Конспект урока "Русская орфоэпия"5 класс родной я
план-конспект урока (5 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

5 класс родной язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_5_klassa.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока: Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Цель урока:

- создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску знаний об орфоэпических нормах.

 Задачи урока:

-дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы;

-формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

-находить и применять изучаемые орфоэпические правила;

-обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, бережное отношение к русскому слову.

Планируемые результаты:

Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы; оценивать чужую речь с точки зрения соблюдения произносительных форм.

Предметные: Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки, объяснять причины их возникновения.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы: наблюдение, обобщение, систематизация.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник (Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.,2014), орфоэпический словарь.

Сценарий урока:

1. Организационный момент  

-Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

2. Актуализация опорных знаний

На доске написаны слова: стрелки и гвоздики.

-Ребята, нарисуйте эти предметы. Почему рисунков у вас получилось больше, чем слов? Почему получились разные рисунки?  Как вы думаете?

(В каждом слове скрыто два слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, так как ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение. Значит, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Об ударении)

3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

-Чтобы сформулировать тему урока, покажите стрелками, какой раздел, что изучает в таблице.

Раздел науки о языке

Что изучает

 Фонетика

Постановка знаков препинания

Графика

Правила написания слов

Орфоэпия

Предложение и словосочетание

Синтаксис

Звуки речи

Пунктуация

Ударение и произношение слов

Орфография

Знаки письма

4. Этап выявления места и причины затруднения

- Какой термин в таблице для вас новый? (Орфоэпия). Это и есть тема нашего урока.      Запишите в тетрадь.

- Определить задачи на урок нам поможет диалог учителя и ученицы в учебнике стр. 143-144

- Итак, какие задачи стоят перед нами на уроке (определять ударение в слове; познакомиться с орфоэпическими нормами;  правильно  ставить ударения в словах)

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.    

- Еще раз посмотрите в таблицу. Попробуйте сформулировать самостоятельно определение термина орфоэпия, не заглядывая в учебник.

- Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?  (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь)

-  Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. стр.144 (Чтение определения)

- Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение? (1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”, 2) Толковый словарь 3) Орфоэпический словарь)

-Познакомьтесь с орфоэпическим словарем из нашей библиотеки.

6. Этап реализации построенного проекта

- Давайте вспомним, как работать со словарем.   По какому принципу расположены слова в словаре? Определите правильный вариант: квАртал или квартАл. Что такое квартАл?

- Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,

 Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный замок,
И появился маленький замок.

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно!

Тренировочные упражнения.

1) Прочитайте правильно слова на экране, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения, чтобы выяснить лексическое значение. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

- А теперь нужно решить, каким будет задание к упражнению 315 (устно) (Закончить устно предложения, привести примеры) Внимательно прочитайте предложения и поднимите руку, если вы готовы.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задание 1

Расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, километр, документ, свекла, начал, досуг, магазин.

- Проверяем по образцу на экране. По одному называют слово.

Задание 2

- На ваших карточках записаны слова, произнесите их правильно. (Устно по одному). Какое из этих слов отличается произношением. Подчеркните это слово.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

- Очень важно, ребята, не только правильно поставить ударение в слове, но и произнести правильно звуки.

- В русском языке есть слова заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих этих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.

  1. Физкультминутка

- Ребята, что нужно сделать человеку во время работы, чтобы не устать? (Провести физминутку).

- Если я правильно произнесла слово – вы делаете хлопок руками над головой, если я произнесла слово с ошибкой – вы приседаете Расставьте ударение звонишь, килограмм торта, разные шарфы, кукла красивее, суп из свёклы.

10. Этап включения в систему знаний и повторения

Задание 1. Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик, объясняя орфограммы.  

1) Твердый согласный перед е.            2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от ледника. (Айс[б`э]рг.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

Задание 2.  Произношение рифмованных слов легче запоминается. Определите в упражнении 317, какие рифмующиеся слова подсказывают правильное произношение выделенных букв?

- Посмотрите на экран и подберите  к данным словам рифму.  Пары слов запишите в тетрадь.

Образец: столЯр- малЯр

договОр –    приговор, уговор

каталОг –     потолок

облегчИть –  получить

звонИт –        говорит

докумЕнт –  эксперимент

щавЕль -       портфель, дрель

Задание 3. Закрепление изученного.

- Для закрепления изученного выполним мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

11. Рефлексия.

- Подведем, ребята, итоги урока. Что вас удивило сегодня на уроке?

-Какой совет вы бы дали ребятам, не умеющим ставить ударения правильно?

-Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?

12. Домашнее задание: §62, упр. 319 (распределить слова в колонки по их произношению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

Конспект урока по теме : "Родная страна.Край родной"

Данный урок относится к  теме «Родная страна» и направлен на развитие коммуникативных навыков по этой теме. Современные требования к образованию предполагают сочетание со...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...