Сложноподчинённые предложения Урок обобщения 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Уварова Татьяна Николаевна

Предмет: русский язык

Тип урока: Урок систематизации, обобщения и актуализации знаний и умений

Цели урока:

- Обучающая: научиться грамотно использовать сложноподчинённые предложения в письменной и устной речи;

- Развивающая: развивать познавательный интерес к многообразию стилистических и семантических возможностей сложноподчинённого предложения; развивать умение систематизировать и обобщать изученное, анализировать и оценивать собственную деятельность; находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений; развивать навыки индивидуальной работы и работы в команде.

- Воспитывающая: развивать творческое отношение к учебной деятельности, уважение к мнению других, развивать способность самоконтроля и самоанализа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Повторение  по теме "Сложноподчинённые предложения"

Класс:     9А    дата: 26.01.2021

Предмет: русский язык

Тип урока: Урок систематизации, обобщения и актуализации знаний и умений

Цели урока:

- Обучающая: научиться грамотно использовать сложноподчинённые предложения в письменной и устной речи;

- Развивающая: развивать познавательный интерес к многообразию стилистических и семантических возможностей сложноподчинённого предложения; развивать умение систематизировать и обобщать изученное, анализировать и оценивать собственную деятельность; находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений; развивать навыки индивидуальной работы и работы в команде.

- Воспитывающая: развивать творческое отношение к учебной деятельности, уважение к мнению других, развивать способность самоконтроля и самоанализа

Время

Деятельность учителя и обучающихся

Содержание этапов  урока

Личностные качества и Универсальные учебные действия (под этапы урока)

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Приветствие 

Готовность к  учебному  сотрудничеству

2. Постановка цели и задач урока (мотивация к учебной деятельности)

Видеофрагмент

Определите, к какому типу предложений относится ответ главного героя?

Определите вид придаточной части.

Перераспределение по группам – задание: определи вид придаточного в СПП, найди свою группу.

  • Какое затруднение возникло?
  • Что нужно повторить, чтобы этот тип предложений не вызывал затруднений?
  • В чек-листе отметьте темы, которые сейчас вызывают наибольшее затруднение
  • Чем СПП отличается от других типов предложений?
  • Определите цель сегодняшнего урока?

Мотивированность на учебную деятельность

Умение осуществлять целеполагание

3. Актуализация знаний.

Приём «ДА-НЕТ»

Попробуйте определить, какой вид СПП я загадала.

Вы можете задать только три вопроса, подумайте, какие вопросы помогут быстрее прийти к цели.

Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Деформированная схема: Заполните пропуски в схеме. При затруднении пользуйтесь материалами учебника.

  • Какая из групп вызывает наибольшие трудности?
  • Какая группа кажется самой лёгкой?
  • Какие задачи необходимо решить, чтобы данный тип предложений не вызывал затруднений? Зафиксируйте их в тетради

БЛИЦ-задания:

Распредели по группам: выберите из слов для справок союзы и союзные слова

На слайде схемы предложений, определите, какие из них однозначно указывают на вид придаточной части?

Анализ предложений

Синтаксический анализ предложений:

  • Найдите грамматические основы в предложениях, постройте схемы, сделайте вывод о роли союзов и союзных слов в предложении, обведите союзы.
  • Сравните предложения, найдите сходство и различие, установите смысловые отношения между частями, определите вид придаточной части.
  • Является ли одинаковое средство связи между простыми предложениями в составе сложноподчинённого признаком одного вида СПП?
  • Запишите алгоритм ваших действий по определению вида СПП.

Пунктуационный анализ предложений:

  • Расставьте знаки препинания, определите, какие пунктуационные правила необходимо применить
  • Какое правило вызывает наибольшее затруднение? С чем это связано?
  • Каким будет алгоритм действий при постановке знаков препинания в СПП?

Разминка: Концентрация внимания

Умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Умения строить логические  рассуждения, умозаключения и делать выводы

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа в группе:

1.Трансформация простых предложений в СПП с сохранением смысловых отношений между частями (понятие синтаксической синонимии)

2.Анализ структуры предложений (простое-сложное?)

3.Постановка запятой в сложных союзах

4.Постановка знаков в предложении с несколькими придаточными, определение вида подчинения

5. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными придаточными

6.Конструирование предложений с заданными смысловыми отношениями

7. Выявление грамматических и пунктуационных ошибок в СПП

8. Составление собственной сложной синтаксической конструкции

9. Работа с текстом

Умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Умения устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

Владение навыками смыслового чтения

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1. Интеллектуальная разминка

2. Выполнение индивидуального теста

3. Взаимопроверка

4. Коррекция допущенных ошибок

Умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

Владение навыками самоконтроля, самооценки

Умения применять модели и схемы для решения учебной задачи

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Самооценка усвоения темы (заполнение таблицы)

Определение «слабых мест» и путей решения затруднений

Владение навыками самоконтроля, самооценки

Умения определять причины успеха/неуспеха решения учебной задачи

Умения оценивать результат своей деятельности, осознанно управлять своим поведением, направленным на достижение цели

Умения сравнивать разные точки зрения, на основе анализа делать выводы и принимать решения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественный смотр знаний по русскому языку по теме "Сложноподчинённые предложения" в 9 классе

Разработку можно использовать на уроках обобщенияи систематизации знаний по сложноподчинённому предложению. Обучающимся предлагаются различные задания в игровой занимательной форме....

Открытый урок на тему "Типы сложноподчинённых предложений" в 9 классе

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к преподаванию русского языка в основной школе....

Однородные члены предложения. Урок-обобщение.

Цель: Повторить и систематизировать знания по теме: Однородные члены предложения. Развивать навыки синтаксического члена предложения с однородными членами предложения и умения употреблять их в ус...

Урок русского языка в 9-м классе на тему: Виды сложных предложений( урок-обобщение)

Данный урок- обобщение по теме " Виды сложных предложений" разработан в форме деловой игры  на тему Зимних Олимпийских игр  в Сочи. Необычная форма урока побуждает учащихся к активной работе...

Сложноподчинённые предложения урок по русскому языку в 9 классе

Сложноподчинённые предложения урок по русскому языку в 9 классе...

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»

Открытый урок русского языка в 9 классе   по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»...

Однородные члены предложения. Урок - обобщение пройденного материала.

Цель  урока: обобщить знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при  однородных членах предложения, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания, р...