Что такое фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Агапова Татьяна Николаевна

Урок русского языка. 6 класс

«Что такое фразеологизмы»

 

Цели урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._frazeologizmy._gotovo.docx900.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Фразеологизмы» (6 класс, учебник русского языка Е. А. Быстрова)

Урок русского языка. 6 класс

«Что такое фразеологизмы»

Цели урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Анализ синтаксической конструкции.

Катя говорила мне держать язык за зубами, но я не прислушивалась к ней никогда.

Какова роль союза НО в предложении?(соединяет части сложного предложения.)

Обозначение грамматических основ предложения. Составление схемы сложного предложения.

В какой форме употребляются глаголы в этом предложении?.

Морфемный разбор слова ДЕРЖАТЬ.

Определение значения выражения «держать язык за зубами». Работа со словарными статьями (словарь фразеологизмов)

Как называются такие конструкции?

  1. Формулировка темы и целей урока.

- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока     « Фразеологизмы».

- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1) Познакомиться с понятием...;

2) Учиться отличать....

  1. Работа с материалом параграфа 17.

Самостоятельно прочитайте материал параграфа и ответьте на вопрос, каким членом предложения являются фразеологизмы.

  1. Закрепление изученного материала. Первичное усвоение новых знаний.

Запишите фразеологизмы, определите их значения. Какая конструкция не является словосочетанием.

считать ворон - отвлекаться

вешать лапшу на уши - обманывать

тянуть кота за хвост - медлить

как две капли воды – очень похожи

слушать музыку - ?  

Как отличить фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Физминутка для глаз.

Работа с текстом упражнения 103.

Рассмотрите предложенную вам таблицу. Самостоятельно составьте устный ответ на вопрос.

Творческая работа. Первичная проверка понимания.

https://www.ridus.ru/images/2021/2/9/1218624/in_article_3ea99d72a8.png

Какой фразеологизм изображён на рисунке?

В какой ситуации мы можем употребить это сочетание слов.

Составьте два-три связанных по смыслу предложений с эти фразеологизмом.

Работа с текстом упражнения 105.

Какими знаниями необходимо обладать, чтобы выполнить предложенное задание?

Фразеологизмы

Свободные словосочетания

Учащиеся заполняют таблицу примерами из учебника.

Составьте и запишите предложение, используя любой фразеологизм.

Выборочный диктант.

Как вы понимаете значение слова «притча»?

Ознакомьтесь с предложенной притчей (раздаточный материал).

Какова основная мысль текста? Чему учит эта притча?

Выпишите 7 фразеологизмов и объясните их значение.

                                      Кашу маслом не испортишь.

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.

( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Какова была тема нашего урока?

Какие цели мы поставили в начале урока? Удалось ли нам достичь их?

Какие виды работы вызвали затруднения?

Какое задание оказалось наиболее интересным?

Формирующее оценивание

Вид знания/умения

Знаю/умею

Не знаю/не умею

определение понятия «Что такое фразеологизм?»

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний

Синтаксическая роль фразеологизмов

  1. Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 17, упражнение 108, 109 (на выбор).

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока по теме "Что такое фразеологизмы?"

Конспект урока по теме "Что такое фразеологизмы?"...

технологическая карта урока по теме "Что такое фразеологизмы"

В ходе урока учащиеся  знакомятся с понятием фразеологизмы, учатся различать свободные словосочетания и устойчивые, синтаксически неделимые  сочетания слов, находить фразеологизмы в предложе...