Тема урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". Класс: 5
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Гольская Екатерина Владимировна

Тема урока: " Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе "Лексика".

Класс: 5

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

 

Тип урока: урок моделирования.

Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому учащемуся); мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку, колонка Маруся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroks_smarusey.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика".

Класс: 5

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Тип урока: урок моделирования.

Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому учащемуся); мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку, колонка Маруся.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть и сотрудничать сегодня на уроке. Сегодня у нас гостья. Урок будет проходить с использованием колонки Маруся.

 Садитесь.

На нашем уроке мы отправимся в путешествие по Лексике. Для того чтобы не заблудиться в стране Знаний, у каждого из вас есть маршрутный лист. Кто работает быстро, воспользуйтесь карточками, выполните задания на дополнительную оценку.

Подпишите свой маршрутный лист.

Предлагаю выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует настроению. Нарисуйте соответствующий настроению символ в углу вашего листа

Приём графической рефлексии.1

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf8bcea21971/1007196_1.png

хорошо

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf8bcea21971/1007196_2.png

безразлично

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/24/s_5bf8bcea21971/1007196_3.png

тревожно

-Кто выбрал данный символ? Я надеюсь, что ваше настроение к концу урока не изменится.

2.Мотивация к учебной деятельности

Наше путешествие хочу начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слова»

(читает Маруся):

Много слов на Земле. Есть дневные слова,-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

В. Шефнер

Как вы думаете, в чем заключается важность такой многоликой единицы, как слово? (Слово может всё: обидеть, оскорбить, нанести душевную травму, которая тяжелее любой физической боли. И, наоборот, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение)

А сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)

- Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтому назвать точное количество слов невозможно. «Собраны» слова в словарях. С некоторыми словарями мы знакомились на уроках. Представляю вам словари Даля, Ушакова, Ожегова. Какой словарь нам знаком.

3. Постановка целей и задач урока.

Как вы думаете, что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы, синонимы, антонимы в тексте, уметь использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.

4. Актуализация знаний

Начнём урок с орфографической работы

Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы:

зап(е) вать песню - зап(и)вать водой;

скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра;

прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей.

- Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку вместе с нами. Поставьте оценку

- Кто выполнил задание на «5»? на «4»? на «3»?

- В какой части слова пропущена орфограмма? (в корне).

- Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова)

- Ребята, предлагаю  вам пообщаться с колонкой, но, конечно, с пользой. Спросим  ЛЗ написанных слов у Маруси.

- Ребята! У вас с Марусей все отлично получилось! Молодцы! Ну, вот теперь мы подготовились к новым заданиям.

4. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации

-Что такое лексическое значение слова? Вспомним теорию.

Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой.

Работа в парах. Дайте определения. (Найди соответствия):

Слова, имеющие одно лексическое значение

однозначные

Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению

омонимы

Слова, имеющие несколько лексических значений

многозначные

Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи

синонимы

Раздел науки о языке, в котором изучается лексика

лексикология

Словарный состав языка

лексика

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением

антонимы

Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.

Проверим со слайда. Посчитайте количество правильных ответов. Поставьте итоговый балл в шкалу оценок.

-Дайте своему соседу устное определение термина, в котором вы сделали ошибку или его определение вызвало у вас затруднение. Повернулись к соседу лицом, проговорили правило.

А теперь спросим у Маруси. (колонка дает определение).

Молодцы, ребята. А сейчас немного отдохнем, но с пользой для себя.

Физминутка. Игра с колонкой «Слова наоборот». Маруся: «Давай поиграем».

- Вы будете бросать мяч, называя слово. Я ловлю мяч, а Маруся называет слово, противоположное по значению слову, названному вами, затем я кидаю мяч вам обратно. Давайте попробуем: большой… его противоположность? Правильно,  маленький!

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

-Для чего нужно повторять полученные ранее сведения? (для того, чтобы привести в систему свои знания и уметь применять их на практике)

-Перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните.

Дети зачитывают ответы. Организует проверку

Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?

многозначные слова

омонимы

синонимы

антонимы

Игла

Ключ

тяжёлый - трудный

рано - поздно

Земля

наряд

грусть - скорбь

весёлый - грустный

прямое значение

переносное значение

золотое кольцо

железное здоровье

ледяная глыба

ледяной взгляд

Лишние слова: блистать - блеск (разные части речи: глагол - существительное) - не являются синонимами; (стакан из) стекла - (вода) стекла (разные части речи: существительное - глагол) - не являются омонимами.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

А сейчас выясним, насколько хорошо вы усвоили материал. Выполним контрольный тест.

Обведите правильный ответ.

Тест

Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а) каменное сердце;

б) каменное здание;

в) золотые серьги.

Найдите многозначное слово:

а) звезда;

б) самолет;

в) композитор.

Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.

Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый;

б) робкий – скупой;

в) презирать – уважать.

В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:

а) в толковом словаре.

б) в словаре антонимов русского языка.

в) в словаре морфем русского языка.

Самопроверка. Оценили себя.

7. Рефлексия.

Посмотрите на ваши результаты в течение урока. Кто считает, что он поработал на 5? 4?3?

Отразите в маршрутных листах итог вашей работы.

Закончите предложение.

Я понял, что...

Я узнал...

Теперь я могу...

Я научился...

Собирает работы.

С каким настроением вы уйдете сегодня домой? Понравилась ли вам Маруся? Что больше всего запомнилось? Будем ли использовать ее еще?

9. Домашнее задание.

Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся: создать…  страны "Лексикология" самостоятельно или группой. (По желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Повторение и обобщение изученного материала по теме "Лексика"

Цели данного урока: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы, различать слова в прямом и переносном значении, однозначные и многозначные слова; совершенствовать умение работать со слов...

Урок систематизации и обобщения изученного материала "Электростатика", 10 класс с использованием ИКТ и видеоопытов

Урок будет интересен учителям физики, он включает закрепление изученного материала по электростатике в 10 классе, содержит презентацию. В ходе урока представлены видеоопыты (записаны на предыдущих уро...

Открытый урок русского языка в 6 классе Повторение и обобщение изученного материала по теме "Имя числительное"

Тема: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя числительное». Цели: Познавательные: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; формировать навыки правильного прои...

Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

 На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публич...

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...