Урок повторения и обобщения по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данный конспект урока позволяет повторить и обобщить материал по теме " Деепричастие " в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_povtorenie_i_obobshchenie_po_teme_deeprichastie_7_klass.docx | 19.01 КБ |
list_samootsenki_i_domashnee_zadanie_na_konkurs.docx | 16.39 КБ |
prezentatsiya_deeprichastie_7_klass.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе.
Учебник русского языка для 7 класса. Авторы: Л.М. Рыбченкова и др. Ч.1. М. «Просвещение»,2021
Тема урока: Повторение и обобщение по теме «Деепричастие»
Целеполагание для учителя: организовать процесс повторения темы «Деепричастие»
Целеполагание для обучающихся: повторить и обобщить изученный материал по теме «Деепричастие»
1. Знать, что такое деепричастие.
2. Уметь определять морфологические признаки деепричастия.
3. Уметь находить и объяснять орфограммы в деепричастиях.
4. Уметь находить деепричастные обороты и объяснять постановку знаков препинания при них.
«Сверхзадачи» урока: повторить корни с чередующимися гласными; синтаксический разбор сложного предложения; порядок морфемного и морфологического разбора деепричастия.
Форма проведения урока: урок – практикум
Оборудование: проектор, экран
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Эмоциональный настрой: - Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Надеюсь, что у всех хорошее настроение. Ваша активность поможет мне продуктивно провести урок, и у нас все получится.
II.Сообщение темы урока. (Слайд 1)
– Попробуйте сформулировать цель урока. (Примерные ответы обучающихся: повторить материал по изученной теме). Напоминаю о листах самооценки.
Говорю, что, выполняя задания на уроке, нужно не забывать заполнять лист самооценки, т.к. от результатов работы будет зависеть домашнее задание.
Создание проблемной ситуации на уроке
– Сейчас все внимание на экран. Подумайте и скажите, что объединяет данные предложения. Обоснуйте свой ответ. (Примерные ответы обучающихся: в первых двух предложениях есть деепричастия, а в третьем предложении – деепричастный оборот)
– А что вам известно о деепричастии? (Примерные ответы обучающихся: термин «деепричастие» образован от словосочетания «причастное к действию»; деепричастия так названы потому, что обозначают действие, сопутствующее основному действию, которое выражается глаголом-сказуемым горел (как?) потрескивая, подошел (когда?) поднявшись и т.д.)
– На какие вопросы отвечают деепричастия? (Примерные ответы: что делая? что сделав? как? каким образом? когда? т.д.)
Признаки какой части речи можно отметить у деепричастия? (Примерные ответы: глагола и наречия)
- Какую орфограмму изучили при прохождении данной темы? (Правописание не с деепричастием)
– А теперь обобщите все и сделайте вывод. (Примерные ответы: деепричастие - особая форма глагола, которая имеет некоторые признаки глагола и наречия)
V. Применение, обобщение и систематизация знаний.
1. Лексическая минутка.
– Ребята, а как вы понимаете значение слова «маршрут» в третьем предложении? (Путь)
2. Пунктуационная задача.
– Запишите под диктовку ряд предложений, расставьте знаки препинания. Графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты.
- Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река
- Я стою у дороги, прислонившись к иве.
- Отражаясь, березы ломались в пруду.
- А месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам.
- Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.
– А сейчас проверим выполнение задания. Сделайте вывод о постановке знаков препинания. (Примерные ответы: деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми)
– Ребята, обратите внимание на музыкальность и напевность записанных предложений. А вы узнали автора? (С.А. Есенин, наш земляк. Знаменитый поэт Рязанской области.)
3. Переходим к повторению морфологического разбора деепричастия. (вызвать 2 учеников к доске, остальные работают в тетрадях) Из записанных предложений разобрать деепричастия прислонившись и роняя. После выполнения задания – проверка с комментариями.
4. Распределительный диктант. (Слайд 2)
- Запишите в 2 столбика словосочетания с деепричастиями несовершенного вида - 1 столбик, а совершенного вида – 2 столбик. Найдите и обозначьте орфограммы с чередованием гласных в корне. Проверка с комментарием.
Расплетая косы, положив документы, увлекая за собой, легко скользя, увидев мать, постепенно замирая, разгораясь на солнце, громко крикнув, запивая водой.
5. Устный опрос.
– Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида? (Примерные ответы: несовершенного вида от основы глагола настоящего времени при помощи суффиксов –а,я ; совершенного вида – от основы инфинитива при помощи суффиксов в, вши, ши )
- Образуйте деепричастие от глагола быть. (Будучи). Какие еще суффиксы участвуют в образовании деепричастий? (Учи-ючи, играючи)
- Какая часть речи тоже образуется от глагола? (Причастие)
- Перечислите общие и отличительные признаки причастий и деепричастий? (Особые формы глагола, различные морфологические признаки, синтаксическая
6. Творческое задание. Конструирование предложения (Слайд 3)
- На экране вы видите 2 простых предложения. Составьте сложносочиненное предложение, добавив в первую часть причастный оборот, а во вторую часть- деепричастный оборот.
Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
Вариант предложения: Гроза, начавшаяся внезапно, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса.
7. Синтаксический разбор получившегося предложения на доске с комментариями.
8. Морфемный разбор деепричастий с комментарием. (Слайд 4)
Прошу отметить характерную особенность деепричастий. (Нет окончания)
Выпив, понизив, бегая, решая
22. Рефлексия.
Предлагаю проанализировать листы самооценки .
Считают, сколько баллов набрали за урок.
Вспоминают, какие цели ставили перед уроком.
Решают, достигнуты ли они и что нужно сделать каждому, чтобы достичь целей.
Осознанный выбор домашнего задания после анализа листов самооценки.
Домашнее задание : подготовиться к контрольной работе, индивидуальные задания. (Слайд 5)
23. Выставление отметок за письменные задания
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
Я знаю | +/- | Домашнее задание | |
1 | Что такое деепричастие | П. 23 | |
2 | Суффиксы деепричастий | П. 23 | |
3 | Как и от чего образуются деепричастия | П. 23 | |
4 | Что такое деепричастный оборот | П. 24 | |
5 | Правило правописания НЕ с деепричастием | П. 25 | |
Я умею | |||
5 | Находить суффикс деепричастия и объяснять свой выбор | Часть 2 з.1 | |
6 | Различать деепричастия совершенного и несовершенного вида | Часть 2 з. 2 | |
7 | Выполнять морфологический разбор деепричастия | Часть 2 з. 3 | |
8 | Находить деепричастные обороты и расставлять знаки препинания в предложениях с ними. | Часть 2 з. 3 |
Домашнее задание
Часть 1 (обязательна для всех)
Задание 1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.
- Тарантас въехал во двор шурша колесами по крапиве и остановился перед крыльцом. (И. Тургенев)
- Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. (М. Лермонтов)
- Тихий плес манил к себе обещая прохладу и покой. (А. Чехов)
- (Не)раздумывая мы отправились вслед за проводником.
Часть 2 (индивидуальные задания)
Задание 1. Спишите. Обозначьте суффиксы деепричастий.
Разговаривая, торопясь, начав, приняв, задумавшись, рассматривая, шутя.
Задание 2. Спишите словосочетания, распределяя их на 2 группы по видовой принадлежности деепричастий.
Не замечая никого, волоча ноги, не работая давно, потрогав воду, не присев на стул, ощутив прикосновение.
Задание 3. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Выполните морфологический разбор указанного деепричастия.
Спотыкаясь цепляясь за лавки и стулья Яшка стал бродить по избе разыскивая(3) старые штаны и рубаху. Яшка забросил насадку и снова не выпуская из рук удилища неотрывно смотрел на поплавок ожидая поклёвки. (Ю. Казаков. «Тихое утро»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расплетая косы, пол…жив документы, увлекая за собой, легко скользя, увидев мать, постепенно зам…рая , разг … раясь на солнце, громко крикнув, запивая водой. Распределительный диктант
Творческое задание Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru /
Морфемный разбор Выпив,понизив,бегая,решая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок повторения и обобщения материала по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок проходит в форме игры по телевизионной версии "Своя игра". Такая форма урока позволяет активизировать деятельность учащихся 8 класса, проверить знание текста повести А.С. Пушкина....
Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»
Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монолог...
Урок повторения и обобщения по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....
Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"
В игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....
План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.
План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....
Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)
Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС втор...
Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...