Программа по русскому языку 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие.
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по русскому 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие | 94.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Управление образования администрация Вачского муниципального района
МБОУ Арефинская СОШ
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
ШМО | зам.директора по УВР | директор |
руководитель ШМО | ______________Груздева Н.Н. | ______________Смирнова Н.С. |
Протокол №1 | Приказ № 143 | |
___________ Петровская О.В. | ||
Протокол №1 | от 29.08.2022 г. | от 01.09.2022 г. |
от 22.08.2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4342069)
учебного предмета
«Русский язык»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Шилова С.М.
2022-2022
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания рус- ского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнацио- нального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федера- ции, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и вы- разительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её само- реализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает меж- личностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачиинформации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуника- тивной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,мышления, памя- ти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамот- ности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои зна-
ния и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстоваядеятельность является систе- мообразующей доминантой школьного курса русского языка.
Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных резуль- татов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональныеразновид- ности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осозна- ние и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление со- знательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения ихранения духовно- го богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о сти- листических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературногоязыка и
речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в соб- ственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографиче- ской и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффектив- ное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформальногомежличност- ного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством полученияразличной ин- формации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных уме- ний сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления опреде- лённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты раз- ных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик инфор- мационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, об- щего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литера- тура» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в рабочей программе, соответ- ствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общегообразования.
Учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится - 170 ч. (5 часов в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Богатство и выразительность русского языка.Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Язык и речь
Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.
Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно- учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказ- чика.
Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.
Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (втом числе сочинения-миниатюры).
Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.
Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.
Текст
Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-
смысловые части.
Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы,анто- нимы, личные местоимения, повтор слова.
Повествование как тип речи. Рассказ.
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изу- ченного).
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста.
Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Функциональные разновидности языка
Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи,функциональ- ных стилях, языке художественной литературы).
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Фонетика. Графика. Орфоэпия
Фонетика и графика как разделы лингвистики.
Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.Слог. Ударение. Свой- ства русского ударения.
Соотношение звуков и букв.Фонетический анализ слова.
Способы обозначения [й’], мягкости согласных.Основные выразительные средства фонетики. Прописные и строчные буквы.
Интонация, её функции. Основные элементы интонации.
Орфография
Орфография как раздел лингвистики.
Понятие «орфограмма». Буквенные и небуквенные орфограммы.Правописание разделительных ъ и
ь.
Лексикология
Лексикология как раздел лингвистики.
Основные способы толкования лексического значения слова (подбор однокоренных слов; подбор
синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощьютол- кового словаря).
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Лексический анализ слов (в рамках изученного).
Морфемика. Орфография
Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень,пристав- ка, суффикс, окончание).
Чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).Морфемный ана- лиз слов.
Уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи.
Правописание корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми гласными (в рамках изучен- ного).
Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).
Правописание ё — о после шипящих в корне слова.
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на -з (-с). Правописание ы — и после приставок.Правописание ы — и после ц.
Морфология. Культура речи. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.Само- стоятельные и служебные части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.
Лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные; имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Род, число, падеж имени существительного.Имена существительные общего рода.
Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые
имена существительные.
Морфологический анализ имён существительных.
Нормы произношения, нормы постановки ударения, нормы словоизменения имёнсуществительных. Правописание собственных имён существительных. Правописание ь на конце имён существитель-
ных после шипящих.Правописание безударных окончаний имён существительных.
Правописание о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.Пра- вописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных.
Правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-; -раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-,
-зар- — -зор-; -клан- — -клон-, -скак- — -скоч-.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного. Роль имени прилагательного в речи.
Имена прилагательные полные и краткие, их синтаксические функции.Склонение имён прилага- тельных.
Морфологический анализ имён прилагательных.
Нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки ударения (в рамкахизу- ченного).
Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Правописание о — е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.Правопи- сание кратких форм имён прилагательных с основой на шипящий.
Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
Глагол
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксиче- ские функции глагола. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи.
Глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Инфинитив и его грамматические свойства. Основа инфинитива, основа настоящего (будущегопро- стого) времени глагола.
Спряжение глагола.
Нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Правописание корней с чередованием е // и: -бер- — -бир-, -блест- — -блист-, -дер- — -дир-, -жег-
— -жиг-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -стел- — -стил-, -тер- — -тир-.
Использование ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лицаедин- ственного числа после шипящих.
Правописание -тся и -ться в глаголах, суффиксов -ова- —-ева-, -ыва-— -ива-.
Правописание безударных личных окончаний глагола.
Правописание гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола.Слитное и раз- дельное написание не с глаголами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Слово- сочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствамглавного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.
Синтаксический анализ словосочетания.
Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; вос- клицательных и невосклицательных предложений.
Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием име- ни существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительногопадежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выраже- ния: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространённые и нераспространённые. Второстепенные члены предложения:опре- деление, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения.
Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные
средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, при- чины, меры и степени, условия, уступки).
Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов,с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения. Син- таксический анализ простого и простого осложнённого предложений.
Пунктуационное оформление предложений, осложнённых однородными членами, связанными бес- союзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).
Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Пред- ложения сложносочинённые и сложноподчинённые (общее представление, практическоеусвоение).
Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.
Предложения с прямой речью.
Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.Диалог.
Пунктуационное оформление диалога на письме.Пунктуация как раздел лингвистики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствиис традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитив- ных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дис- криминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличност- ных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнооб- разной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуж- дающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка,к исто- рии и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражён- ным в художественных произведениях; уважение к символам России, государственнымпраздникам, ис- торическому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в род- ной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оцени- вать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки другихлюдей с по- зиции нравственных и правовых нормс учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственностьличности в условиях индивидуального и обще- ственного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; по- нимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культурыкак средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуни- кации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, ролиэтнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответствен- ное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюде- ние гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнаяфизическая актив- ность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, ку- рение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образо- вания; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информаци- онным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие це- ли;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры излитературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоя- тельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе при- менения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, пи- сателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбори построение инди- видуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окру-
жающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;повы- шение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и пу- тей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологи- ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направ- ленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных законо- мерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой,навыками чте- ния как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благо- получия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного пове- дения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности че- рез практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явле- ниях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, плани- рование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминамии представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и пре- одоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их послед- ствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить пози- тивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствиегарантий успеха.
сов;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процес-
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по су- щественному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;пред- лагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;вы- являть причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использова- нием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,формулировать гипоте- зы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом са- мостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;фор- мулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуа- ции, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по само- стоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектовмежду собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,ис- следования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогич- ных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии вновых условиях и кон- текстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,пред- ставленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверно- сти и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимойинформации с целью
решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации изодно- го или нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация,таб- лица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулирован- нымсамостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речии в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и рас- познавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистиче- ского эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудито- рии и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении кон- кретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействияпри ре- шении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: рас- пределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участ- вовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению икоорди- нировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулирован- ным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вкладкаждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к пред- ставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения груп- пой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предла- гаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимыекоррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;да- вать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, ко- торые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоя- тельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины ком- муникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опытуи кор- ректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять ианализи- ровать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуа- цию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролиро- вать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Общие сведения о языке
Осознавать богатство и выразительность русского языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом.
Знать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово,сло- восочетание, предложение).
Язык и речь
Характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни.
Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жиз- ненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге/полилоге на ос- нове жизненных наблюдений объёмом не менее 3 реплик.
Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным — научно- учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.
Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 150 слов: устно и письменно фор- мулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.
Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 90—100 слов; словарного диктанта объёмом 15—20 слов; диктанта на ос- нове связного текста объёмом 90—100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правопи- сания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы,пунктограм- мы и слова с непроверяемыми написаниями); уметь пользоваться разными видами лексических слова- рей; соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.
Текст
Распознавать основные признаки текста; членить текст на композиционно-смысловые части (абза- цы); распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, си- нонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при созданиисобствен- ного текста (устного и письменного).
Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев.
Характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, глав-
ной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.
Использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного).
Применять знание основных признаков текста (повествование) в практике его создания.
Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные со- чинения объёмом не менее 70 слов).
Восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец.
Владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью даль- нейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной дея- тельности.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Редактировать собственные/созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста — целостность, связность, информативность).
Функциональные разновидности языка
Иметь общее представление об особенностях разговорной речи, функциональных стилей, языкаху- дожественной литературы.
Система языка Фонетика. Графика. Орфоэпия
Характеризовать звуки; понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему зву-
ков.
Проводить фонетический анализ слов.
Использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания
слов.
Орфография
Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при про- ведении орфографического анализа слова.
Распознавать изученные орфограммы.
Применять знания по орфографии в практике правописания (в том числе применять знание о право- писании разделительных ъ и ь).
Лексикология
Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря).
Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова.
Распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; уметь правильно употреблять слова-паронимы.
Характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия. Проводить лексический анализ слов (в рамках изученного).
Уметь пользоваться лексическими словарями (толковым словарём, словарями синонимов, антони- мов, омонимов, паронимов).
Морфемика. Орфография
Характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка.
Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова.
Находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулём звука).
Проводить морфемный анализ слов.
Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания неизменяемых приставок и приставок на -з (-с); ы — и после приставок; корней с без- ударными проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися гласными (в рамках изученного); корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного); ё —о после шипящих в корне слова; ы — и после ц.
Уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.
Морфология. Культура речи. Орфография
Применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русском языке для решения практико-ориентированных учеб- ных задач.
Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагательных, глаголов.
Применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Имя существительное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного; объяснять его роль в речи.
Определять лексико-грамматические разряды имён существительных.
Различать типы склонения имён существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемыеиме- на существительные.
Проводить морфологический анализ имён существительных.
Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён существительных, постановки в них уда- рения (в рамках изученного), употребления несклоняемых имён существительных.
Соблюдать нормы правописания имён существительных: безударных окончаний; о — е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях; суффиксов -чик-щик-, -ек-ик- (-чик-); корней с чередованием а // о: -лаг-лож-; -раст-ращ-рос-; -гар-гор-, -зар-зор-; -клан- клон-, -скак-скоч-; употребления/ неупо- требления ь на конце имён существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными; правописание собственных имён существительных.
Имя прилагательное
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного; объяснять его роль в речи; различать полную и краткую формы имён прилага- тельных.
Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в рамках изученного). Соблюдать нормы словоизменения, произношения имён прилагательных, постановки в них ударе-
ния (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания имён прилагательных: безударных окончаний; о — е после шипя- щих и ц в суффиксах и окончаниях; кратких форм имён прилагательных с основой на шипящие;нормы слитного и раздельного написания не с именами прилагательными.
Глагол
Определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также в речи.
Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные.
Называть грамматические свойства инфинитива (неопределённой формы) глагола, выделять его ос- нову; выделять основу настоящего (будущего простого) времени глагола.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Проводить частичный морфологический анализ глаголов (в рамках изученного).
Соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного).
Соблюдать нормы правописания глаголов: корней с чередованием е// и; использования ь после ши- пящих как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа; - тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-— -ева-, -ыва-— -ива-; личных окончаний глагола,гласной пе- ред суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с гла- голами.
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); проводить синтаксическийана- лиз словосочетаний и простых предложений; проводить пунктуационный анализ простых осложнённых и сложных предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису ипунктуации при вы- полнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова (именные, глаголь- ные, наречные); простые неосложнённые предложения; простые предложения, осложнённые однород- ными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением;
распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные,вопроситель- ные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических ос- нов (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые);
определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения, морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном паде- же, сочетанием имени существительного в форме именительногопадежа с существительным или место- имением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме имени- тельного падежа с существительным в форме родительного падежа) и сказуемого (глаголом, именем существительным, именем прилагательным), морфологические средства выражения второстепенных членов предложения (в рамках изученного).
Соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуе- мым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными бессоюзной свя- зью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (взначении но); с обоб- щающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях спрямой речью; в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью исоюзами и, но, а, однако, зато, да; оформлять на письме диалог.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контроль- ныеработы | практиче- скиеработы | ||||||
Раздел 1. ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
1.1. | Повторение пройденного матери- ала | 5 | 0 | 0 | Чтение текста, лекция, конспектирование | Устный опрос | ||
Итого по разделу | 5 | |||||||
Раздел 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОЯЗЫКЕ | ||||||||
2.1. | Богатство и выразительность рус- ского языка. Лингвистика как наука о язык. | 2 | 0 | 0 | Анализировать лексические значения многозначных слов, сравнивать прямое и перенос- ное значения слова, значения слов в синонимическом ряду и антонимической паре,значе- ния слова и фразеологизма, наблюдать заобразованием новых слов от иноязычных, ис- пользованием «старых» слов в новом значении. Самостоятельно формулировать суждения о красоте и богатстве русского языка на осно- вепроведённого анализа. Анализировать прозаические и поэтическиетексты с точки зрения использования в них изобразительно-выразительных языковых средств. Самостоятельно формулировать обобщения и выводы о словарном богатстве русского языка. Характеризовать основные разделы лингвистики. Определять основания для сравнения слова и социальных знаков (дорожныезнаки, знаки сервисов, предупредительные знаки,математические символы и проч.). Характеризовать язык как систему знаков и как средство человеческого общения. Выявлять и сравнивать основные единицы языкаи речи (в пределах изученного в началь- ной школе) | Устный опрос | ||
Итого по разделу | 2 | |||||||
Раздел 3. ЯЗЫК И РЕЧЬ | ||||||||
3.1. | Язык и речь. Монолог. Диалог.Полилог. | 5 | 0 | 0 | Создавать устные монологические высказыванияна основе жизненных наблюдений, чте- ния научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. | Тестирование | ||
3.2. | Речь как деятельность | 5 | 0 | 0 | Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст, в том числе с изменением лица рассказчика. Участвовать в диалоге на лингвистические темы (врамках изученного) и диалоге/полилоге на основе жизненных наблюдений. Использовать приёмы различных видов аудирования и чтения. Устно и письменно формулировать тему и главную мысль прослушанного и прочитанно- го текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них. Анализировать содержание исходного текста, подробно и сжато передавать его в пись- менной форме. | Устный опрос | ||
Итого по разделу | 10 | |||||||
Раздел 4. ТЕКСТ | ||||||||
4.1. | Текст и его основные признаки. Композиционная структура текста. | 5 | 0 | 0 | Распознавать основные признаки текста. Членить текст на композиционно-смысловые части(абзацы) | Устныйопрос |
4.2. | Функционально-смысловые типы речи. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста. Информационная переработка текста. Редактирование текста. | 5 | 0 | 0 | Распознавать средства связи предложений и частейтекста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного). Анализировать и характери- зовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, глав- ной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченно- сти); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Уста- навливать взаимосвязь описанныхв тексте событий, явлений, процессов. Создавать тек- сты, опираясь на знание основных признаков текста, особенностей функционально- смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка (в рамках изученного). Создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой нажиз- ненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину. Восстанавливать деформированный текст, корректировать восстановленный текст с опорой на образец. Со- ставлять план текста (простой, сложный) и пересказывать его содержание по плану в уст- ной иписьменной форме, в том числе с изменением лицарассказчика. Представлять сооб- щение на заданную тему в видепрезентации. Создавать текст электронной презентации с учётом внеязыковых требований, предъявляемых кней, и в соответствии со спецификой употребленияязыковых средств. Редактировать собственные/созданные другими обучаю- щимися тексты с целью совершенствованияих содержания: оценивать достоверность фак- тического материала, анализировать текст с точки зрения целостности, связности, инфор- мативности. Сопоставлять исходный и отредактированный тексты. | Тестирование | ||
Итого по разделу: | 10 | |||||||
Раздел 5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА | ||||||||
5.1. | Функциональные разновидности языка(общее представление) | 2 | 0 | 0 | Распознавать тексты, принадлежащие к разным функциональным разновидностям языка: определять сферу использования и соотносить её стой или иной разновидностью языка. | Тестирование; | https://multiurok.ru/fil es/urok-po-razvitiiu- rechifunktsionalnye- | |
Итого по разделу: | 2 | |||||||
Раздел 6. СИСТЕМА ЯЗЫКА | ||||||||
6.1. | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 6 | 0 | 0 | Понимать смыслоразличительную функциюзвука речи в слове; приводить примеры. Распознавать звуки речи по заданным характеристикам. Определять звуковой состав сло- ва. Классифицировать звуки по заданным признакам. Различать ударные и безударные гласные, звонкиеи глухие, твёрдые и мягкие согласные. Объяснять с помощью элементов транскрипции особенности произношения и написания слов. Сравнивать звуковой и бук- венный составы слова. Членить слова на слоги и правильно переносить слова со строки на строку. Определять место ударного слога, наблюдать заперемещением ударения при из- менении формыслова. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в поэтических произведениях. Проводить фонетический анализ слов. Употреблять слова и их формы в соответствии с основными нормами литературного произношения: нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твёрдогосогласного перед [э] в иноязычных словах; сочетания согласных (чн, чт и др ); грамматических форм (прилага- тельных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др ). Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с нормами ударения (на отдельныхпримерах). Находить необходи- мую информацию в орфоэпическом словаре и использовать её. Правильно интонировать разные по цели и эмоциональной окраске высказывания. Оценивать собственную и чу- жую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, норм ударения, интонацион- ных норм. | Устный опрос | ||
6.2. | Орфография | 2 | 0 | 0 | Оперировать понятием «орфограмма» и различать буквенные и небуквенные орфограммы при проведении орфографическогоанализа слова. Распознавать изученные орфограммы. Применять знания по орфографиив практике правописания (в том числе применять зна- ния о правописании разделительных ъ и ь). Находить и использовать необходимую ин- формацию. | Письменный контроль |
6.3. | Лексикология | 14 | 0 | 0 | Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова. Сравнивать прямое ипереносное значения слова по задан- ному признаку. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы. Различать многозначные слова и омонимы. Уметь правильно употреблять слова-паронимы. Характеризовать тема- тические группы слов, родовые и видовые понятия. Находить основания для тематиче- скойгруппировки слов. Группировать слова по тематическому признаку. Проводить лек- сический анализ слов. Находить необходимую информацию в лексических словарях раз- ных видов (толковые словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и использовать её. | Письменный контроль | ||
6.4. | Морфемика. Орфография | 12 | 0 | 0 | Характеризовать морфему как минимальнуюзначимую единицу языка. Распознавать мор- фемы в слове (корень, приставку,суффикс, окончание), выделять основу слова. Опреде- лять чередование звуков в морфемах (в томчисле чередование гласных с нулём звука). Проводить морфемный анализ слов. Применять знания по морфемике при выполнении языкового анализа различных видов и в практике правописания слов с изученными орфо- граммами. Уместно использовать слова с суффиксами оценкив собственной речи. | Тестирование | ||
Итого по разделу: | 34 | |||||||
Раздел 7. МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ОРФОГРАФИЯ | ||||||||
7.1. | Морфология как раздел лингви- стики | 1 | 0 | 0 | Анализировать и характеризовать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического. Распознавать самостоятельные (знаменательные)части речи и их формы в рамках изученного; служебные части речи; междометия, звукоподражательные слова (общее представление). Группировать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации. Применять знания о части речи как лексико- грамматическом разряде слов, о грамматическом значении слова, о системе частейречи в русском языке для решения практико-ориентированных учебных задач. Распознавать имена существительные, именаприлагательные, глаголы. Проводить морфологический анализ имён существительных, частичный морфологический анализ имён прилагатель- ных, глаголов. Применять знания по морфологии при выполненииязыкового анализа раз- личных видов в речевой практике. | |||
7.2. | Имя существительное | 24 | 1 | 0 | Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологическиепризна- ки и синтаксические функции имени существительного. Объяснять роль имени существи- тельного в речи. Определять и характеризовать лексико-грамматические разряды имён существительных по значению, имена существительные собственные и нарицательные, имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Различать типы склонения имён существительных. Выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существи- тельные. Определять род, число, падеж, тип склонения имёнсуществительных. Группиро- вать имена существительные позаданным морфологическим признакам. Проводить мор- фологический анализ имёнсуществительных. Употреблять имена существительные в со- ответствии с нормами словоизменения, произношения, постановки в них ударения (в рам- ках изученного), употребления несклоняемых имён существительных, согласования при- лагательного с существительным общего рода. Применять нормы правописания имён су- ществительных с изученными орфограммами. | Письменный контроль |
7.3. | Имя прилагательное | 14 | 1 | 0 | Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологическиепризна- | Практическая | ||
ки и синтаксические функции имени прилагательного. Характеризовать его роль в речи. | работа | |||||||
Правильно склонять имена прилагательные. Применять правила правописания безудар- | ||||||||
ных окончаний имён прилагательных. Различать полную и краткую формы имён прилага- | ||||||||
тельных. Применять правила правописания кратких форм имён прилагательных с осно- | ||||||||
вой на шипящий. Анализировать особенности использования имёнприлагательных в изу- | ||||||||
чаемых текстах. Проводить частичный морфологический анализ имён прилагательных (в | ||||||||
рамках изученного). Применять нормы словоизменения имён прилагательных, нормы со- | ||||||||
гласования имён прилагательных с существительными общего рода, неизменяемыми | ||||||||
именами существительными; нормы произношения, постановки ударения (в рамках изу- | ||||||||
ченного). Применять нормы правописания о — е после шипящих и ц в суффиксах и окон- | ||||||||
чаниях имён прилагательных; правописания не с именами прилагательными.; | ||||||||
7.4. | Глагол | 28 | 1 | 0 | Определять и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические при- | Письменный | ||
знаки и синтаксические функции глагола. Объяснять его роль в словосочетании и пред- | контроль | |||||||
ложении, а также в речи. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, воз- | ||||||||
вратные и невозвратные. Применять правила правописания -тся и -ться в глаголах; суф- | ||||||||
фиксов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, | ||||||||
приводить соответствующие примеры. Называть грамматические свойства инфинитива | ||||||||
(неопределённой формы) глагола. Применять правила использования ь как показателя | ||||||||
грамматической формы инфинитива.Определять основу инфинитива. | ||||||||
Итого по разделу: | 67 | |||||||
Раздел 8. СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ | ||||||||
8.1. | Синтаксис и пунктуация как раз- | 2 | 0 | 0 | Распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение). | Устный опрос | ||
делы лингвистики. | Определять функции знаков препинания. | |||||||
Словосочетание | Выделять словосочетания из предложения, распознавать словосочетания по морфологи- | |||||||
ческим свойствам главного слова(именные, глагольные, наречные). | ||||||||
Определять средства связи слов в словосочетании. | ||||||||
Определять нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. | ||||||||
Проводить синтаксический анализ словосочетаний(в рамках изученного). | ||||||||
8.2. | Простое двусоставное предложе- | 5 | 0 | 0 | Распознавать предложения по цели высказывания(повествовательные, побудительные, | Письменный | ||
ние | вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), коли- | контроль | ||||||
честву грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов | ||||||||
(распространённые и нераспространённые) и характеризовать их. | ||||||||
Употреблять повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные | ||||||||
предложения вречевой практике, корректируя интонацию в соответствии с коммуника- | ||||||||
тивной целью высказывания. | ||||||||
Определять главные (грамматическую основу) ивторостепенные члены предложения. | ||||||||
Определять и характеризовать морфологическиесредства выражения подлежащего (име- | ||||||||
нем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени су- | ||||||||
ществительного в форме именительного падежас существительным или местоимением в | ||||||||
форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме | ||||||||
именительного падежа с существительным в форме родительногопадежа) и сказуемого | ||||||||
(глаголом, именем существительным, именем прилагательным). | ||||||||
Применять правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. | ||||||||
Различать распространённые и нераспространённые предложения, находить основания | ||||||||
для сравнения и сравнивать их. | ||||||||
Определять виды второстепенных членов предложения и морфологические средства их | ||||||||
выражения (в рамках изученного). | ||||||||
Проводить синтаксический анализ простых двусоставных предложений. |
8.3. | Простое осложнённое предложе- ние | 7 | 0 | 0 | Анализировать и распознавать неосложнённые предложения и предложения, осложнён- ные однородными членами или обращением. Находить в предложении однородные члены иобобщающие слова при них. Правильно интонировать эти предложения. Характеризовать роль однородных членов предложения в речи. Точно использовать слова, обозначающие родовые и видовые понятия, в конструкциях с обобщающим словом при однородных членах. Самостоятельно составлять схемы однородныхчленов в предложениях (по образцу). Применять пунктуационные нормы постановкизнаков препинания в предложениях с од- нородными членами и обобщающим словом при них (в рамках изученного). Распознавать в предложении обращение. Устанавливать отсутствие грамматической связиобращения с предложением (обращение не является членом предложения). Правильно интонировать предложения собращением. Применять правила пунктуационного оформленияобращения. Проводить синтаксический анализ простыхосложнённых предложений. | Письменный контроль | ||
8.4. | Сложное предложение | 4 | 1 | 0 | Анализировать простые и сложные предложения сточки зрения количества грамматиче- ских основ. | Письменный контроль | ||
8.5. | Предложения прямой речью | 3 | 0 | 0 | Анализировать предложения с прямой речью и сравнивать их с точки зрения позиции слов авторав предложении и пунктуационного оформления этих предложений. | Письменный контроль | ||
8.6. | Диалог | 2 | 0 | 0 | Моделировать диалоги на лингвистические темы(в рамках изученного) и темы на осно- ве жизненных наблюдений.; | Письменный контроль | ||
Итого по разделу: | 23 | |||||||
Раздел 9. ПОВТОРЕНИЕ | ||||||||
9.1. | Повторение пройденного материа- ла | 5 | 0 | 0 | тестирование | Письменный контроль | ||
Итого по разделу: | 5 | |||||||
Раздел 10. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ | ||||||||
10.1 . | Сочинения | 5 | 0 | 5 | написание сочинений | |||
10.2 . | Изложения | 3 | 0 | 3 | написание изложений | |||
10.3. | Контрольные и проверочные рабо- ты | 4 | 0 | 4 | контрольные работы и их анализ | |||
Итого по разделу: | 12 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 4 | 12 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://znayka.cc/wp-content/uploads/2019/08/Russkij-yazyk.-5kl.-Metodich.rekomend._Ladyzhenskaya_2014- 144s.pdf
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа resh.edu.ru
Дистанционное образование для школьников... Учи.ру uchi.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты, дидактический материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХРАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку (УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А. Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014, ...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа...