Тема: «Разносклоняемые имена существительные» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Цели: Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными.Показать особенности склонения существительных на –мя. Повторить типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Технология: моделирование ситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznosklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Цели: Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными. Показать особенности склонения существительных на –мя. Повторить типы и стили речи; сведения об имени существительном как части речи, падежные окончания существительных, безударные гласные в корне. Развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать ответы товарищей. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку. Технология: моделирование ситуации успеха. Эпиграф:
Нет тяжелее бремени, чем безделье.
Поговорка Ход урока:
- Организационный момент. (Распечатанный текст выдан учащимся).
Я долго шёл по тропинк… зимнего леса и любовался его красотой. Зимний день свернулся и погас, ночь подошла быстро и стала на порог... . Воробьи взметнулись стайкою и рассыпались по алле... . В лесу я потерял всякое представление о времен... .
Читают текст. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Какова тема этого текста? К какому типу текста и стилю речи он относится? Спишите текст, вставив пропущенные буквы, объясните орфограммы. Определите, какая схема соответствует 1, 3 предложению.
[ ], и [ ]. [О и О ]. [ ], [ ]. [ ], а[ ]. Составьте схемы предложений с однородными членами.
3. Морфологический разбор имени существительного в предложениях. 1. Лёгкий ветерок гонит облака3 по небу. 2.Оставляют свои болота журавли
Синтаксический разбор предложения: Время от времени в камышах слышался плеск, и в зарослях кувшинок медленно проплывал карась4.
Новая тема. На доске даны слова: Плач, путь, слава, имя, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, время, россыпь, звездопад. К каким склонениям относятся данные существительные? Распределите их по склонениям. У всех ли слов вам удалось определить склонение? Почему? Какая особенность у этих слов?
Как вы думаете, почему 10 сущ. на -мя и слово «путь» получили название «разносклоняемые»? Какие корни в этом сложном слове? Тема: «Разносклоняемые имена существительные» Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем их особенность, научиться склонять и правильно употреблять в речи. Чтение правила по учебнику. Знакомство с полным списком разносклоняемых существительных. Задание №3. Разносклоняемые существительные. 10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.
Р.п.
Д.п. +-ен- + - и (по 3 скл.) Т.П. +-ен- + -ем (по 2 скл.)
П.п. Запомните!
Десять слов с концовкой –мя
Будем мы запоминать:
Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,
Бремя, время, темя, знамя, стремя.
Всякий раз, когда склоняешь,
Суффикс –ен- ты прибавляешь.
Понаблюдайте, как склоняются слова «имя» и «путь».
И. | путь | имя |
Р. | пути | имени |
Д. | пути | имени |
В. | путь | имя |
Т. | путём | именем |
П. | о пути | об имени |
Просклоняйте несколько слов из данного ряда: семя, пламя, знамя. Сравните их окончания в одном и том же падеже. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать? Существительные какого склонения имеют в Р.П., Д.п., П.п. окончание -и?
Падеж | Склонение | ||
1-е | 2-е | 3-е | |
Р.п. | -и (ы) | - | -и |
Д.п. | -е | - | -и |
П.п. | -е | -е | -и |
Существительные какого склонения имеют в Т.П. окончание -ем?
Падеж | Склонение | Разносклоняемые | Время | |
Им. Поле 2 | Степь3 | имя | время | |
Р.п. | поля | степи | имени | времени |
Д.п. | полю | степи | имени | времени |
В.п. | поле | степь | имя | время |
Т.п. | полем | степью | именем | временем |
П.п. | о поле | о степи | об имени | о времени |
Какую ещё особенность в склонении слов на - мя вы заметили? (суффикс -ен-)
Обобщающая схема на слайде презентации, запись схемы в тетрадь.
Р.п.
Д.п. + -ен- + и (по 3-му скл.) Т.п. + -ен- + ем (по 2-му скл.)
П.п.
Задание № 4. Выполните тест. 1. Укажите разносклоняемое существительное. А) сарай Б) стремя В) лошадь
2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-. А) во врем…ни, в плам…ни Б) стрем…н, знам..нем
3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и. А) на темен…, пламен…м Б) в пут…, в пламен…
Задание № 5. Выполните кроссворд, впишите разносклоняемые существительные. По горизонтали: 1.Дорога. 2. Длительность существования всего происходящего. 3.Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета. По вертикали: 1. Огонь, поднимающийся над горящим предметом. 2. Зачаток растения.
1.П | У | Т | Ь | |||||
Л | ||||||||
2. С | А | |||||||
Е | М | |||||||
2. В | Р | Е | М | Я | ||||
3.З | Н | А | М | Я |
Задание №6. Вставьте разносклоняемые существительные по смыслу.
В стародавнее древнее … время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое … племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …, вымя
Как написать свою фамилию и …, имя
Зачем на лошадь надевать седло и … - стремя
Необразованное было это …. племя
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот. бремя
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер…, знамя
Что кислород всегда поддерживает … пламя
Над тем, как в булку превратить простое …, семя
С утра до вечера они чесали …. Темя
Прочитайте письмо Аркадия Хайта. Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении? Дорогой друг! Прости, не знаю твоего им… .Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает врем…? И по ботанике заняться изучением сем… пшеницы, и в конно –спортивной секции покачаться в стрем… . То ли они из другого плем…. ? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном плам… . О каком особом духовном пламени идёт речь в данном тексте? Итоги урока. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?
2. Почему падежные формы слова «путь» подходят для проверки орфограмм в падежных окончаниях существительных на -мя?
3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
4. А что показалось вам простым и легким?
5. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? Домашнее задание:
Словарная работа: Найдите в толковом словаре значения следующих слов: бремя, стремя, темя, племя (работа учащихся с толковым словарем).
- Закрепление знаний о разносклоняемых существительных и их правописании:
- Прослушайте песню на слова А.Хайта о разносклоняемых словах (Уроки «Радионяни»). Выпишите упомянутые в ней разносклоняемые существительные. О каких правилах употребления в речи разносклоняемых существительных вы узнали?
- Выполнение заданий в группах, проверка заданий.
- Прочитайте письмо Аркадия Хайта к ребятам (текст письма на слайде презентации). Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении?
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего им… .Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает врем…? И по ботанике заняться изучением сем… пшеницы, и в конно –спортивной секции покачаться в стрем… . То ли они из другого плем…. ? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном плам… .
О каком особом духовном пламени идёт речь в данном тексте?
6. Итоги урока. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?
2. Почему падежные формы слова «путь» подходят для проверки орфограмм в падежных окончаниях существительных на -мя?
3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
4. А что показалось вам простым и легким?
5. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?
- Домашнее задание:
Составить с разносклоняемыми существительными маленький текст (сказку, историю).
Карта урока. Задание № 1. Прочитайте предложения. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Какова тема этого текста? К какому типу текста и стилю речи он относится? Спишите текст, вставив пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните орфограммы, расставьте недостающие запятые. Определите склонение имен существительных.
1)Я долго ш…л по тр…пинк… зимнего леса и любовался его красотой. 2) Зимний день свернулся и погас ноч… (по)дошла быстро и стала на порог.
3) Вороб…и взметнулись ст…йкою и ра(с,сс)ыпались по аллее. 4) В лесу я пот…рял всякое представление о времен...
Определите, какая схема соответствует 1, 3 предложению.
[ ], и [ ]. [О и О ]. [ ], [ ]. [ ], а[ ]. Составьте схемы предложений с однородными членами.
Задание №2. Даны слова:
Плач, путь, слава, имя, поклон, верность, поле, степь, время, россыпь, звездопад. К каким склонениям относятся данные существительные? Распределите их по склонениям. У всех ли слов вам удалось определить склонение? Почему? Какая особенность у этих слов?
Задание №3. Разносклоняемые существительные.
10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.
Р.п.
Д.п. +-ен- + - и (по 3 скл.) Т.П. +-ен- + -ем (по 2 скл.)
П.п.
Запомните!
Десять слов с концовкой –мя
Будем мы запоминать:
Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,
Бремя, время, темя, знамя, стремя.
Всякий раз, когда склоняешь,
Суффикс –ен- ты прибавляешь.
Задание № 4. Выполните тест. 1. Укажите разносклоняемое существительное. А) сарай Б) стремя В) лошадь
2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-. А) во врем…ни, в плам…ни Б) стрем…н, знам..нем
3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и. А) на темен…, пламен…м Б) в пут…, в пламен…
Задание №5. Выполните кроссворд, впишите разносклоняемые существительные. По горизонтали:
- Дорога.
- Длительность существования всего происходящего.
- Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета. По вертикали:
- Огонь, поднимающийся над горящим предметом.
- Зачаток растения.
1 | ||||||||
2 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
Задание №6. Вставьте разносклоняемые существительные по смыслу.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевать седло и … -
Необразованное было это ….
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер…,
Что кислород всегда поддерживает …
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали ….
Задание № 7. Прочитайте письмо. Найдите разносклоняемые существительные. В каких они падежах? Какую особенность можно наблюдать при их склонении?
Дорогой друг! Прости, не знаю твоего им… . Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на всё хватает врем…? И по биологии заняться изучением сем… пшеницы, и в конно –спортивной секции покачаться в стрем… . То ли они из другого плем…. ? Говорят, что всё дело в каком-то особом духовном плам… .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"
Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1) предметных компетенций посре...
Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс
Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"
Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....
Технологическая карта урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные».
В работе представлена технологическая карта к уроку "Разносклоняемые существительные". Технология проблемно-диалогического обучения....
Урок русского языка в 6 класс на тему: "Разносклоняемые имена существительные".
Конспект урока русского языка в 6 классе.В конспекте представлены особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных....
Урок по теме "Разносклоняемые имена существительные 6 класс"
Урок содержит занимательный материал, соответсвует ФГОС...
Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс
Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс...