Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре-,при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

материал к уроку по теме "Правописание приставок пре-, при-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_pravopisanie_pristavok_pre-pri-.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Гласные в приставках при – и пре-.

Цели урока.  1. Сформулировать правило  о правописании гласных е, и в приставках пре и при.

2. Научиться применять это правило для написания слов с приставками пре и при.

Планируемые результаты.

Предметные : научиться объяснять написание гласных е, и в приставках пре -, и при-.

Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования  и конструирования слов с приставкой пре- и при-

Личностные: воспитание культуры самосознания, формирование у учащихся интереса к предмету.

Тип урока: обучающий ( изучение нового материала)

Ход урока.

  1. Оргмомент. (слайд)

- Добрый день, ребята! Давайте настроимся на урок. (слайд)

 Наши ушки будут слушать,

Наши глазки будут внимательно смотреть,

 Наши пальчики будут красиво писать,

Наши головки будут хорошо думать.

У вас все получится. А теперь улыбнитесь друг другу и гостям и постараемся в течение урока сохранить хорошее настроение. (слайд)

  1. Проверка домашнего задания.

Поднимите руку, у кого возникли вопросы по выполнению домашнего задания..

Давайте вспомним , на какую орфограмму было у вас домашнее упражнение. (Буквы ы, и после приставок ).

Назовите слова, в которых вы написали и после приставки.

  1. Синтаксическая пятиминутка  (на доске) .

Задание. Записать предложение под диктовку, дать его характеристику, составить схему.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые.

Работа у доски  по карточкам.

Карточка №1

Задание.  Сделать  морфологический разбор слова в сад из словосочетания. (прилетят) в сад,

Карточка №2

Задание. Сделать  морфологический разбор слова  старые из  словосочетания старые (знакомые),

  1. Работа с текстом.

Прочитайте текст.

-Почему это текст?

- Назовите тему и основную мысль этого текста.

- Выпишите слова с известными вам орфограммами. Какие слова вы выписали?? В какой части слова у нас пропущена орфограмма? А какие нет? Почему?  Что за проблема возникла?

В августе в природе улавливаются приметы н…ступающей осени. В этих приметах  нежность и грусть.

Музыка в траве пр….тихла. Мелкая листва …блестела в прибрежных лозах. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Проникновенно, приятно, тревожно.  Что  готовит нам осень?

Мотивация.

Какие слова вы выписали?? В какой части слова у нас пропущена орфограмма? А какие нет? Почему?  Что за проблема возникла?

Определение темы и целей урока.

От чего зависит написание приставки пре и при?

Так о чем у нас пойдет речь на уроке?

Тема ( слайд)  -  записываем в тетрадь

А какова цель нашего урока?

Слайд. Сформулировать правило  о правописании гласных е, и в приставках пре и при;

 Научиться применять это правило для написания слов с приставками пре и при.

Открытие новых знаний.

Вернемся к предложению, записанному на доске.

Выписать из  второй части предложения  глагол, разобрать его по составу. (прилетят)

Что обозначает этот глагол? ( приближение) .

А теперь давайте посмотрим на слайд.

Приплыть , прибежать, прилететь приехать. ( приближение)

Рифмовка правила.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всём, кто придёт, прилетит, приплывёт,

Пишется при- , несомненно.

 Табличка на доске «присоединение»

Тренировочное упражнение №1.

Задание. Записать слова, обозначающие:

1)приближение птицы, коня, рыбы, змеи.

2) приближение автомобиля, пешехода, лыжника,

3)приближение круглого предмета.

 

Проверка со слайда

Слайд  

Пришить, приклеить, пристроить, привязать. ( присоединения)

Рифмовка правила

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что при- говорит обо всём,

Что добрые руки приделали.

Табличка «Присоединение»

Тренировочное упражнение №2.

Задание. Замените словосочетания одним словом.

Присоединить:

1)с помощью веревки

2) с помощью молотка и гвоздей

3) с помощью иголки с ниткой

4)с помощью клея

5) с помощью винтов и шурупов.

Проверка со слайда

Слайд

Приоткрыть, присесть, приумолкнуть. – неполнота действия.

Рифмовка правила

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригорело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой при-

Табличка « неполнота действия»

Тренировочное упражнение №3.

Задание. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-

Вот так: не совсем открыла – приоткрыла.

Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился,  слегка дотронулся, слегка коснулся , ненадолго лег.

Проверка со слайда.

Слайд

Пришкольный, привокзальный, приграничный , приморский. – «нахождение вблизи»

Рифмовка правила

Если что – то находится возле чего – то:

У школы, вокзала, то есть вблизи.

Спроси , как писать,   хоть у кого ты,

Писать надо приставку при -

Тренировочное упражнение №4.

Задание. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запищите их вот так :

Участок при школе  - пришкольный участок.

Край при море, канава при дороге, постройка при станции. Участок при усадьбе, поселок при городе.

Проверь себя. (слайд)

А теперь давайте вернемся к тексту, с которым мы работали в начале урока.

Какие же приставки мы будем писать в словах?

В августе в природе улавливаются приметы н…ступающей осени. В этих приметах  нежность и грусть.

Музыка в траве пр….тихла. Мелкая листва …блестела в прибрежных лозах. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Проникновенно, приятно, тревожно.  Что  готовит нам осень?

Работа с учебником.

Упр.205. ( Проверка со слайда)

Итог урока.

Мы смогли: Сформулировать правило  о правописании гласных е, и в приставках пре и при;

 Мы смогли: Научиться применять это правило для написания слов с приставками пре и при.

Когда пишется приставка при-? Приведите примеры.

Рефлексия.

Сегодня я понял…..

Было трудно….

Было интересно….

Домашнее задание.

  1. Выучить правило на с. 112,
  2. Упр. 203 (1, 2столбики)

Приложение к уроку.

Карточка №1

Задание.  Сделать  морфологический разбор слова

в сад из словосочетания. (прилетят) в сад,

Карточка №2

Задание. Сделать  морфологический разбор слова  старые из  словосочетания старые (знакомые),

Работа с текстом.

В августе в природе улавливаются приметы н…ступающей осени. В этих приметах  нежность и грусть.

Музыка в траве пр….тихла. Мелкая листва …блестела в прибрежных лозах. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Проникновенно, приятно, тревожно.  Что  готовит нам осень?

Тренировочные упражнения.

Тренировочное упражнение №1.

Задание. Записать слова, обозначающие:

1)приближение птицы, коня, рыбы, змеи.

2) приближение автомобиля, пешехода, лыжника,

3)приближение круглого предмета.

Тренировочное упражнение №2.

Задание. Замените словосочетания одним словом.

Присоединить:

1)с помощью веревки

2) с помощью молотка и гвоздей

3) с помощью иголки с ниткой

4)с помощью клея

5) с помощью винтов и шурупов.

Тренировочное упражнение№3.

Задание. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-

Вот так: не совсем открыла – приоткрыла.

Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился,  слегка дотронулся, слегка коснулся , ненадолго лег.

Тренировочное упражнение №4.

Задание. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запищите их вот так :

Участок при школе  - пришкольный участок.

Край при море, канава при дороге, постройка при станции. Участок при усадьбе, поселок при городе.

Работа с текстом.

В августе в природе улавливаются приметы н…ступающей осени. В этих приметах  нежность и грусть.

Музыка в траве пр….тихла. Мелкая листва …блестела в прибрежных лозах. Ветер осторожно пр…гнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес пр…задумался. Проникновенно, приятно, тревожно.  Что  готовит нам осень?

Тренировочные упражнения.

Тренировочное упражнение №1.

Задание. Записать слова, обозначающие:

1)приближение птицы, коня, рыбы, змеи.

2) приближение автомобиля, пешехода, лыжника,

3)приближение круглого предмета.

Тренировочное упражнение №2

Задание. Замените словосочетания одним словом.

Присоединить:

1)с помощью веревки

2) с помощью молотка и гвоздей

3) с помощью иголки с ниткой

4)с помощью клея

5) с помощью винтов и шурупов.

Тренировочное упражнение №3

Задание. Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-

Вот так: не совсем открыла – приоткрыла.

Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился,  слегка дотронулся, слегка коснулся , ненадолго лег.

Тренировочное упражнение №4.

Задание. Образуйте с помощью приставки при- имена прилагательные от данных слов и запишите их вот так :

Участок при школе  - пришкольный участок.

Край при море, канава при дороге, постройка при станции. Участок при усадьбе, поселок при городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-"

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-" в 6 классе....

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок".

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буквы з и с на конце приставок"....