Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastnyy_oborot.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема урока «Причастный оборот».
Дидактическая цель урока: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим изображением причастного оборота в предложении.
Коррекционная цель урока: развивать умения логически излагать свои мысли, выделять главное, обобщать.
Воспитательная цель урока: продолжать формировать культуру учебного труда, воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель. - Здравствуйте! Какое настроение? Подготовим своё рабочее место.
2. Повторение изученного по данной теме.
Учитель. - Давайте повторим материал о причастии. Каждый из вас сейчас получит задание.
Восполните недостающее в определении причастия.
Причастие - ________, оно обозначает признак ________ и отвечает на вопросы ________. Причастия бывают совершенного и _________ вида, настоящего и ________ времени. Причастие изменяются по числам, _______ и только в единственном числе по _______. В предложениях причастия обычно бывают _______.
Ученики заполняют карточки с заданием.
Учитель. - Делаем самопроверку, сверяем свой вариант ответа с правильным, который находится на доске. Каждый ученик оценивает свою работу по следующим критериям:
0 ошибок - «5»
1 ошибка – «4»
2-3 ошибки – «3»
4-5 ошибок – «2»
Учитель. -Кто справился на «5», «4», «3»? Молодцы! Давайте еще раз все вместе прочитаем это правило.
3. Объяснение нового материала:
Учитель.- А теперь обратимся к теме нашего урока. Открываем тетради, записываем число и тему.
- Сформулируйте цель урока.
- Обратимся к словосочетаниям, которые даны на магнитной доске. Уберите те, в состав которых не входит причастие.
Шумный поток, осенний день, белый платок, торопливая походка, горячая сковорода, лучший класс, зимний лес, плывущий человек, плывущий в лодке.
На доске остаются словосочетания: плывущий человек, плывущий в лодке.
Учитель.- Записываем эти словосочетания в тетрадь (учитель записывает на доске).
Плывущий (какой?) человек (х)
Плывущий(х) (в чём?) в лодке
Учитель.- Обозначим главное и зависимое слово в этих словосочетаниях.
- Что называем главным словом? (Слово, от которого ставим вопрос) -Что называем зависимым словом? (Слово, к которому ставим вопрос).
- Как может выступать причастие?
- Делаем вывод: причастие в словосочетании может зависеть от существительного, а может подчинить его себе.
- Что происходит в результате этого? Открываем учебник (стр.31) и читаем правило.
- Что мы будем называть причастным оборотом? (Причастие с зависимыми словами).
- Каким членом предложения является причастный оборот? (Определением).
- Определим роль причастного оборота в предложении.
- Записываем предложение:
Плывущий в лодке человек греб широко и размашисто.
- Найдите в предложении причастный оборот. Каким членом предложения он является? (Определением).
- Найдите слово, от которого зависит причастный оборот? Это определяемое слово. (Одновременно с объяснением делаем графические обозначения).
4. Закрепление изученного.
Учитель. - 1) Распределите данные словосочетания по группам:
причастие + существительное(х) причастие(х) + существительное
Бегущий мальчик, любящий животных, падающие листья, падающие с клёнов, поющая девушка, поющая с увлечением, исполненный ученицей, нарисованная карандашом, задержанный враг, засеянное горохом, задержанный пограничником.
- Какую группу словосочетаний мы можем назвать причастными оборотами? (Причастие с зависимым словом).
Физкультминутка. Называем только причастные обороты (используем словосочетания из предыдущего упражнения). Один ученик отвечает, все остальные проверяют и выполняют задание:
если правильно – все встают,
если неправильно – все сидят.
Правильный ответ:
Любящий животных,
падающие с клёнов,
поющая с увлечением,
исполненный ученицей,
нарисованная карандашом,
задержанный пограничником,
засеянное горохом.
2)Учитель.- К данным словосочетаниям подобрать определяемые слова (устно).
Любящий животных – человек
Падающие с клёнов – листья
Поющая с увлечением – девочка
Исполненный ученицей – танец
Нарисованная карандашом – картина
Задержанный пограничником – нарушитель
Засеянное горохом – поле
3) Выполнение разноуровневых заданий (выдаются карточки с заданиями).
1 уровень (для более слабых обучающихся).
Задание. Вставьте в предложение причастный оборот.
Образец. Собака залилась громким лаем (встретившая нас). Собака, встретившая нас, залилась громким лаем.
1. Дорогу занесло снегом (ведущую к избушке).
2. В избушке было холодно (стоявшей под горой).
3. Дочь лесника увидела небольшого лосёнка (собиравшая землянику).
2 уровень (для более сильных обучающихся).
Задание. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов.
1. Дети играли на покрытом лугу свежей травой.
2. В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.
3. Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.
Проверка выполнения заданий.
4) Учитель. - Продолжим работу над умением выделять причастные обороты и разговор о судьбах людей, служивших человечеству. Речь пойдет об известном художнике – воине, художнике – путешественнике Василии Васильевиче Верещагине. Он храбро воевал. И написал картины против войны. Он объехал весь мир. И погиб как герой.
- На листах с заданием даны небольшие репродукции картин. После выполнения задания мы составим небольшую выставку работ художника на магнитной доске.
- Прочитайте предложения про себя. Из данных предложений нужно составить текст. Прочитаем 1,2,3,4, предложения.
5. Самостоятельная работа.
Учитель.- Списываем текст, вставляем пропущенные буквы, подчеркиваем причастные обороты.
Верещагин – первый художник, пок...завший всю суровость и ж...стокость в...йны.
Ра...им утром 13 апреля 1904 года бр...неносец «Петропавловск», ше...ший на бой с японск... эскадрой и нарвавшийся на мину, мгновенно п...шёл ко дну.
Е...о называли художником – воином.
Вместе с к...мандой п...гиб и нах...дившийся на борту к...рабля художник Василий Васильевич Верещагин, ст...явший в м...мент взрыва на палуб... и делавш...й зарисо...ку начавш...ся боя.
- Сколько причастных оборотов в тексте? (6) Назовем их.
6. Рефлексия педагогической деятельности.
- С какой темой мы сегодня познакомились?
- Что такое причастный оборот?
- Чем он является в предложении?
- Что вам показалось трудным в данной теме?
7. Оценки за работу на уроке.
8. Домашнее задание.
Упражнение 68 страница 32 (по заданию учебника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Открытый урок по русскому языку 7 класс на тему: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"
quot;Причастный оборот. Обособление причастного оборота"...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...