Обособленные члены предложения. Урок обобщения в 8 классе
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Материалы к уроку по обобщению темы "Обособленные члены предложения". Построен на теме "Пятница,13" с привлечением материалов, связанных с данным фактом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленные члены предложения. Обобщение. Урок в 8 классе

Цель: обобщить изученные правила по теме; закрепить умение формулировать правила, сочинять и находить примеры на них; развивать речь учащихся; формировать умение работать в группах и комментировать свои действия.

Формы работы:

- презентация темы;

- устная разминка - по правилам обособления;

- работа в таблице "Оцени свои знания и умения";

- пунктуационная работа по применению изученных правил;

- рефлексия.

Ход урока

  1. Тема «Пятница,13».

  Что вы знаете о пятнице 13-го, кроме того, что это почему-то самый несчастливый день? Почему все его так боятся и надо ли вообще его опасаться?

Официально боязнь числа 13 называется трискайдекафобия, а страх перед пятницей 13-го — параскаведекатриафобия. А теперь повторите эти слова десять раз. Получилось? Браво, даже если у вас были эти фобии — вы исцелены. По крайне мере так считает доктор Дональд Досси, основатель Центра управления стрессом и Института фобий США, который ввел эти понятия.

Рефлексия: как вы относитесь к числу 13?

Игра «Верю-не верю»:

  1. Именно во времена монголо-татарского нашествия (1242-конец 15 века) 13, считавшееся  числом смерти, стало вызывать в людях страх. (Нет, так считали древние египтяне, 4 тыс до н.э.)
  2. Считают, что именно в пятницу 13 числа Ева, вкусившая запретный плод, дала его Адаму. (Да, так считают теологи)
  3. В пятницу 13-го Каин убил своего младшего брата Авеля, скромного и доверчивого. (Да, сюжет 4-й главы Книги Бытия говорит о конце рабочей недели)
  4. Иисус, бывший 13-м среди своих учеников, умер в пятницу. (Да, об этом говорится в 13-й главе откровения Иоанна Богослова).
  5. Именно в пятницу 13 октября 2007 Филипп IV Красивый, французский король, велел арестовать тамплиеров, подвергнуть их пыткам и позднее казнить. (Нет, это происходило намного раньше – в 1307 году).

Ученики получают жетончики за правильные ответы в игре.

 

Какое из перечисленных событий вам кажется интересным? Новым для вас? А что же мы знаем про пятницу 13-е?

Написать в тетради: Пятница, тринадцатое.

                                     Классная работа.

Словарная работа. Существующие приметы и суеверия. Что означают слова «примета»,  «предание»,  «суеверие», «легенда»?

Примета - существующий в настоящем знак будущего события.

Предание - устный рассказ о реальных происшествиях и людях прошлого, передающийся из поколения в поколение.

Легенда - это недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

Суеверие – это вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние.

Запишите в тетрадь через запятую данные слова, а одно из них – с толкованием.

На какие правила в каждом предложении стоят запятые и тире? Кто готов рассказать любое правило и начать работу с ним? Какая тема нашего урока?

Запишите одно из предложений, которое вам кажется интересным, и поясните знаки препинания в нем. – Зачитать, рассказать правило

А еще в пятницу 13-го слеталась всякая нечисть. Слетелась она и на этот раз. Наделала всяких ошибок в приготовленных мною предложениях: убрала запятые, переставила слова, вообще удалила определения из предложений. Поэтому нужна помощь, чтобы все вернуть на свои места.

  • Кто готов поработать с запятыми при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами? (работа на оценку 4-5)
  • Кто возьмется  вернуть в предложения утраченные определения разных видов? (работа на оценку 5-6)
  • Кто возьмется восстанавливать порядок слов? (работа на оценку 6-7)
  • Кто сам напишет рассказ с использованием данных определений? (работа на 7-8)

Ребята получают задания в соответствии с выбранной темой. – 5-6 минут на работу

КАРТОЧКА 1. (На оценку 4-5) Расставить в предложениях отсутствующие запятые:

1)В России про нечистую силу сочинялись сказки пользующиеся у народа большой

популярностью.

2) О нечисти занимавшей умы людей писали Пушкин и Гоголь.

3) Рассказы о ней собирали Даль создавший толковый словарь  и Афанасьев собиратель устного народного творчества.

4) До сих пор  русские сказки о нечисти включенные в «Большую книгу нечистой силы» вызывают интерес.

5) Ведьмы лешие и водяные  долгие века жившие в русском фольклоре и сейчас пугают детей и взрослых.

Переписать в тетрадь предложения 4-5, подчеркнуть обособленное определение и рассказать правило о данном обособлении.

КАРТОЧКА 2. (На оценку 6-7) Вернуть слова на место, исправив ошибку в употреблении причастного оборота, и записать предложения 1-4, расставить в предложениях знаки препинания, подчеркнуть обособленные определения:

 Пример. К тоскующей женщине по ушедшему на заработки мужу приходит домовой.  – К женщине, тоскующей по ушедшему на заработки мужу, приходит домовой.

1) Желающая женщина уберечься от злых намерений домового втыкает по краям кровати иголки.

2) Придет домовой уколется торчащими иголками по краю и уйдет хлопнув дверью.

3) Никто не видел живущего домового в подполье.

4) А женщина положит к себе спящих детей сладко и засыпает спокойно.

КАРТОЧКА 3. (На оценку 5-6) Записать и вставить в каждое предложение обособленное определение:

 Сегодня список примет и суеверий только увеличивается. (Связанных с числом 13)

1)  Следовательно, в этот день врачи стараются не оперировать.

2) Водители и путешественники не отправляются в дальние поездки.

3) Молодожены не играют свадьбу 13 числа.

4) Суеверные сотрудники не меняют работу.

Возможные определения:

Верящие в народные приметы, не верящие в свои силы, подверженные необоснованным страхам, неуверенные и робкие.

КАРТОЧКА 4. (На оценку 7-8) Написать 4 предложения (придумать самим), включив в них данные определения:

  1. Существующие лишь в воображении;
  2. популярные и мало известные;
  3. известные по фильмам;
  4. подверженные суевериям.

Определения в предложениях подчеркнуть.

Проверка, выставление оценок

Домашнее задание: из упр. 222 выписать только те предложения, где есть обособленные определения и приложения.

Вернемся к суевериям.

 Известные суеверия:

Черная кошка дорогу перебежала – быть беде.

Попалась навстречу женщина с пустым ведром – не видать сегодня удачи

Вышел из дома – нельзя возвращаться.

Если сдал первый экзамен хорошо – на другие иди в той же одежде, а стирать ее нельзя.

Соедини начало и конец приметы (работа в группе/паре)

Соль просыпать – слезы проливать ...

Дома свистишь – деньги проглядишь ...

Одежда наизнанку – к перебранке ...

На себе шьешь – память зашьешь ...

На чужую ногу наступить – ссоре быть ...

На ночь мусор не выносят из дома  - навлечешь разорение...

Незамужним девушкам нельзя сидеть на углу

Рефлексия: Надо ли верить суевериям? Надо ли бояться пятницы 13 число? Что закрепили на уроке? Выберите наклейку себе за работу

У каждого человека есть мощнейшее оружие против любой магической напасти типа пятницы 13-ого — собственная психика. Страх перед этим днем является только древним суеверием. Но если вы верите, что пятница 13-ого — несчастливый день, в который вас будут преследовать несчастья, то так и будет. Если просто воспринимать пятницу 13-ого – как день окончания тяжелой трудовой недели, в который можно развлечься, то все у вас будет хорошо.

Соль просыпать – слезы проливать ...

Дома свистишь – деньги проглядишь ...

Одежда наизнанку – к перебранке ...

На себе шьешь – память зашьешь ...

На чужую ногу наступить – ссоре быть

На ночь мусор не выноси из дома  

- навлечешь разорение...

Незамужним девушкам нельзя сидеть на углу  – 7 лет замуж не выйдет



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков РЯ в 8 кл. ( «Обособленные члены предложения». Уроки "1,2)

Представлены первые четыре урока по теме "Обособленные члены" с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА и ЕГЭ. ...

Конспекты уроков РЯ в 8 кл.( «Обособленные члены предложения». Уроки №3,4)

Уроки разработаны с использованием информационных технологий, материала для подготовки к ГИА, ЕГЭ...

Обособленные члены предложения ( урок в 11 классе с профильным обучением, 3 часа в неделю)

Интегрированный урок русского языка и литературы предназначен для учащихся с профильным обучением, позволяет повторить  не только пунктуацию  при обособленных членах предложения, но и в...

Однородные члены предложения. Урок-обобщение.

Цель: Повторить и систематизировать знания по теме: Однородные члены предложения. Развивать навыки синтаксического члена предложения с однородными членами предложения и умения употреблять их в ус...

Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения", урок русского языка в 8 классе

Технологическая карта урока и дидактический материал для урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"...

«Повторение по теме «Обособленные члены предложения» урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение по теме «Обособленные члены предложения» - это урок развивающего контроля. Школьники работают в группе, распределяя роли, в парах, ...

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....