Что такое фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка. 6 класс
«Что такое фразеологизмы»
Цели урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._frazeologizmy._gotovo.docx | 900.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Фразеологизмы» (6 класс, учебник русского языка Е. А. Быстрова)
Урок русского языка. 6 класс
«Что такое фразеологизмы»
Цели урока:
1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Анализ синтаксической конструкции.
Катя говорила мне держать язык за зубами, но я не прислушивалась к ней никогда.
Какова роль союза НО в предложении?(соединяет части сложного предложения.)
Обозначение грамматических основ предложения. Составление схемы сложного предложения.
В какой форме употребляются глаголы в этом предложении?.
Морфемный разбор слова ДЕРЖАТЬ.
Определение значения выражения «держать язык за зубами». Работа со словарными статьями (словарь фразеологизмов)
Как называются такие конструкции?
- Формулировка темы и целей урока.
- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока « Фразеологизмы».
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
1) Познакомиться с понятием...;
2) Учиться отличать....
- Работа с материалом параграфа 17.
Самостоятельно прочитайте материал параграфа и ответьте на вопрос, каким членом предложения являются фразеологизмы.
- Закрепление изученного материала. Первичное усвоение новых знаний.
Запишите фразеологизмы, определите их значения. Какая конструкция не является словосочетанием.
считать ворон - отвлекаться
вешать лапшу на уши - обманывать
тянуть кота за хвост - медлить
как две капли воды – очень похожи
слушать музыку - ?
Как отличить фразеологизмы от свободных словосочетаний?
Физминутка для глаз.
Работа с текстом упражнения 103.
Рассмотрите предложенную вам таблицу. Самостоятельно составьте устный ответ на вопрос.
Творческая работа. Первичная проверка понимания.
Какой фразеологизм изображён на рисунке?
В какой ситуации мы можем употребить это сочетание слов.
Составьте два-три связанных по смыслу предложений с эти фразеологизмом.
Работа с текстом упражнения 105.
Какими знаниями необходимо обладать, чтобы выполнить предложенное задание?
Фразеологизмы | Свободные словосочетания |
Учащиеся заполняют таблицу примерами из учебника.
Составьте и запишите предложение, используя любой фразеологизм.
Выборочный диктант.
Как вы понимаете значение слова «притча»?
Ознакомьтесь с предложенной притчей (раздаточный материал).
Какова основная мысль текста? Чему учит эта притча?
Выпишите 7 фразеологизмов и объясните их значение.
Кашу маслом не испортишь.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )
- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Какова была тема нашего урока?
Какие цели мы поставили в начале урока? Удалось ли нам достичь их?
Какие виды работы вызвали затруднения?
Какое задание оказалось наиболее интересным?
Формирующее оценивание
Вид знания/умения | Знаю/умею | Не знаю/не умею |
определение понятия «Что такое фразеологизм?» | ||
Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний | ||
Синтаксическая роль фразеологизмов |
- Домашнее задание. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Параграф 17, упражнение 108, 109 (на выбор).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока по теме "Что такое фразеологизмы?"
Конспект урока по теме "Что такое фразеологизмы?"...
технологическая карта урока по теме "Что такое фразеологизмы"
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием фразеологизмы, учатся различать свободные словосочетания и устойчивые, синтаксически неделимые сочетания слов, находить фразеологизмы в предложе...