РОП литература 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании Центра гуманитарных наук | Утверждена__________ | Утверждена__________ |
Рабочая программа
Русская литература
Программа адресована обучающимся 6-х классов
Срок реализации программы: 1год
(Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (5-9 классы) под редакцией под ред. под ред. ВФ Чертова. – М.: Просвещение, 2017.).
Учитель русского языка и литературы
Жамбалова Кристина Ивановна
с. Дульдурга, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Программы по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Ф.Чертова ( 2011 год), учебника для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2017.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественный образ в литературе.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.
В 6 классе в первом полугодии основное внимание на уроках уделяется героическому характеру и средствам его создания в произведениях фольклора, античной литературы (фрагменты из поэм Гомера), героического эпоса (фрагменты из «Песни о Роланде» и «Песни о нибелунгах»), древнерусской литературы («Повесть о Петре и Февронии Муромских») и русской классической литературы («Дубровский» А. С. Пушкина). Обзор «Жанр баллады в зарубежной литературе», а также темы, связанные с чтением и анализом русской лирики XIX века, позволяют продолжить работу по совершенствованию навыков выразительного чтения, которое рассматривается как способ интерпретации произведения. Уроки-практикумы «Портрет в литературном произведении» и «Сообщение о жизни и творчестве писателя» реализуют задачи развития устной и письменной речи учащихся, нацелены на формирование практических навыков, необходимых при подготовке к сочинению о персонаже литературного произведения. Уроки по рассказам А. П. Чехова и обзор «Нонсенс и абсурд в литературе» обогащают представления учащихся не только о комическом, но и о литературном творчестве как своеобразной игре со словом.
Во втором полугодии продолжается формирование практических навыков работы над сочинением о литературном персонаже, в том числе над сопоставительной характеристикой. Обзор «Автобиографические произведения русских писателей» и уроки по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор» позволяют обратиться к теме семьи и проблеме формирования личности. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XX века А. А. Блока и В. В. Маяковского, а также урок-практикум «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения» обогатят представления шестиклассников о стихосложении (ритмике, метрике, строфике) и изобразительно-выразительных средствах. Кроме того, учащиеся познакомятся с жанром песни в русской поэзии. Уроки по произведениям зарубежной литературы (рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише» и повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») и обзор «Жанр повести в русской литературе» направлены на расширение круга чтения шестиклассников, обобщение их знаний о герое литературного произведения и средствах его создания, а также о жанре повести и ее жанровых разновидностях.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) чтение
• Чтение литературных произведений, включенных в программу.
• Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических стихотворений или фрагментов эпических произведений.
• Внеклассное чтение произведений одного автора.
б) анализ
• Разграничение главных и второстепенных (эпизодических) персонажей.
• Общая характеристика системы персонажей в произведении и отношений между ними.
• Характеристика отдельного персонажа и средств создания его образа, в том числе портрета, поступков, речевой характеристики, «говорящей» фамилии, художественной детали.
• Сопоставительная характеристика персонажей и средств создания их образов.
• Выявление нравственного содержания в образе персонажа.
• Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автора и биографического автора, лирического героя и поэта.
• Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
• Определение черт национального характера в образе персонажа.
• Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении.
• Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической системы стихосложения.
• Определение типа строфы (двустишие, четверостишие, восьмистишие).
в) развитие устной и письменной речи
• Написание изложения с элементами сочинения — характеристики литературного персонажа.
• Устный и письменный ответ на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
• Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
• Сочинение — описание портрета литературного героя с использованием цитат.
• Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
• Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).
ТЕРМИНЫ:
Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.
Система персонажей.
Герой и антигерой.
Тип.
Характер.
Лирический герой. Лирический адресат.
Прототип.
Портрет.
Речевая характеристика.
«Говорящая» фамилия.
Художественная деталь.
Образ предмета.
«Вечные» образы.
Автор.
Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
Идейное содержание литературного произведения.
Фольклорные жанры (сказка, песня, былина).
Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, сказ).
Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, антитеза).
Строфа (двустишие, четверостишие, восьмистишие).
Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Дольник (в народной песне). Белый стих. Вольный стих.
Ожидаемые результаты:
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
- этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературы» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- в умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературы» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 6 классе в объёме — 102 часа (3 часа в неделю)
В Программу внесены авторские изменения с целью ознакомления с современной детской литературой. Для этого сокращены часы по античной и зарубежной литературе. Сделано это в связи с отсутствием в данной Программе произведений авторов современной детской литературы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N урока по порядку | Тема | Количество часов на тему | Содержание темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся ( на уровне учебных действий). | Дата проведения урока | ||
1 | Образ человека в литературе | 1 | Литература как художественная картина жизни человека. Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как "человековедение". образ человека в литературном произведении. Начальное представление о литературном герое и антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные и второстепенные(эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. | Читать вступительную статью учебника, повторять термины, связанные с образом человека в художественной литературе (герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор), сопоставлять описания в тексте произведений. Приводить конкретные примеры связи литературы и других видов искусства. | |||
МИФОЛОГИЯ (2 часа) | |||||||
2 3 | Герои в древнегреческих мифах. «Прометей» «Яблоки Гесперид». | 2 | Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии. Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер. Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев античной мифологии. | Рассказывать устно о герое греческой мифологии. Описывать портреты греческих героев. Составлять словарь героев мифологии Древней Греции. Объяснять значения мифологических выражений. Сопоставлять фрагменты мифов и иллюстрации к ним. Создавать письменные работы с использованием выражений из древнегреческих мифов. | |||
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА( 2 часа) | |||||||
4 5 | Гомер «Илиада» (эпизод «Поединок Ахилла и Гектора»). «Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»).
|
2 | Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщённое значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея». Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе. Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера. | Читать комментарии к тексту. Задавать вопросы по комментируемым учителем фрагментам читаемого текста. Наблюдать над особенностями языка. Составлять план рассказа о герое с использованием цитат. Называть основные события в жизни героя. Подбирать иллюстративный материал к теме. | |||
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА ( 2 часа) | |||||||
6 7 | «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
| 2 | Изображение народной жизни, традиций. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя. Теория литературы. Героический эпос. Гипербола. Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке. Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса. | Выступать с сообщениями о героях Средневековья. Объяснять связь героического эпоса с фольклором. Толковать непонятные слова, используя словарь. Описывать героев и происходящее с ними. Письменно рассказывать о герое средневекового эпоса по плану. Отвечать на вопросы письменной проверочной работы по героическому эпосу. | |||
8-9 Внеклассное чтение современной детской литературы -2 часа В. Железников «Чучело» | |||||||
ФОЛЬКЛОР ( 3 часа) | |||||||
10 11 12 | Русские народные лирические песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная дубровушка...». Рег.к. Песни Вычегодского края Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 3 | Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне. Теория литературы. Народная песня. Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен. Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Теория литературы. Былина. Гипербола. Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины. | . Выделять особенности народных песен. Сравнивать черты обрядовой и необрядовой песен. Наблюдать особенности языка в народной песне. Анализировать песни по вопросам. Создавать иллюстрацию к народной песне. Воспроизводить известный материал о былине. Выразительно читать былину. Слушать комментарий, объяснение исторических реалий и непонятных слов. Задавать вопросы. Пересказывать и инсценировать фрагмент былины. Описывать героя былины. | |||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | |||||||
13. 14 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 2 | Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести. Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ. Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев. | Обсуждать сюжет. Обсуждать образы главных героев на основе подбора фрагментов, связанных с каждым из героев. Выявлять жанровую природу, сюжет и композицию. Устно и письменно рассказывать о героях древнерусской литературы. Выразительно читать | |||
ЖАНР БАЛЛАДЫ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | |||||||
15 16 | И.-В. Гёте. «Лесной царь». Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». | 2 | Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады. Теория литературы. Баллада. Сюжет. Развитие речи. Выразительное чтение баллады. | Выразительно читать балладу. Выделять балладные и сказочные образы в тексте. | |||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА | |||||||
17 18 | В. А. Жуковский «Светлана» | 2 | Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, тёмного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции. Теория литературы. Баллада. Авторская позиция. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки. | Подбирать примеры из текста (описания народного быта, изображения народных обрядов, традиций, народных оборотов речи). Выписывать цитаты, характеризующие героиню. Анализировать авторскую позицию в балладе, роль заглавного образа. Описывать иллюстрации к тексту. | |||
19 Внеклассное чтение - 1час М. Самарский «Шанель №5» | |||||||
20 21 | Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации (практикум) | 2 | Основные задачи выразительного чтения. Исполнительская задача. Подготовка к выразительному чтению. Интерпретация как истолкование смысла литературного произведения на основе его творческого прочтения. Выразительное чтение произведений разных жанров (народной песни, былины, басни, баллады и др.). | Выразительно читать. Определять задачи выразительного чтения. Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать выразительное чтение. Анализировать поэтический текст. Формулировать выводы. | |||
22 23 24 25 26 27 | А. С. ПУШКИН Стихотворение «Песнь о вещем Олеге». Роман Дубровский». | 6 | Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении. Теория литературы. Баллада. Символический образ. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет». История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы её выражения в романе. Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип. Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей. | Готовить сообщения о поэте. Читать и анализировать стихотворения. Сопоставлять художественные тексты. Читать поэтический текст наизусть. Делиться первоначальным восприятием о прочитанном. Кратко пересказывать эпизоды. Выбирать названия к главам романа. Письменно отвечать на вопрос о литературном персонаже. Обсуждать кинофрагменты. | |||
28 29 | ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (практикум) | 2 | Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации. | Находить в тексте средства характеристики образа персонажа. Говорить о них при анализе портрета героя. Сопоставлять портрет двух персонажей, а также словесный и живописный (графический) портреты. Объяснять роль портретной детали в авторском описании. Сравнивать деловое описание документального характера и описание портрета в художественном тексте. Описывать портрет персонажа письменно и устно. | |||
30 31 32 | М. Ю.ЛЕРМОНТОВ Стихотворения «Парус», «Листок». «Утес» (вн чт) | 3 | Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики. Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы. Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры. Строфа. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям. | Выразительно читать стихотворения. Выявлять звучащие в поэтическом тексте интонации. Сравнивать образы в поэзии и в изобразительном искусстве. Осуществлять сопоставительный анализ поэтических текстов. | |||
33 |
А. В. КОЛЬЦОВ Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...». | 1 | Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя. Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих. Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений. | Выступать с сообщением по биографии поэта. Выделять особенности лексики. Комментировать иллюстрации к тексту. Наблюдать над ритмом стихотворений. Читать стихотворения наизусть. Называть произведения, посвященные России. Отмечать особенности поэтической манеры. | |||
34 35 36 | Ф. И. ТЮТЧЕВ Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...». А. А. ФЕТ Стихотворения «Ласточки», «Учись у них- у дуба, у берёзы...». | 1 2 | Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин. Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции. Лирический герой и лирический адресат. Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении | Выявлять черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Характеризовать лирического героя. Комментировать звучание изобразительно-выразительных средств в тексте. Учить стихотворение наизусть. Готовить сообщение о жизни и творчестве поэта. Повторять сведения о стихосложении. | |||
37 38 39 40 | Н. С. ЛЕСКОВ Рассказ «Левша». | 4 | Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ Левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество. Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета. Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литературного героя. | Обсуждать фрагменты художественного фильма. Наблюдать особенности сказовой манеры писателя. Объяснять значения, этимологию и художественную функцию слов в сказе. Читать и комментировать текст. Готовить исторические справки. Сопоставлять образы. Описывать портрет героя. Инсценировать фрагменты сказа. Выявлять и письменно формулировать особенности русского национального характера. Сравнивать позиции автора и повествователя. Отмечать жанровое своеобразие произведения и его идейное звучание. Описывать иллюстрации. Анализировать внутреннюю речь героя. | |||
41 | СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ (практикум) | 1 | Биография как картина жизни человека. Смысловые части рассказа о биографии и творчестве писателя. Этапы подготовки сообщения о жизни и творчестве писателя. Работа с учебником и дополнительными источниками. | Читать и анализировать фрагменты из биографий, Формулировать выводы. Создавать фрагменты текста биографического характера | |||
42 43 44 | А. П. ЧЕХОВ Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон». | 3 | Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества. Использование приёма антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия. Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая характеристика. Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении. | Готовить сообщение о писателе. Читать статьи учебника. Читать и анализировать рассказ. Делать сопоставительную характеристику героев. Выявлять художественные особенности текста. Оформлять цитатный план. Читать по ролям. Кратко пересказывать. | |||
45 | Э. Лир. Лимерики.
| 1 | Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция. Языковые средства создания комического. Приёмы языковой игры. Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое. Развитие речи. Сочинение лимериков. | Читать статью учебника. Сопоставлять переводы. Читать и анализировать фрагменты произведений. Писать лимерики на заданную тему. | |||
46 47 48 49 50 51 52 53 | Л. Н. Толстой. «Детство» (избранные главы). М. Горький. «Детство» (избранные главы). | 8 | Особенности автобиографического повествования. Жизнь в восприятии ребёнка. Темы детства и юности. Образ главного героя автобиографического произведения. Образы родителей и родного дома. Прототипы главных и второстепенных персонажей автобиографического произведения. Образцы русской автобиографической прозы XIX—XX веков. Теория литературы. Автобиография. Прототип. Повествование от первого лица. Развитие речи. Написание автобиографии или автобиографических заметок на основе личных впечатлений или воспоминаний. Выявление черт автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном. | Читать фрагменты и главы повести. Составлять список произведений писателя для детей. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести. Характеризовать героя. Наблюдать за чувствами героя. Проводить сравнительный анализ глав повести. Объяснять слова и выражения. Подбирать цитаты для ответа. Проводить речевую характеристику персонажей. Писать творческую работу. | |||
54 55 | А. И. Куприн Рассказ «Чудесный доктор». | 2 | Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность. Развитие традиции жанра святочного рассказа. Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ. Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему. | Читать статью учебника. Отрабатывать технику выразительного чтения. Устно отвечать на вопросы. | |||
56 57 | СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (практикум) | 2 | Начальные представления о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развёрнутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.). | Составлять план сочинения. Учиться формулировать мысль на заданную тему. Выражать отношение к событию или герою. Подбирать примеры для характеристики персонажа. Писать сочинение. Работать над ошибками | |||
58 59 | А. А. БЛОК Стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака...», «Встану я в утро туманное...». | 2 | Образ лирического героя. Средства передачи эмоционального состояния лирического героя. Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца. Своеобразие ритма стихотворений. Теория литературы. Лирический герой. Символ. Повтор. Ритм. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Устная характеристика лирического героя стихотворения. | Готовить сообщение о поэте. Читать учебник. Наблюдать над ритмом стихотворений. Учить стихотворение наизусть. | |||
60-61-62 Внеклассное чтение – 3 час Ю Яковлев «Мальчик с коньками» ( Б. Екимов «Ночь исцеления») | |||||||
63 64 | В. В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». | 2 | Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развёрнутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи. Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения. Словотворчество. Звукопись. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения. | Читать и анализировать стихотворение. Выступать с сообщениями о жизни и творчестве поэта. Проводить сравнительную характеристику поэтического текста и фрагмента прозаического. Готовить выразительное чтение стихотворения. Отмечать особенности поэтической манеры. | |||
65 66 67 | «Тоническая и силлабо-тоническая СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» (практикум) | 3 | Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений. | Читать учебник. Выполнять практические задания. Читать и анализировать особенности ритма. Писать вступительную статью к антологии по поэзии. Обсуждать написанные статьи. | |||
Внеклассное чтение - 4час . Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» | |||||||
68 69 70 71 72 73 74 | М. М. ПРИШВИН Сказка-быль «Кладовая солнца».
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ (практикум) | 4 3 | Взаимодействие мира человека и мира природы. Образы Насти и Митраши, средства их создания. Роль портретной детали в описании характера. Проблема становления личности. Нравственная проблематика произведения. Авторская позиция в повести. Вера писателя в человека, его природную доброту и мудрость. Художественная функция истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового определения произведения. Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ. Портретная деталь. Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши. Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, его отношение к окружающим и природе, отношение к нему других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других ранее изученных произведений). | Отвечать на вопросы. Обсуждать комментарии к повести. Смотреть кинофрагменты. Читать статью учебника. Пояснять высказывания писателя. Выбирать заглавие для глав. Обсуждать возможные иллюстрации к фрагментам повести. Пересказывать эпизоды. Описывать портрет. Представлять иллюстрации к повести. Характеризовать героев. Трактовать символические образы. Письменно комментировать цитаты. Читать учебник. Выявлять сходства и различия в предлагаемых для сопоставления образах персонажей. Формулировать идею сочинения. Обсуждать алгоритм построения вступления. Создавать сравнительные таблицы. Подбирать цитаты. Предлагать последовательность расположения материала, Писать сочинение | |||
75 76 | Н. М. РУБЦОВ Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние». | 2 | Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой, особенности его мировосприятия. Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения. | Читать вступительную статью в учебнике. Отвечать на вопросы. Анализировать поэтический текст. Готовиться к выразительному чтению стихотворения. Читать наизусть. Представлять и комментировать музыкальные и живописные иллюстрации. | |||
77 78 79 80 81 82 | В. Г. РАСПУТИН Рассказ «Уроки французского». | 6 | Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя. Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Авторская позиция и способы её выражения. Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа. | Обсуждать фрагменты статей и выступлений писателя. Наблюдать за изображением внутреннего мира героев. Отвечать на вопросы. Анализировать фрагменты кинофильма. Готовить презентацию о писателе. Анализировать роль художественной детали. Пересказывать эпизоды. Участвовать в диспуте. Выполнять письменные работы. Объяснять авторскую позицию и способы её выражения. | |||
83 84 | А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...». П. А. Вяземский. «Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»). И. И. Козлов. «Вечерний звон». B.С. Высоцкий.
| 2 | Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Основные темы и образы. Романс как разновидность лирических произведений. Теория литературы. Народная песня. Романс. Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе. | Слушать песни. Читать и анализировать текст песен. Сопоставлять текст песни и её вокального исполнения. Готовить сообщение о биографии одного из поэтов. Смотреть кинофрагменты. Объяснять контекстное значение слов | |||
85 86 | Дж. ЛОНДОН Рассказ «Сказание о Кише».
| 2 | История незаурядной, героической личности. Особенности характера Киша и отношение героя к людям. Тема взаимоотношений героя и окружающих его людей. Картины быта народов Севера. Национальные черты в характере главного героя. Теория литературы. Тема. Сказание. Герой. Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении зарубежного писателя. | Читать статью о писателе. Участвовать в викторине. Анализировать фрагменты. Отвечать на вопросы. Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды. Выделять кадры для киносценария. Характеризовать персонажи. Сопоставлять описание природы | |||
87 88 89 90 91 92 | А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ Повесть-сказка «Маленький принц». | 6 | Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, об отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребёнка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести. Символическое значение образа маленького принца. Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ. Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание портрета маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести. | Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Описывать иллюстрации. Обсуждать проблематику. Читать фрагменты. Выполнять исследовательскую работу и работу творческого характера. Представлять презентацию на компьютере. Давать отзыв о прочитанном произведении. | |||
93 94 95 96 97 98 99 100 | Н. В. Гоголь. «Вий». B. М. Шукшин. «Живёт такой парень». | 8 | Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики (социально-бытовые, психологические, автобиографические, юмористические, научно-фантастические, детективные и др.). Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь. Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения. | Отвечать на вопросы. Обмениваться впечатлениями. Объяснять значения слов. Читать фрагменты. Составлять план сравнительной характеристики. Обсуждать кинофрагменты. Рассказывать о герое. Писать творческую работу. Выполнять работу над ошибками. Отвечать на вопросы. Делать записи в тетрадях. Проводить взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения. | |||
101 102 | Резервные уроки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...