Урок русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные"
Таблица для словарной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_5_klass.docx | 153.63 КБ |
slovarnaya_rabota.docx | 12.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
«Имена существительные собственные и нарицательные».
ФИО: Бадакшанова Елена Анатольевна Место работы: МАОУ СОШ с. Яблочное Должность: учитель русского языка и литературы |
Предмет: Русский язык Класс 5 Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные. Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская и др.]. – М: Просвещение, 2019 |
Цель урока: дать понятие «собственности – нарицательности»; показать, что выбор прописной – строчной буквы зависит от того, что обозначает данное слово (согласно контексту); сформировать умение правильного выбора прописной – строчной буквы. Планируемые результаты: − личностные: стремление к речевому совершенствованию; способность к самооценке; − метапредметные: формировать умение целеполагания, планирования, проводить рефлексию и саморегуляцию, извлечение фактуальной информации из текстов, содержащих теоретические сведения. − предметные: формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки; умение группировать слова по условиям выбора написаний, |
Тип урока: урок открытия новых знаний Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах Необходимое техническое оборудование: проекционное оборудование, слайдовая презентация, учебник, словарь, раздаточный материал |
Структура и ход занятия.
Этап урока | Фрагменты урока | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||
Организационный | Приветствие, тема урока пропущена | Записывают число | ||||||||||||||||||||
Мотивация учебной деятельно-сти учащихся. | Какая основная черта характера этих людей? Напишите.
- Как можно озаглавить колонки? | Записывают существительные Озаглавливают колонки: одушевленные и неодушевленные | ||||||||||||||||||||
Актуализация | Распределите слова на одушевленные и неодушевленные Ра..ч..ска, изл..жение, р..стение, ц..ркач, Р..стислав, зар..сли, Р..стов, р..сток, ж..кей, ш..пот, капюш..н, Ш..тландия, ж..рдочка, пол..жение, сл..гаемое. ш..фер, ц..ган, ц..ркуль, птиц.. . - Почему одни слова пишутся с прописной буквы, другие со строчной? Объяснить это поможет тема урока «Собственные и нарицательныые имена существительные». Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться? | Распределяют слова, выделяют орфограммы Записывают тему урока, определяют цели | ||||||||||||||||||||
Открытие нового знания | 1. Все существительные в зависимости от того, что они обозначают, делятся на существительные нарицательные и собственные. На слайде картинки, иллюстрирующие понятия. Например, словом кот мы обозначаем всех животных с определенными признаками. О предметах с общими признаками мы говорим как об однородных. Однородные предметы называются при помощи нарицательных существительных. Для выделения отдельного предмета из множества похожих используются собственные существительные. 2. Работа с учебником §89 3. Дайте клички животным по их внешнему виду и характеру. Запиите эти клички. пушистый __________ черный ____________ маленький ______________ дружелюбный ___________ шаловливый _____________ хитрый _______________ | Изучают информацию на картинках, записывыют определения собственных и нарицательных существительных Читают параграф учебника, сверяют свои записи с определениями, данными в учебнике Выыполняют задание | ||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания | Работа в парах. Найти в толковом словаре значения слов «день», «дворец» День – 1. часть суток от восхода до захода Солнца, между утром ивечером. Например: ясный день 2. Календарное число месяца, посвященное какому-н. событию. Например: День Победы Дворец – 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Здание как место пребывания монарха, его семьи. Например: Летний дворец Петра Первого. 3. Большое здание общественного назначения. Например: Соревнования проходили во Дворце спорта. - Сравните, с какой буквы пишутся нарицательные, с какой собственные имена существительные Запишите имена существительные в две группы: в первую — нарицательные, во вторую - собственные. (С, с)трана, (Р,р)осия, (Р,р)ека, (В,в)олга, (С, с)обака, (Ш,ш)арик, (Г,г)ород, (Н,н)овгород, (П,п)исатель, (Г,г)оголь | Работают со словарем, обращают внимание на то, что данные слова имеют нескольео значений Определяют, в каком случае данные существительные являются собственными, а в каком – нарицательными. Отмечают, что нарицате-льные существительные пишутся со строчной буквы, собственные - с прописной Распределяют слова по группам, применяют правило | ||||||||||||||||||||
Н.В. Гоголь писал, что русский язык «беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». Пример тому собственные и нарицательные имена существительные, между которыми нет непроходимой грани. Имена собственные могут переходить в нарицательные, а некоторые имена собственные образованы от имен нарицательных. Нужно знать, как различать собственные и нарицательные существительные. Потому что иногда они отличаются только написанием с прописной или строчной буквы. Прочитайте ряд нарицательных существительных. Победа, свобода, колобок, юность, известия.
площадь ________ журнал _________ газета _________ _____ _________ _____ __________ | Определяют орфогафические действия при выборе прописной-строчной буквы: 1. установить значение слова (согласно контексту) 2. определить: собственное или нарицательное 3. выбрать букву Выполняют упражнение | |||||||||||||||||||||
Первичное закрепле-ние | 1. Спишите, вставляя прописную или строчную букву. Почему в данном тексте имя главного персонажа сказки в одном случае написано без кавычек, а в другом взято в кавычки? Сказку о (К,к)оньке-(Г,г)орбунке любят все, но не каждый знает, что она имеет автора. Его имя (П,п)етр (П,п)авлович (Е,е)ршов. «К,к)онёк-(Г,г)орбунок» - его первое призведение. В нем писатель прославляет русский народ, его ум, смекалку, доброту. | Работают с текстом, выполняют задания. | ||||||||||||||||||||
2. Подумайте, из каких произведений эти персонажи, и заполните таблицу.
| Заполняют таблицу. Приводят свои примеры. | |||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1. §89, упр. 529 2. §89; составьте предложения. Используя слова (словосочетания). Россия, День Победы, Великая Отечественная война, Герой России, Земля (планета), Вечный огонь. | |||||||||||||||||||||
Рефлексия | - С какими именами существительными мы познакомились сегодня на уроке? - Где может пригодиться знание об именах собственных? Где мы можем применить умения писать собственные имена существительные? | |||||||||||||||||||||
Использованные источники: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», 2006г. Н.П.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное». – М.Просвещение, 2005 https://videouroki.net/video/62-imena-sushchestvitelnye-sobstvennye-i-naricatelnye.html |
Предварительный просмотр:
Употребление прописных букв.
Моя Родина | Никто не забыт и ничто не забыто | Праздники | Олимпиада |
Древняя Русь Башни Московского Кремля Российская Федерация глава государства Президент Российской Федерации Крайний Север Дальний Восток Северный Ледовитый океан Черное море | Гражданская война Великая Отечественная война Вторая мировая война Курская битва Брестская крепость Вечный огонь Славы Дорога жизни Могила Неизвестного Солдата Герой России Орден Славы Медаль «За отвагу» Парад Победы | Новый год День знаний День учителя 8 Марта (Международный женский день) День Победы Рождество Христово | Олимпийские игры Олимпийская деревня Белая олимпиада олимпийский огонь Паралимпийские игры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Конспект урока в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные". Урок построен на материале родного края. Любой учитель может использовать данную разработку на своём краев...
Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"
Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1) предметных компетенций посре...
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка по ФГОС "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"
Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...
Конспект урока по родному карачаевскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные". 5 класс + презентация
Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных ...