Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему"Разбор заданий ОГЭ (тестовая часть)"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему"Разбор заданий ОГЭ (тестовая часть)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему"Разбор заданий ОГЭ (тестовая часть)" | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 9 класс
Тема: Разбор заданий ОГЭ (тестовая часть).
Цель урока: отработка умения выполнять задания тестовой части ОГЭ по русскому языку; расширение представлений о возможных тематических направлениях, предлагаемых в текстах для анализа и написания сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку.
ХОД УРОКА
I. ОРГ. МОМЕНТ.
1.Проверка готовности к уроку.
2.Мотивация (знакомство с эпиграфом).
Для жизни, а не для школы учимся мы.
Сенека
(римский философ, поэт, государственный деятель)
На латыни: Non scholae, sed vitae discimus.
В основе — упрек Сенеки («Нравственные письма к Луцилию», 106, 12) кабинетным философам, чьи размышления оторваны от реальности, а ум загроможден бесполезной информацией.
Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?
Согласны ли вы с ним (применительно к предмету «Русский язык»)? Почему?
(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)
4.Сообщение цели урока.
Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку. Формат нашего урока предполагает, что большей частью нам придётся работать устно.
- Запишем дату и тему урока.
II . Лингвистическая разминка.
- Фронтальный опрос.
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
2.ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Найдите и исправьте орфоэпические ошибки. Прочтите слова, соблюдая орфоэпические нормы.
красивее
средства
каталог
звонишь
банты
квартал
обеспечение
жалюзи
ходатайство
мастерски
углубленный
шарфы
торты
Вопрос: Кроме того, что данные знания вам обязательно необходимы для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (а большинство из вас идут учиться в 10 класс), как ещё в жизни может помочь вам соблюдение орфоэпических норм?
3.Терминологический диктант.
Задание 7 тестовой части экзаменационной работы посвящено средствам выразительности языка. Терминологический диктант поможет проверить хорошо ли вы знаете определения средств выразительности.
- Преувеличение (Гипербола).
- Употребление слова в переносном значении (Метафора).
- Яркое красочное определение( Эпитет).
- Уподобление одного предмета или явления другому ( Сравнение)
- Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение ( Фразеологизм).
- Перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия ( Олицетворение).
4. Диктант на «засыпку». Работа у доски.
У меня есть для вас интересное предложение, кто желает поработать у доски.
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.
- Найдите все орфограммы и пунктограммы в данном предложении.
III. Основной этап урока. Разбор заданий ОГЭ.
- Задание 2 – синтаксический анализ предложений.
- Задание 3 – пунктуационный анализ.
- Задание 4 – синтаксический анализ словосочетания.
- Задание 5- орфографический анализ.
- Моделирование сочинения
Напомните модель сочинения – рассуждения задания 15.3
Тезис + комментарий
Аргумент из текста
+
Аргумент из жизненного опыта
Вывод
- О каких понятиях чаще всего вас просят порассуждать в задании 9.3?
(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)
А сегодня мы с вами немного поговорим о таком понятии, как счастье.
Работа в группах.
Задание
Продолжите следующую фразу: «Счастье для человека – это…».
В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.
-После того как все написали предложение, в группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа от группы. Определите, кто будет выступать от вашей группы.
(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).
- Безусловно, представление о счастье у всех людей разное, своё (один человек счастлив, потому что любим, а другой счастлив, потому что у него машина представительского класса). Но всё-таки есть какие-то основные моменты, которые, пожалуй, назовёт почти каждый человек, которого спросят о счастье.
На слайде:
Любовь – это счастье.
Понимание окружающих – это счастье.
Иметь надёжного друга – это счастье.
Жить под мирным небом– это счастье.
Благополучие – это счастье.
Быть здоровым – это счастье.
Богатство – это счастье.
Исполнение заветной мечты - это счастье.
2. Чтение текста (в тексте можно делать пометки карандашом)
Давайте посмотрим, увеличится ли этот список после того, как вы познакомитесь с текстом, предложенным для анализа.
3.Возврат к слайду. Ответы на вопросы
- Изменилось ли или расширилось ваше представление о счастье после прочтения текста Ю. В. Бондарева?
+ результат прочтения и осмысления текста
-Сформулируйте тезис.
-Найдите предложения в тексте, которые можно использовать в качестве аргумента.
-Подумайте, какие примеры-аргументы вы можете привести из жизненного опыта.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение( 9.3) по прочитанному тексту.
Счастье – это состояние окрылённости и внутренней удовлетворённости жизнью. Человека могут сделать счастливым даже мелочи, ведь всё зависит от нашего восприятия реальности.
Так, героя произведения Ю.В. Бондарева делает счастливым возможность быть рядом со своей мамой. В 12-15 предложениях говорится о том, как мальчик беспокоится, что его близкий человек может заблудиться из-за бурана. Когда мама возвращается, он чувствует невероятный прилив сил, потому что его опасения не подтвердились, а тревога оказалась беспричинной. Настоящее счастье – знать, что с твоим самым близким человеком всё хорошо.
У каждого своё понимание счастья. Например, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» мечтает о приобретении новой одежды. Когда предмет его грёз становится доступным для Акакия Акакиевича, он ощущает себя счастливым и делает не свойственные ему прежде вещи. Башмачкин – «маленький человек», поэтому и его мечта тоже ограничивается бытом. Однако для героя приобретение новой шинели – настоящее счастье.
В заключение хочется сказать, что счастливый человек умеет получать удовольствие от каждого момента своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 10классе на тему «Подготовка к написанию ЕГЭ. Часть С» или «Легко ли быть молодым?»
Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Уч...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"
Урок по ФГОС русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...