КТП русский язык 10 класс Гусарова
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» И.В.Гусаровой и рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: И.В.Гусаровой. Русский язык. 10- класс: базовый и углублённый уровни: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2013.
Приоритетным направлением языкового образования в 10 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.
Углублённое изучение предполагает:
- более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
- введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
- рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
- расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
- усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;
- моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделю следующие:
- формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
- формирование культуроведческой компетенции учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
- наличие определённых теоретических сведений о языке;
- наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);
- наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;
- наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.
При обучении русскому языку как средству общения в 10 классе используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:
- обучение средствам языка;
- обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);
- обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме);
- обучение умениям и навыкам общения на языке.
В результате изучения русского языка в 10 классе на профильном уровне учащийся должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание русского языка как духовной. Нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использование русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- удовлетворение познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности его великом будущем;
- сформированность гражданской позиции учащегося как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
- сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- владение различными приёмами редактирования текстов;
- сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности;
- понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4
- владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;
- умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
Программа рассчитана на 140 часов, в том числе для проведения:
- входное диагностическое тестирование - 1 час;
- работ по развитию речи (задание С1) - 17 часов;
- итоговых контрольных работ - 7 часов.
- контрольный словарный диктант – 1 час
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2017.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование. | 1. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знают: основные нормы русского литературного языка. Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
| Тестирование. | Стр.6 §1 прочитать, задание 1. | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 1 Модуль № 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОЯЗЫКЕ. | |||||||||
2. | Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура, закономерности его функционирования и исторического развития; классификации конкретных языков. | Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа. | Организация совместной учебной деятельности | Стр.7-8, §2 учить, упр.6 (перечислить функции языка, о которых говорит Н.Шанский). | ||
3. | Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. | Знают: особенность текстов по стилю и типу. Умеют: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических. | Тренинг, практикум. | §3,4 знать основные понятия, стр. 13 упр.12. | ||
4. | Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Языки естественные и искусственные. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. | Знают: в чём различия между естественными и искусственными языками, специализированными и неспециализированными; единицы и уровни языковой системы; разницу между языком и речью. Умеют: проводить самостоятельное лингвистическое исследование; подтверждать или опровергать гипотезу; определять ведущий тип речи в данных отрывках. | Тренинг, практикум. | §5,6, стр. 15, упр.14 (3) или стр.16, упр.15 (3) или стр.20 упр.20 (3) (на выбор учащихся). | ||
5-6. | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1-К4. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста | Рабочая тетрадь №1, стр.11. | Р.Т. Стр. 21 упр. 22 выполнять в рабочей тетради №1 стр.15. | ||
Модуль № 2. РЕЧЬ КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | |||||||||
7-8. | Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. Характерные различия форм речи. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Речь; формы речи: внутренняя – внешняя; устная – письменная; монологическая – диалогическая. Характерные различия форм речи. | Знают: основные способы передачи чужой речи. Умеют: определять способ передачи чужой речи. | 1.упр.24, объяснить орфограммы и пунктограммы на месте пропусков в тексте. упр.29. | §8,Стр.24, упр. 25. | ||
9- 10. | Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ. | Знать и понимать: значение понятий: монолог, диалог, полилог; разновидности диалога; характерные особенности диалога (информативность реплик, соблюдение участников причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний); структурные элементы монолога (вступление, основная часть, заключение), отличие монолога как формы речи; особенности пунктуационного оформления «чужой» речи при диалоге, разновидности монологических высказываний. Умеют: выделять характерные черты монолога; вести диалог, следить за мыслью собеседника в диалоге, строить реплики как неразрывные пары; представлять информационный текст в виде краткого выступления, рассчитанный на восприятие учащихся 5 класса, готовить информационное сообщение, учитывая особенности восприятия информации потенциальными слушателями; готовить текст монологического выступления в жанре убеждающей речи; составлять собственный диалог. | §9,стр. 32, упр.31. | |||
Стр.37, упр.36 | |||||||||
11-12. | Форы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Организация групповой дискуссии на актуальную тему. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Форы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. | 3. Упр.35, объяснить орфограммы и пунктограммы на месте пропусков в тексте. | §10. Подготовиться к дискуссии. | |||
Стр. 42, упр.42. | |||||||||
13-14. | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста. | Рабочая тетрадь №1, стр.17. | Р.Т. стр. 34, упр.16. | ||
Модуль № 3. ОРФОГРАФИЯ. | |||||||||
15-16-17. | Правописание сложных слов. Контрольный словарный диктант. | 3. | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием сложных слов. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | Тренинг, практикум. | §11. Стр.47,50, упр. 44 (доделать), 45 (доделать). | ||
Стр.58, упр.46. | |||||||||
Модуль № 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | |||||||||
18 | Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание В3. Особенности управления некоторых грамматических форм. Подготовка к ЕГЭ. Задание А5. | 1. | Комплексное применение знаний. | Синтаксические единицы; синтаксические связи и их типы; средства выражения синтаксической связи; вопрос о словосочетании; типы подчинительной связи в словосочетании; сильное и слабое управление; синонимия словосочетаний. | Знают: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; его отличие от слова и предложения; способы выражения. Умеют: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Упр.47. Р.Т. № 1. стр.36-39. | §12-13,стр.63, упр. 49. | ||
§13, стр.64. упр. 50. | |||||||||
19. | Общая характеристика типов предложений. Подготовка к ЕГЭ. Задание А10. Порядок слов в предложении. | 1. | Комплексное применение знаний. | Предложение как единица синтаксиса; интонационные и грамматические признаки предложения; порядок слов в предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. | Знают: основные единицы языка, их признаки. Умеют: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. №.1. стр.41 | §14-15, упр. 51. | ||
20-21-22. | Основы русской пунктуации. «Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании. | 3. | Комплексное применение знаний. | Принципы современной русской пунктуации; разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. | Знают и понимают: основные принципы пунктуации; основные способы передачи чужой речи; знаки препинания при цитировании. Умеют: правильно расставлять знаки препинания согласно его функциям; соблюдать пунктуационные нормы языка; определять способ передачи чужой речи; заменять прямую речь косвенной и наоборот; находить в тексте несобственно-прямую речь. | Комплексный анализ текста упр.59.стр. 83. | §16, стр.75, упр.55. Стр.87, упр.61. | ||
23-24. | Итоговый контроль по БЛОКУ №1, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знают: основные нормы русского литературного языка. Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум. | §18, познакомиться с материалом. | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 2. Модуль № 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. | |||||||||
25-26. | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов; русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. | Знают: основные этапы исторического развития русского языка; что такое «второе южнославянское влияние»; причины распада языка-основы на диалекты Умеют: оформлять свои лингвистические исследования в жанре научной мини-статьи | Тренинг, практикум. | §18,19, стр.95, упр. 64. | ||
Стр.100, упр.67 | |||||||||
27-28. | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К2. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 2. | Комплексное применение знаний. | Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | Р.Т.стр.63, упр.16. | |||
Модуль № 6. ТЕКСТ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. | |||||||||
29-30-31. | Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание А 27. Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ. Задание В 7. | 3. | Комплексное применение знаний. | Текст как продукт речевой деятельности. Совершение умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность). Способы и средства связи предложений в тексте. | Знают: отличительные особенности разных стилей речи; основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность); способы и средства связи предложений в тексте. Умеют: использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. № 1. стр.65. Р.Т. № 1. стр.76. Р.Т. № 1. стр.96. | Раздел 2, §9, стр. 24-38; раздел 6, §20, стр.102-105. Стр.107, упр.71. Раздел 6, §21, стр.105-107. Раздел 2, §22, стр.109-114. Стр.116, упр.75. | ||
Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. Задание А 29. Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание А 7, А8. | |||||||||
Модуль № 7. ОРФОГРАФИЯ. | |||||||||
32-33-34. | Употребление прописных и строчных букв. | 3. | Комплексное применение знаний. | Правописание прописных и строчных букв в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов и т.д. | Знают: правила употребления прописных и строчных букв. Умеют: употреблять прописные и строчные буквы в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов. | Словарный диктант. | §23, упр.84, стр. 126. | ||
Модуль № 8. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | |||||||||
35-36-37. | Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. | 3. | Комплексное применение знаний. | Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. | Знают: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Умеют: находить односоставные предложения и определять их вид; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определять способ выражения подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого; | Практикум. | §24,стр.137, упр.88. Стр.140, упр.89. | ||
38-39. | Согласование подлежащего и сказуемого. Подготовка к ЕГЭ. Задание В9. Тире между подлежащим и сказуемым. | 2. | Комплексное применение знаний. | Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. | Знают: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Умеют: находить односоставные предложения и определять их вид; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определять способ выражения, подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. № 1. стр.107. | §25, стр.148, упр.92.(7-11) Раздел. 8, §24, стр.127-132, 132-140. §26.стр.151,упр.93(9-12). | ||
40-41. | Виды односоставных предложений. Подготовка к ЕГЭ. Задание В4. | 2 | Комплексное применение знаний. | Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое. | Знают: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Умеют: находить односоставные предложения и определять их вид; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определять способ выражения, подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. № 1. стр.115. | Раздел 8, §27, стр.152-155. Стр.156. упр.96. | ||
42-43. | Итоговый контроль по БЛОКУ №2, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знают: основные нормы русского литературного языка. Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Стр.157. упр.97. | |||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 3. Модуль № 9. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА. | |||||||||
44-45. | Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Кириллическая азбука. История русской графики. Принцип русской графики. История русской орфографии. Принципы современной русской орфографии. | Знают: историю развития и возникновения русской письменности, русской графики; роль письменности в развитии языков и культуры, принципы русской орфографии; основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: проводить самостоятельно лингвистическое исследование и оформлять его результаты как научную статью; аргументированно отвечать на вопросы; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; | § 28-29, стр.164, упр.98 (2). § 30-32, стр. 174, упр.105. | |||
Модуль № 10. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА. | |||||||||
46 | Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и её компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. | Знают: виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное; вербальные и невербальные средства общения; компоненты речевой ситуации (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства); виды слушания; основные способы чтения. Умеют: использовать продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение) видов речевой деятельности; различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего и др.; определять доминанту текста; аргументированно отвечать на вопросы; | §33, стр.176,упр.106. | |||
47-48 | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. К3. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста. составлять рабочие материалы к сочинению. | Р.Т. № 2.стр.5 . | Стр.179, упр.107 (3). | ||
49. | Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Приёмы совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственных текстов. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. | Знают: приёмы совершенствования и редактирования текстов; приёмы информационной переработки текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. Владеют: приёмами совершенствования и редактирования текстов. Умеют: редактировать собственные тексты; информационно перерабатывать текстов различных функциональных стилей и жанров; писать тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. | §34,стр.181, упр.108. | |||
50-51 | Практическое занятие по конспектированию, реферированию, аннотированию. Подготовка к ЕГЭ. Задание А28. | 2. | Комплексное применение знаний. | Приёмы совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственных текстов. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. | Знают: приёмы совершенствования и редактирования текстов; приёмы информационной переработки текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты. Владеют: приёмами совершенствования и редактирования текстов. Умеют: редактировать собственные тексты; информационно перерабатывать текстов различных функциональных стилей и жанров; писать тезисы, конспекты, аннотации, рефераты; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | Р.Т.№ 2, стр.13. | Раздел 2, § 9, стр.24-38; раздел 6, § 20, стр. 102-105; раздел 6, § 21, стр. 105-107; раздел 10, § 30, стр.175-176, § 33, стр.179-183. |
| |
Модуль № 11. ОРФОГРАФИЯ. | |||||||||
52-53-54. | Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.13. | 3. | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | Выборочный диктант. Р.Т.№ 2, стр.36. | Раздел 11, §35, стр. 184-191. Стр.187,упр.113. Стр.192,упр.119. | ||
Модуль № 12. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | |||||||||
55-56-57. | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. | 3. | Комплексное применение знаний. | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи. Разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова. Способы выражения второстепенных членов предложения.
| Знают: второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство; правила употребление дефиса при одиночном приложении; разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи; разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова; способы выражения второстепенных членов предложения. Умеют: находить второстепенные члены предложения и определять их вид; определять способ выражения второстепенных членов предложения; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; употреблять дефис при одиночном приложении; | Практическая работа. | § 36, карточка. Стр.205, упр.125. | ||
58-59. | Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. | 2. | Комплексное применение знаний. | Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения. | Знают: в чём различие между полными и неполными предложениями; типы неполных предложений; правила постановки тире в неполном предложении; какие предложения называются нечленимыми и способы выражения нечленимых предложений. Умеют: находить неполные предложения и определять их тип; находить нечленимые предложения, указывать разновидность нечленимых предложений и способ выражения; ставить тире в неполном предложении; находить односоставные предложения и определять их тип; объяснять орфограммы и пунктограммы. | Практикум. | §37-38, стр.213, упр. 130. | ||
60-61. | Итоговый контроль по БЛОКУ №3, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знают: основные нормы русского литературного языка. Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Стр. 212, упр. 128. | |||
62-63. | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К4. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | Р.Т.№ 2, стр.40. | Р.Т.№ 2, Стр. 57, упр.16 | ||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 4. Модуль № 13. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. | |||||||||
64-65. | Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Слово – основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексические средства выразительности речи. | Знают: смысл понятий однозначные и многозначные слова; метафора, метонимия, синекдоха Умеют: определять прямое и переносное значения слов; свободное прямое и несвободное значение слов; многозначного слова, соответствующее ситуации; | Р.Т.№ 2, стр. 59. | §39, стр.222, упр135. Раздел 13, §39, стр. 216-222. | ||
66-67. | Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.2. | 2. | Комплексное применение знаний. | Слово – основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексическая омонимия и смежные с ней явления. Лексические средства выразительности речи. | Знают: специфику смысловых отношений между словами. Умеют: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | Р.Т.№ 2, стр.65. | §40-41,стр. 226, упр. 138 (12-16), стр.228, упр.140 Раздел 13, §41, стр.227. | ||
68-69. | Синонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30. Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30. | 2 | Комплексное применение знаний. | Слово – основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексические средства выразительности речи. | Знают: специфику смысловых отношений между словами. Умеют: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков. | Р.Т.№ 2, стр. 71. | §42-43,стр. 234, упр. 148. Раздел 13, §39, стр.216-222, §42, стр.228-230, §43, стр.232-233, §46, стр.246-249, §47, стр.250-5-256, §48, стр.259-260, §49, 261-266. | ||
70 | Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков. Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы. | Знают: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Умеют: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой. | Тренинг. | §44, стр.241, упр.154. §45, стр. 246, упр.156. | ||
71-72 | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. | Знают: сферы употребления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, в чём отличие архаизмов от современного слова-синонима Умеют: находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы; находить современный синоним к архаизмам и историзмам; определять характер архаизмов. | Р.Т.№ 2, стр. 71. | §46,стр.248, упр.159. Раздел 13, §39, стр.216 -222, §42, стр.228-230, §43, стр.232-233, §46, стр.246-249, §47, стр. 255-256, §48, стр.259-260, §49, 261-266. | ||
73-74. | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика. Специальная лексика – термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности. | Знают: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Умеют: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | §47-48, стр.260, упр. 167. | |||
75-76. | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | Стр.258, упр. 166. | Дописать сочинение. | ||
77-78-79. | Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов. Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности. | 3. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, | Знают: понятие фразеологизмы; состав и значение фразеологизмов. Умеют: определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распределять фразеологизмы на группы (сращения, единства, сочетания); объяснять смысл фразеологизмов; различать исконно-русские и заимствованные фразеологизмы; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т.№ 2, стр. 71. | §49, стр.266 упр.172 | . | |
Модуль № 14. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. | |||||||||
80. | Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля. | Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили, язык художественной литературы; признаки научного стиля, его разновидности и жанры. Умеют: выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста. | § 50, подобрать текст научного стиля и выявить стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) этого текста. | |||
81-82. | Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Официально-деловой стиль, его основные жанры и особенности. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы); анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. | Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки официально-делового стиля, его разновидности и жанры. Умеют: выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста; писать деловые документы различных жанров: заявления, доверенности, резюме, деловое письмо, объявление, инструкции. Имеют: практику устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. | §51, стр.277, упр. 176. | |||
83-84. | Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. | Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации. Умеют: выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста; готовить публичное выступление; выбирать языковые средства оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | §52-53, подобрать тексты публицистического и художественного стилей и выявить их стилеобразующие черты и языковые особенности. | |||
85. | Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.12. | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности. Лексический анализ слова. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. | Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки разговорного стиля. Умеют: анализировать разговорную речь, содержащую грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.; оценивать устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | §54, подобрать текст разговорного стиля и выявить его стилеобразующие черты и языковые особенности. | |||
Модуль № 15. ОРФОГРАФИЯ. | |||||||||
86-87. | Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.15. | 2 | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок пре-, при -. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; объяснять значения приставок ПРЕ-\ПРИ-; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Тестовые задания типа А 15 ЕГЭ. | §55, стр.287, упр.182. | ||
Модуль № 16. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | |||||||||
88-89. | Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.10. | 2. | Комплексное применение знаний.
| Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого; основные виды сложных предложений; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда); расширение знаний учащихся о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Смысловые отношения ССП | Знают: признаки сложных предложений; основные группы ССП по значению и союзам; двучленные и многочленные предложения. Умеют: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи; определять вид двучленных и многочленных предложений; объяснять характер отношений между частями ССП; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. №.1. стр.41 | Стр.290, упр.183. | ||
90-91. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.20. | 2. | Р.Т. №.2. стр.80. | Раздел 16, §57, стр.294-297, Стр.297, упр.186. | |||||
92-93. | Итоговый контроль по БЛОКУ №4, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знают: основные нормы русского литературного языка. Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Стр.297, упр.185. | |||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 5. Модуль № 17. ФОНЕТИКА. | |||||||||
94. | Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. | 1. |
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Звуковые средства. Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных и гласных звуков. Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация. Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. | Знают: понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки; звуковые средства; артикуляционную классификацию согласных и гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения. Умеют: различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки и слоги, слоги и такты; ударение; такты и фразы; транскрибировать слова; пользоваться средствами выразительности фонетики; сравнивать звуки по месту и способу образования; характеризовать звуки по способу, месту образования, по соотношению тона и шума; переносить слова; разбивать предложения на фразы и такты; характеризовать слоги; определять позиции гласных и согласных; определять изобразительные средства фонетики. | ||||
95. | Артикуляционная классификация согласных звуков. | 1. | Стр.308, упр.197. | §62, стр.310, упр.204. | |||||
96. | Артикуляционная классификация гласных звуков. | 1. | Стр. 312, упр.209. | §63, | |||||
97. | Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация | 1. | Стр.319, упр.218. | §64, стр.320, упр.220. | |||||
98-99. | Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики. | 2. | Затранскрибировать слова. | §65, стр. 327, упр. 231. | |||||
100-101. | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | Дописать работу. | |||
Модуль № 18. НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. | |||||||||
102. | Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Языковая норма, и её основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках и словарях. Справочниках норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | Знают: определение понятия языковая норма; признаки «старшей» нормы и признаки «младшей» нормы; основные нормы русского литературного языка. Умеют: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разборы; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Указать, в чём проявляется «старшая» школа в стихотворный отрывках, кратко охарактеризовать её проявления. | §66-67,стр. 339, упр.237. | ||
103-104. | Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах. Акцентологические нормы произношения отдельных слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание А1. Комплексный анализ текста. | 2. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Р.Т. №.2. стр. 89. | Раздел 18, §67, стр.336-338. | ||||
Модуль № 19. ОРФОГРАФИЯ. | |||||||||
105-106. | Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Подготовка к ЕГЭ. Задание А15. | 2. | Комплексное применение знаний. | Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать " в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. №.2. стр.75. | Раздел 15, §55, стр. 284-287 (правописание приставок ПРЕ-\ПРИ-); раздел 19, §69, стр. 342 (употребление разделительных Ъ и Ь знаков); раздел 19, §70, стр. 343 (правописание приставок на З-\С-); раздел 19, §71, стр.344 (правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную). | ||
107-108-109. | Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Подготовка к ЕГЭ. Задание А15. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Подготовка к ЕГЭ. Задание А15. | 3. | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок на з -/ -с; букв и-ы в корне слова после приставок на согласную. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать " в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | ||||
110-111-112. | Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Подготовка к ЕГЭ. Задание А14. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. Подготовка к ЕГЭ. Задание А14. | 3. | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударной гласной в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением, чередующихся гласных; правописанием согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать " в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. №.2. стр.91. | Раздел 19, §72, стр.345 (правописанием безударной гласной в корне слова); раздел 23, §85, стр. 397-400 (правописание чередующихся гласных). Стр.346, упр.244. | ||
Модуль № 20. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | |||||||||
113-114. | Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений. Подготовка к ЕГЭ. Задание А10. | 2. | Комплексное применение знаний. | Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. | Знают: признаки сложных предложений; основные типы придаточных СПП по значению; двучленные и многочленные предложения. Умеют: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи; определять вид двучленных и многочленных предложений; объяснять характер отношений между частями СПП. | Р.Т. №.1. стр.41 | Стр.347, упр.245 | ||
115-116-117. | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Подготовка к ЕГЭ. Задание А25, А26. | 3. | Комплексное применение знаний. | Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | Знают: признаки сложных предложений; основные типы придаточных СПП по значению; условия наличия и отсутствия запятой между частями СПП; правило постановки запятой на стыке двух союзов; правила пунктуации при оборотах, не являющихся придаточными предложениями. Умеют: определять виды придаточных; объяснять пунктограммы на месте пропусков; подчёркивать союзные слова как члены предложения. | Р.Т. №.2. стр.95, 99. | Раздел 20, §74, стр. 354-356; 358; §75, стр.363-365. | ||
118-119-120. | Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. Подготовка к ЕГЭ. Задание В6. | 3. | Комплексное применение знаний. | Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями. | Знают: признаки сложных предложений; основные типы придаточных СПП по значению; условия наличия и отсутствия запятой между частями СПП; типы подчинения в многочленных СПП. Умеют: определять виды придаточных; объяснять пунктограммы на месте пропусков; определять тип подчинения; подчёркивать союзные слова как члены предложения; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. №.2. стр. 103. | Раздел 16, §56, стр. 289-290 (общая характеристика сложных предложений), раздел 24, §91, стр.416-418 (сложное предложения с разными видами связи), раздел 20, §73, стр. 348-353 (общая характеристика СПП), § 75, стр. 363-365 (СПП несколькими придаточными). | ||
121-122. | Итоговый контроль по БЛОКУ №5, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знают: основные нормы русского литературного языка. Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Стр.366, упр. 252. | |||
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК № 6. Модуль № 21. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. | |||||||||
123-124-125. | Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова. Морфемный анализ слова. | 3. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция). Морфемный анализ слова. Морфемный и словообразовательный разбор. | Знают: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Умеют: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. | §76-79, стр. 379, упр.264. | |||
126-127. | Способы словообразования. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Процессы, сопровождающие словообразование. Словообразовательный анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание В1. | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Способы словообразования. Морфологические способы словообразования (аффиксация, сложение как морфологический способ образования). Неморфологические способы словообразования (морфолого-синтаксический (переход слов одной части речи в другую), лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы), лексико-синтаксический (сращение сочетания слов в одно слово). Процессы, сопровождающие словообразование (чередования гласных и согласных в корнях слов, усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем). Словообразовательный анализ слова. | Знают: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Умеют: производить морфемный и словообразовательный анализ слов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | Р.Т. №.2. стр.116. | Раздел 4, §81-82, стр. 380-383. | ||
Комплексное применение знаний. | |||||||||
128-129. | Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках. | 2. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С. Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению. | Стр.387, упр. 272. | Дописать работу. | ||
Модуль № 22. РУССКИЙ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. | |||||||||
130. | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. | 1. | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета в начале общения. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | Знают: правила и нормы речевого этикета в процессе общения и при завершении общения; речевом общении как форме взаимодействия людей. Умеют: делать выбор той или иной формы приветствия, в зависимости от речевой ситуации; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | §83-84,стр.396, упр.276. | |||
Модуль № 23. ОРФОГРАФИЯ. | |||||||||
131-132. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Подготовка к ЕГЭ. Задание А14. | 2. | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | Р.Т. №.2. стр.91. | §85, стр.401, упр.278. Раздел 19, §72, стр.345 (правописанием безударной гласной в корне слова); раздел 23, §85, стр. 397-400 (правописание чередующихся гласных). | ||
133-134. | Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Подготовка к ЕГЭ. Задание А14. | 2. | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | Р.Т. №.2. стр.91. | Раздел 19, §72, стр.345 (правописанием безударной гласной в корне слова); раздел 23, §85, стр. 397-400 (правописание чередующихся гласных). Стр. 405, упр.280. | ||
135-136. | Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова. | 2. | Комплексное применение знаний. | Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Ы-И после ц. | Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. | Тест. | §87-88, стр.407, упр. 282. | ||
Модуль № 24. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | |||||||||
137 | Бессоюзные сложные предложения. Подготовка к ЕГЭ. Задание А10. | 1 | Комплексное применение знаний. | Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. | Знают: признаки бессоюзных сложных предложений; правила пунктуации в БСП. Умеют: определять характер отношений между частями предложений; определять характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объяснять орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков. | § 89, стр.415, упр.286. | |||
138 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Подготовка к ЕГЭ. Задание А24. | 1. | Р.Т. №.2. стр.122. | Раздел 24, §90, стр. 411-414. | |||||
139 | Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к ЕГЭ. Задание А26. | 1. | Р.Т. №.2. стр.100. | §91, стр.419, упр.288. | |||||
140 | Итоговый контроль по БЛОКАМ №1-6, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся. | 1. | Проверка, оценка и коррекция знаний. | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. | Знают: основные нормы русского литературного языка. Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...