Конспект урока с применением ИКТ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Внедрение ФГОС в школьном образовании требуют от учителя содействия в формировании различных компетенции у обучающихся. Современное общество становиться все более и более зависимо от информационных технологий, которые сейчас достаточно эффективно используются во всех его сферах. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни и помогает очень быстро и эффективно получить необходимую информацию, становится важным инструментом общения между людьми. По этой причине становится закономерным активное использование информационных технологий на всех ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 464.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа№1города Сургута
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 9а |
Учитель | Безукладникова Ольга Владимировна |
Тема урока | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 |
Базовый учебник | Русский язык 9 класс, авторы С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков М.: «Просвещение», 2019 |
Тип урока | Урок развития речи, обучение сочинению-рассуждению |
Технология | Метод проектов, лингвистическая работа с текстом. |
Цель деятельности учителя: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; выстроить алгоритм работы над сочинением; учить анализировать готовые сочинения, применяя критерии проверки 9.3., создать проект сочинения 9.3. по нравственному понятию «Призвание»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Знать: что такое текст, структуру написания сочинения-рассуждения, лексическое значение морально-этических понтий, критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.
Уметь: анализировать текст, определять его тему и идею, находить правильные аргументы, делать выводы; создавать собственный текст, осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы, создавать проект.
Оборудование урока: тетради для творческих работ, доска, памятки, текст задания 9.3, словарь Ожегова, компьютер, экран, компьютерная презентации.
Предварительная работа: внеклассное мероприятие в рамках декады гуманитарного цикла «Настоящая повесть о настоящем человеке» по книге Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Технологическая карта урока.
Ход урока
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий | Учебные действия |
I. Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным. | Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности |
II. Мотивация учебной деятельности, определение темы и цели урока. | - Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» В. Литвинов - Какова тема нашего урока? - Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3 - Записываем число и тему урока в тетрадь. - Какую цель перед собой поставим? –Вспомнить алгоритм сочинения-рассуждения - Научиться писать сочинение -рассуждение 9.3. - Давайте с вами вспомним, какие виды сочинений включены в КИМ по русскому языку -Формат экзамена предлагает нам 3 темы сочинения: 9.1.- лингвистическая тема, 9.2. - сочинение по тексту (аналитическая) и 9.3.- сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта. Данный вид сочинения - Это прообраз итогового сочинения в11 классе - Сегодня мы работаем над сочинением 9.3. - Как вы думает, что нам необходимо знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение-рассуждение? – структуру сочинения, нравственные понятия, критерии оценивания, умение проникать в смысл читаемого текста, умение подбирать необходимые аргументы. | Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности. Познавательные: формирование представлений о структуре сочинения-рассуждения Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся. |
III. Актуализация имеющихся знаний. Задача: Применение полученных знаний на прошлых уроках, подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3., отработка навыков оценивания сочинения-рассуждения по критериям. IV. Наблюдения над фактами языка Основная задача урока: закрепление основных этапов сочинения-рассуждения 9.3. | Работа в группах Задание 1: - Вспомните структуру сочинения-рассуждения – необходимо расположить этапы сочинения по порядку (один учащийся работает у доски) -Какова особенность сочинения 9.3? (необходимо дать определение понятия, которое и является тезисом) Работа по вопросам (фронтально):
4.Что такое вывод? ( подведение итогов по понятию) | Личностные: развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству, ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: умение слушать, осознанно строить речевое высказывание, воспринимать ответы учащихся. Работа с этапами сочинения-рассуждения. Проверка самостоятельной работы. Регулятивные: планирование последовательность действий (ответить на поставленные вопросы в ходе анализа сочинения-рассуждения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации |
V. Выявление нравственного понятия, знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности, создание проекта сочинения-рассуждения 9.3. | - Сегодня мы будем с вами создавать проект сочинения 9.3, работать по тексту, который лежит у вас на столе (приложение №1) Прочитаем текст Георгия Ивановича Андреева (род.в 1971г.)-современного писателя-публициста выразительно. Один ученик читает вслух текст (элемент итогового устного собеседования) -Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
- О чем этот текст? Как бы вы определили его тему? -Какова, по-вашему, главная мысль данного текста? (Выбор профессии –это осознанный выбор своей судьбы. Любимая профессия- это счастье и для человека, и для общества. Герои нашли свое призвание в учительском труде). - В каком предложении или предложениях мы встречаемся с понятием «Призвание», какие предложения текста это подтверждают? ( 26-29) -О каких качествах героев говорят слова «Светя другим, сгораю сам»? | Регулятивные: навыки работы в группе Познавательные: вспомнить все изученные морально-этические понятия, необходимые для написания сочинения-рассуждения 9.3. Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать творческую, речевую и мыслительную активность. |
VI. Работа над построением сочинения – рассуждения Задача: создание проекта сочинения-рассуждения 9.3. 1.Работа над тезисом. Комментарий определения. 2. Работа над аргументами (по группам) 3. Вывод | - Прочитаем еще раз внимательно задание 9.3 - C чего начинаем работу? (С определения понятия. Даем свое определение морально-этическому понятию, указанному в формулировке задания и связанному с содержанием текста.) - Что такое призвание? Подберите синонимы к слову (отработка задания 8) Ссылка на словарь синонимов русского языка https://sinonim.org/ -Найдите определение данного понятия в словаре С.И. Ожегова (работа со словарем). https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=21495
- В каком значении употребляется это слово в тексте Г.И. Андреева? Помним, что нам надо дать определение понятия исходя из текста. - Оформим тезис в тетради, записав определение понятия ПРИЗВАНИЕ. Помним, что при определении лексического значения существительного ключевым словом является существительное. Воспользуйтесь клише на слайде . (На мой взгляд, призвание- это любимое дело человека, любимая профессия, которую он выбрал сам и которой посвящает всё своё время и силы) -Как мы можем прокомментировать это определение? Помним , что комментарий должен быть доказан затем примером из текста. Возможно, вам поможет в этом такой алгоритм на доске: Склонности –любимая профессия - дело жизни Возможный вариант пояснения: Найти свое призвание, значит жить не столько своими личными интересами, сколько стараться приносить пользу другим. Аргументация сочинения. 1 группа находит примеры и пишет пояснение для первого аргумента . -Обратитесь к тексту. Подберите предложения, которые подтверждают наш тезис. Аргумент 1. 26-29 предложения текста. Поясните примеры. Вам в помощь варианты начала в памятке «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию 9.3» и на слайде презентации. Самостоятельная работа учащихся 1 группы Аргумент 2 –создает вторая группа . -Какие примеры являются примерами из жизни? (собственный опыт, жизнь знакомых. родных и т.д.; телепередачи, к/ф., худ.лит-ра) На слайде портрет А. Маресьева - Может ли его судьба быть примером самоотверженности, бескорыстного служения своей профессии и людям? -Знаете ли вы лично людей, профессия которых стала их призванием? Запишите аргумент 2, используя варианты начала в памятке «Речевые клише для написания сочинения-рассуждения по заданию 9.3» и на слайде презентации. Чтение вслух получившихся вариантов. Не забываем сверяться с тезисом. Делаем заключение из всего написанного и услышанного, помня, что вывод- обобщенное выражение тезиса. (Следовательно, призвание – состояние души, смысл существования людей, увлечённых своим делом, преодолевающих трудности и совершенствующих своё мастерство). | Познавательные: формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы, составлять план сочинения; формировать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения; формировать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли; умение собирать и систематизировать материал для сочинения; формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений. Регулятивные: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания. Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия. Подбирают и записывают синонимы к слову призвание. Чья группа больше подберет синонимов? Работа с орфографическим словарем С.И. Ожегова Делятся полученным материалом Дают определение понятию призвание, комментируют его. Записывают тезис и комментарий в рабочую тетрадь Работа по группам. 1 группа находит примеры в тексте и пишет пояснение для первого аргумента 2 группа создаёт второй аргумент на основе жизненного или читательского опыта Обмен мнениями - чтение вслух получившихся вариантов аргумента 1. Исправление грамматических и речевых ошибок. Аргумент 2. Пример из жизненного или читательского опыта. Доказывает ли данный пример понятие ПРИЗВАНИЕ? |
VII. Итог урока Задача: Оценить работу учащихся согласно результатам. Анализ и оценка успешности достижения цели | - Какой проект сочинения получился – каждая группа зачитывает свой материал - Соединение частей сочинения – рассуждения 9.3. - Каждая группа делится своей частью сочинения. Вспоминаем критерии оценивания сочинения 9.3. | Регулятивные: навыки саморегуляции и внутренней мотивации Познавательные: составление готового проекта сочинения-рассуждения 9.3. Оценивание сочинения-рассуждения 9.3. по критериям |
VIII. Домашнее задание Задача: Дать установку на тренировку определенных умений. | Написать чистовой вариант готового проекта сочинения-рассуждения 9.3. на основе работы каждой группы на морально – этическую тему по предложенному тексту – понятие «Призвание» | Личностные: развитие ответственности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: умение выбрать наиболее эффективные способы решения. |
IX. Рефлексия | -Вспомним начало урока «Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. Литвинов -Над чем задумались мы, работая над сочинением? Что поняли мы о жизни, вчитываясь в текст и создавая свой? -Была ли эта работа полезна для вас? -Завершая урок, хочу вам напомнить, что разговор о призвании для вас только начинается. Ведь вы впервые в жизни должны сделать выбор- выбор профессии, выбор жизненного пути. Желаю вам не ошибиться и найти свое призвание! | Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать свои достижения, осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. |
Приложение 1
Текст
(1)Я не успел дочитать книгу, потому что раздался стук в дверь моей комнаты и на пороге появился отец. (2)Выглядел он задумчивым и даже встревоженным.
(3) – Сын, нам нужно поговорить. (4) Ты ведь мужчина, а мужчина должен зарабатывать деньги, обеспечивать семью.(5) Ты хоть знаешь, сколько получают учителя? (6)Хочешь всю жизнь считать каждую копейку , не вылезать из долгов, мучиться из-за того что твои дети выглядят хуже других?..
(7)Он еще долго говорил, приводя примеры престижных профессий : юрист, экономист, программист… стоматолог, наконец!
(8 )- И вообще , где ты видел в школе нормальных мужиков? (9)Так, одни неудачники. Не способные больше ни на что!
(10 ) - Пап, ну что ты говоришь. А как же ты сам?! (11 )- Да что я… - отец как-то безнадежно махнул рукой и вышел из комнаты.
(12) - Вечером за дверью послышались легкие шаги мамы. (13)Она ,как водится, начала издалека. (14)- Андрей, ты конечно, уже взрослый , можешь самостоятельно принимать решения, но…(15)-Послушай…(16) Посмотри хотя бы на меня. (17) Это ведь не жизнь, а мука: бесконечные тетрадки, изматывающая подготовка к урокам. (18) А ученики?! (19) Ты сам знаешь, какие сейчас школьники – дерзят, учителя ни в грош не ставят.(20) Если раньше педагогов уважали, то сегодня школа- это рабский и адский труд, женский коллектив, интриги…(21)Зачем тебе все это?!
(22)- Хорошо, мама, я подумаю.
(23)- Я очень тебя прошу.
(24)Конечно, я хитрю: обещаю подумать, хотя все давно решил и даже уже подал документы в педагогический институт.(25)Хочу , как мои родители, быть учителем. (26) Они уже много лет работают в одной школе. (27)И нужно видеть, как горят их глаза, когда они обсуждают очередной урок или пишут сценарий для школьного вечера. (28) В такие минуты я понимаю: несмотря ни на что, мои родители по-настоящему счастливы, потому что они влюблены в свою профессию.(29)Глядя на них, я понимаю древний девиз «Светя другим , сгораю сам», ведь так говорят о людях, самоотверженно преданных благородной профессии.(30) Я тоже слышу в себе настойчивый зов большой и загадочной страны, где побывали мы все и где у каждого были свои находки и потери, взлеты и падения, радости и печали.(31)Мне так хочется, чтобы путешествие в эту страну оставляло только самые добрые и яркие воспоминания. (32) Именно поэтому я и хочу стать учителем – проводником , который ведет все новых и новых путешественников по тернистому пути к новым знаниям , к новой, взрослой жизни!
* Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) — современный писатель-публицист
9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов
Приложение 2
Критерии оценивания задания 9.3
Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение, | 0 | |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов |
|
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, | 0 | |
С3К4 | Композиционная стройность |
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, | 1 |
| В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе
Предложенный урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма») позволяет в по...
Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Конспект консультации в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
Цель занятия - формирование у обучающихся навыка написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2)....
Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)
Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...