Урок русского языка в 5 классе "Буквы и – ы после Ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок открытия и первичного закрепления новых знаний по теме "Буквы и-ы после Ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_y_i_i_posle_ts.docx | 26.43 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yaz._v_5_kl._y_i_i_posle_ts.pptx | 639.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: Русский язык
ТЕМА УРОКА: Буквы и – ы после Ц
ТИП УРОКА: Урок открытия и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием ы-и после ц; научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц; сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений.
Планируемые результаты:
Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание.
Личностные: развитие доброжелательности, готовности сотрудничать.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе, индивидуально, находить общие решения.
Регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности, выполнять действия оп намеченному плану, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Познавательные: осуществлять анализ, сравнение языкового материала.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технологии: проблемные, игровые, поисковые.
Оборудование: компьютер, презентация слайдов.
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, какие трудности возникли при выполнении домашней работы?
Записываем число, классная работа.
ПОВТОРЕНИЕ
1 Слайд
В каких словах допущена ошибка?
а) жолтый; д) жокей
б) решотка е) шорох
в) чёрный ж) крыжовник
г) жёнглёр з) шопот
Ученики исправляют ошибки, вспоминают орфограмму
2 Слайд (демонстрация правильного написания слов)
Ребята, как вы думаете, для чего мы изучаем орфограммы? (Они нам понадобятся для правильного написания слов). Какие ещё орфограммы, изученные в разделе "Морфемика", вам запомнились?
II. Объяснение нового материала
– Сегодня мы продолжаем путешествие по стране "Морфемика", а это значит, что мы ещё не всё узнали, давайте познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока.
3 слайд Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц.
Улиц…, царицы
Ц…рк, циркуль
Акац…я, полиция
Сестрицын, лисицын
– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.
Посмотрите, как пишутся эти слова (на 4 слайде выбегают буквы ы-и)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? 5слайд Помогите мне сформулировать ее.
5 слайд «Правописание ы-и после ц».
6 слайд -Что должны узнать на уроке? Чему научиться? (Запись темы в тетради)
– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения.
7 слайд
-Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма?
- В корне слова пишем И.
-В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и».
– Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах на -«ция».)
– А теперь посмотрите, в каких случаях пишем "Ы"?
- Делаем вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц.
8 слайд Посмотрите на эти слова
В этих словах орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 4: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок.
9 слайд Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь предложение.
«Цыган на цыпочках стоит и «Цыц!» цыпленку говорит.
-Итак, подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
10 слайд. Таблица-правило.
11 слайд А я предлагаю вам ещё короткий стишок на новую орфограмму.
В существительных на –ЦИЯ
Мы всегда напишем –ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ
Пишем только букву Ы!
– Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
- Распределительный диктант.
Циферблат, цинга, спицы, белолицый, куницын, цыкнуть, конституция.
Цинга – болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточивости слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, в общей слабости.
Конституция – основной закон государства.
3.Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки)
слайды 13-16
Циновка – плотное плетеное изделие из соломы, тростника.
Цигейка – стриженый и крашеный мех овцы (первоначально козы).
ФИЗМИНУТКА
Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, подпрыгнуть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова: ЦИНГА, КУЦЫЙ, ОВЦЫ, АКАЦИЯ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.
4. Ребята, сейчас я приглашаю две группы учеников по три человека. Вам необходимо выписать только те слова, в которых пишется Ы после Ц (17 слайд). Команда, выписавшая больше слов, выигрывает.
- Ребята образуют две группы.
III . Итог работы.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какая проблема возникла у нас в начале урока?
- А сейчас давайте оглянемся назад и вспомним, что узнали, чему научились.
- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.
IY. Домашнее задание:
1. Выполнить упражнение 465 на странице 40, выучить правила
2. Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк».
Y. Рефлексия
- Каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?
- Мою работу?
- Я работу класса в целом оценила бы весёлым "Смайликом".
- Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы!
- Скоро прозвенит звонок и окончится урок!
VI. СПАСИБО ЗА УРОК.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а) ж Ё лтый ; д ) жокей б) реш Ё тка е) шорох в) чёрный ж) крыжовник г) ж О нглёр з ) ш Ё пот
Улиц … Цариц… Ц… рк Ц… ркуль Акац …я Полиц …я Сестриц… н Лисиц… н
улиц Ы цариц Ы ц И рк ц И ркуль акац И я полиц И я сестриц Ы н лисиц Ы н
Тема: Правописание ы-и после ц
Декорация, круглолицый, птицы, цилиндр
Слова-исключения Цыган, цыпочки, цыкать, цыпленок
Цыган на цыпочках стоит и «ЦЫЦ!» цыпленку говорит.
В существительных на –ЦИЯ Мы всегда напишем –ИЯ. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву И. А в концовке –ЦЫН,_ЦЫЙ, -ЦЫ Пишем только букву Ы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Презентация к уроку русского языка. Тема: "Буквы О-Ё после шипящих и Ц".
Презентация к уроку русского языка....
Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"
Класс 6Предмет русский языкТема Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...
Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...
Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"
На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов. Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...
Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».
Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа
Предлагается информационный и дидактический материал, задания для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....