Приемы формирования читательской грамотности
статья по русскому языку

Селезнева Ольга Константиновна

Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса

 

Словосочетание «читательская     грамотность» появилось     в      контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.docx136.18 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка приёмов и способов формирования читательской грамотности среди участников образовательного процесса

Словосочетание «читательская        грамотность» появилось        в        контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

3 группы умений: Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные        и учебно-практические        задачи        без        привлечения        или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

различать свой личный опыт и реальность текста;

отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации; перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;

работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;

собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;

переформулировать вопрос и сообщения текста;

использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;

выражать свои мысли письменно.

Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения: ∙        Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.

∙                Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.

∙        Познакомиться со структурой текста.

∙        Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста. ∙        Знакомство с оглавлением.

∙        Использовать аннотации к текстам.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:

∙                Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.

∙                Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.

∙                Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения: ∙        Выделение смысловых частей читаемого текста.

∙                Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.

∙        Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.

∙        Замена смысловых частей текста их эквивалентами.

∙                Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.

∙        Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю. ∙        Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время,

так и после чтения текста.

∙        Составление суждений учащихся.

∙                Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.

∙        Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.

∙                Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Приемы формирования ЧГ:

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала  Приём «Лингвистическая сказка»

Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно        пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

Для        формирования читательского        умения        интегрировать        и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или ….

… или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения, если… .

 Прием «Верите ли вы, что…»

Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс): Причастие - это самостоятельная часть речи.

Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного. Причастия бывают 1 и 2 спряжения.

Причастия бывают совершенного и несовершенного вида. Причастия могут быть действительными и страдающими. Действительные причастия могут иметь краткую форму. Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.

Приемы активизации ранее полученных знаний  Прием «Ассоциация»

Описание: К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Тема «Частица как часть речи» (7 класс).

Ассоциации: служебная часть речи, смысловые оттенки, чувства, эмоции, формы слов.

Выводится определение: частица – это часть речи, которая служит для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний или для образования форм слов.

Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.

 Приём “Шаг за шагом”

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приемы графической переработки учебного материала  Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

 Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются        умения        «сворачивать        и        разворачивать        информацию»        в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2) в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.

Приемы, используемые при групповой работе:  Приём «Корзина» идей, понятий….

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации. Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова?

(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много») - Обмен информацией в группах.

- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно

написать слово со звонким или глухим согласным, нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз снег снежки холод

- (Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).

- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?  Прием «Письмо по кругу»

Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в

нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию. Учитель        предлагает        учащимся        информацию,        содержащую        неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Творческое чтение. Приём «Маркировка».

Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

 Прием «Выделяем существенные признаки»

Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.

Например, для определения слова «бал» наличие оркестра, праздничной атмосферы, нарядов и т.д. - признаки несущественные, потому что есть ситуации, в которых те же самые признаки наличествуют, но балом это явление не назовешь

(так, оркестр играет и на военном параде и т.д.), существенным же можно назвать определение бала как «танцевального вечера отдыха».

Прием позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное  Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

 "Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.  "Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

 "Рассечение вопроса"

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

 "Чтение в кружок"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 "Чтение про себя с вопросами"

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

 "Чтение с остановками"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

 "Читаем и спрашиваем"

Цель:        формирование        умений        самостоятельно        работать        с        печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.  "Чтение с пометками"

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация + Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше  "Синквейн"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные        идеи,        синтезировать        полученные        знания,        проявлять        творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Приемы формирования читательской грамотности на уроках биологии

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  требует от учителей работы в направлении повышения уровня читательской грамотности учеников и указывает на то, ч...

Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»

Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...

Приемы формирования читательской грамотности

Читательская грамотность – способность ученика понимать и использовать тексты, размышлять и заниматься чтением  для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и ...

Приемы формирования читательской грамотности

масер-класс по развитию функциональной грамотности...