Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему"Разбор заданий ОГЭ (тестовая часть)"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему"Разбор заданий ОГЭ (тестовая часть)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык   9 класс

Тема: Разбор заданий ОГЭ (тестовая часть).

Цель урока: отработка умения выполнять задания тестовой части  ОГЭ   по русскому языку; расширение представлений о возможных тематических направлениях, предлагаемых в текстах для анализа и написания сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку.

ХОД УРОКА

I. ОРГ.  МОМЕНТ.

     1.Проверка готовности к уроку.

     2.Мотивация (знакомство с эпиграфом).

                                                       Для жизни, а не для школы учимся мы.

                Сенека

(римский философ, поэт, государственный деятель)

На латыни: Non scholae, sed vitae discimus.

В основе — упрек Сенеки («Нравственные письма к Луцилию», 106, 12) кабинетным философам, чьи размышления оторваны от реальности, а ум загроможден бесполезной информацией.

  Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?

   Согласны ли вы с ним (применительно к предмету «Русский язык»)? Почему?

(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)

   4.Сообщение цели урока.

    Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку. Формат нашего урока предполагает, что большей частью нам придётся работать устно.

- Запишем дату и тему урока.

II . Лингвистическая разминка.

  1. Фронтальный опрос.

«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?

         2.ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

 Найдите и исправьте  орфоэпические ошибки. Прочтите слова, соблюдая орфоэпические нормы. 

красивее

 средства

 каталог

 звонишь

 банты

 квартал

 обеспечение

жалюзи

ходатайство

мастерски

углубленный

шарфы

 торты

Вопрос: Кроме того, что данные знания вам обязательно необходимы для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (а большинство из вас идут учиться в 10 класс), как ещё в жизни может помочь вам соблюдение орфоэпических норм?

3.Терминологический диктант.        

Задание 7 тестовой части экзаменационной работы посвящено средствам выразительности языка. Терминологический диктант поможет проверить хорошо ли вы знаете определения средств выразительности.

  1. Преувеличение (Гипербола).
  2. Употребление слова в переносном значении (Метафора).
  3. Яркое красочное определение( Эпитет).
  4. Уподобление одного предмета или явления другому ( Сравнение)
  5. Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение ( Фразеологизм).
  6.  Перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия ( Олицетворение).

4. Диктант на «засыпку». Работа у доски.

У меня есть для вас интересное предложение, кто желает поработать у доски.

Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

- Найдите все орфограммы и пунктограммы в данном предложении.

III. Основной этап урока. Разбор заданий ОГЭ.

  1. Задание 2 – синтаксический анализ предложений.
  2. Задание 3 – пунктуационный анализ.
  3. Задание 4 – синтаксический анализ словосочетания.
  4. Задание 5- орфографический анализ.
  5. Моделирование сочинения

Напомните модель сочинения – рассуждения задания 15.3

Тезис + комментарий

Аргумент из текста

+

Аргумент из жизненного опыта

Вывод

- О каких понятиях чаще всего вас просят  порассуждать в задании 9.3?

(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)

А сегодня мы с вами  немного поговорим о таком понятии, как счастье.

Работа в группах.

Задание

Продолжите  следующую фразу:  «Счастье для человека – это…».

      В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

-После того как все написали предложение, в  группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно,  ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа  от группы. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).

- Безусловно,  представление о счастье у всех людей разное, своё  (один человек счастлив, потому что любим, а другой счастлив, потому что у него машина представительского класса).  Но всё-таки есть какие-то основные моменты, которые, пожалуй, назовёт почти каждый человек, которого спросят о счастье.

На слайде:

 Любовь – это счастье.

Понимание  окружающих – это счастье.

Иметь надёжного друга – это счастье.

Жить под мирным небом– это счастье.

Благополучие – это счастье.

Быть здоровым – это счастье.

Богатство – это счастье.

Исполнение заветной мечты - это счастье.

2. Чтение текста (в тексте можно делать пометки карандашом)

 Давайте посмотрим, увеличится ли этот список после того, как вы познакомитесь с текстом, предложенным для анализа.

   3.Возврат к слайду. Ответы на вопросы

-  Изменилось ли  или расширилось  ваше представление о счастье после прочтения текста Ю. В. Бондарева?

                       + результат  прочтения и осмысления текста

-Сформулируйте тезис.

-Найдите предложения в тексте, которые можно использовать в качестве аргумента.

-Подумайте, какие примеры-аргументы вы можете привести из жизненного опыта.

IV. Итог урока. 

V. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение( 9.3) по прочитанному тексту.

Счастье – это состояние окрылённости и внутренней удовлетворённости жизнью. Человека могут сделать счастливым даже мелочи, ведь всё зависит от нашего восприятия реальности.

Так, героя произведения Ю.В. Бондарева делает счастливым возможность быть рядом со своей мамой. В 12-15 предложениях говорится о том, как мальчик беспокоится, что его близкий человек может заблудиться из-за бурана. Когда мама возвращается, он чувствует невероятный прилив сил, потому что его опасения не подтвердились, а тревога оказалась беспричинной. Настоящее счастье – знать, что с твоим самым близким человеком всё хорошо.

У каждого своё понимание счастья. Например, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» мечтает о приобретении новой одежды. Когда предмет его грёз становится доступным для Акакия Акакиевича, он ощущает себя счастливым и делает не свойственные ему прежде вещи. Башмачкин – «маленький человек», поэтому и его мечта тоже ограничивается бытом. Однако для героя приобретение новой шинели – настоящее счастье.

 В заключение хочется сказать, что счастливый человек умеет получать удовольствие от каждого момента своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 10классе на тему «Подготовка к написанию ЕГЭ. Часть С» или «Легко ли быть молодым?»

Данный  урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода.  На уроке совершенствуются  навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Уч...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...