр, документ, свекла, начал, досуг, магазин.
- Проверяем по образцу на экране. По одному называют слово.
Задание 2
- На ваших карточках записаны слова, произнесите их правильно. (Устно по одному). Какое из этих слов отличается произношением. Подчеркните это слово.
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
- Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки.
- В русском языке есть слова заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих этих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.
- Физкультминутка
- Ребята, что нужно сделать человеку во время работы, чтобы не устать? (Провести физминутку).
- Если я правильно произнесла слово – вы делаете хлопок руками над головой, если я произнесла слово с ошибкой – вы приседаете Расставьте ударение звонишь, килограмм торта, разные шарфы, кукла красивее, суп из свёклы.
10. Этап включения в систему знаний и повторения
Задание 1. Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.
1) Твердый согласный перед е. 2) Мягкий согласный перед е.
1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)
2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)
3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)
4. Знак препинания. (Ти[рэ].)
5. Плавучая гора, отколовшаяся от ледника. (Айс[б`э]рг.)
8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)
9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)
10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)
11. Гостиница. (О[тэ]ль.)
Задание 2. Произношение рифмованных слов легче запоминается. Определите в упражнении 317, какие рифмующиеся слова подсказывают правильное произношение выделенных букв?
- Посмотрите на экран и подберите к данным словам рифму. Пары слов запишите в тетрадь.
Образец: столЯр- малЯр
договОр – приговор, уговор
каталОг – потолок
облегчИть – получить
звонИт – говорит
докумЕнт – эксперимент
щавЕль - портфель, дрель
Задание 3. Закрепление изученного.
- Для закрепления изученного выполним мини-тест (каждый делает самостоятельно).
Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.
Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.
Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.
11. Рефлексия.
- Подведем, ребята, итоги урока. Что вас удивило сегодня на уроке?
-Какой совет вы бы дали ребятам, не умеющим ставить ударения правильно?
-Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?
12. Домашнее задание: §62, упр. 319 (распределить слова в колонки по их произношению).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планета Земля -родной дом" (Обобщающее повторение по теме "Прилагательное") 6 класс
Обобщающее повторение по теме "Прилагательное" 6 класс...
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...
Конспект урока по теме : "Родная страна.Край родной"
Данный урок относится к теме «Родная страна» и направлен на развитие коммуникативных навыков по этой теме. Современные требования к образованию предполагают сочетание со...
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6 классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...
Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов
Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...