Конспект урока по теме "Что такое фразеологизмы?"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по теме "Что такое фразеологизмы?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_frazeologizmy.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Что такое фразеологизмы?
Тип урока: урок «открытия новых знани»
Планируемые результаты:
-Формирование знаний и умений о фразеологизмах.
Предметные: Ученик получит возможность отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
Метапредметные:
Регулятивные: извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова), владеть разными видами аудирования.
Познавательные: отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи
Коммуникативные: стремиться к координации различных действий в сотрудничестве, слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
Личностные: расширять представление о русском языке, его фразеологическом богатстве.
Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому учащемуся; фразеологические словари, карточки заданий,мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Учитель. Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: – Доброе утро!
– Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников
-Доброе утро! Добрый день! Подарите друг другу улыбку как символ красивых сердец.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель. Вашим домашним заданием предыдущего урока было следующим:
- Кто научился определять стилистические свойства слова, но остался вопрос по теме урока, то упражнение 100.
Есть желающие ответить на вопрос данного упражнения?
Ученик.
а) бить баклуши; гонять лодыря; бездельничать. ( Можно применить к человеку, который ничем не занимается).
б) встреча прошла легко, без помех; все прошла без сучка без задоринки. (То есть все прошло без проблем, без инцидентов).
в) плестись, ползти, идти, шествовать
г) докладывать, говорить, мямлить, болтать(Медленно идти).
д) видеть, глядеть, обозревать, смотреть, оглядывать. (Когда кто-то (или) на кого-то смотрит).
Учитель.
2. Кто научился определять стилистические свойства слова, но не уверен, что самостоятельно не сможет определить слова, то упражнение 101 по учебнику. Поднимите руки те, кто выполнил данное упражнение и готов прочитать нам примеры.
Учитель. Необходимо было привести примеры а) профессионализмов б) терминов в) диалектизмов г) архаизмов д) историзмов е) неологизмов ж)просторечий з) жаргонизмов .
Ученик. Профессионализмы – квадрат, окись водорода, пинцет, корень слова, эпос.
диалектизмы – понева, горница, скородить, журавель.
Неологизмы - аэробус , вертодром, океанавты, менеджер , брутальность.
Архаизмы - выя-шея, чело-лоб, глаголить- говорить, злато, рыбарь.
Историзмы - редут, латы, кольчуга, золотник-мера веса, боярин.
просторечие – обалдеть, муторный, замызганный, промашка, облапошить.
Жаргонизмы - пара-2часа урока, фингал, неуд-двойка.
Учитель.
3.Кто научился определять стилистические свойства слова и может объяснить товарищу тему предыдущего урока и выбрал домашнее задание под цифрой три? Необходимо было составить рассказ « На уроке истории».
Учитель. Есть желающие ответить?
Ученик. Я составил следующий рассказ. «У нас в школе был очень умный и хитрый учитель истории. Он никогда не ругался, не кричал на нас. В нашем классе был парень Вася и Олег, они сидели за одной партой. И вот, однажды, шел урок истории. Учитель рассказывал тему, Олег сидел щелкал на задней парте семечками, а Вася подставил под подбородок вертикально книжку и спал, делая вид, что слушает внимательно. Учитель увидел такое дело и, продолжая в том же темпе, сказал Олегу, чтобы тот встал и разговаривал дальше вместо него. Олег шелуху от семечек подсунул Васе под шею, а сам начал говорить что-попало. Мы все повернулись и внимательно смотрели, что же будет. Видим, учитель подошел к Васе тихонько и подбил книжку. Васина голова упала прямо в кучку шелухи. Недоумевающий Вася поднялся и сказал спросонок: «Я не сплю, я смотрю футбол». Можете представить, сколько смеху было».
Учитель. Кто же выбрал задание для умников и умниц?
Ученик. Я выбрал. По толковому словарю Ожегова я узнал, что означает слово «диалог». Составил диалог «Разговор по телефону» на тему «Спортивные соревнования».
Ученик. Диалог по толковому словарю Ожегова.
- Разговор между двумя лицами, обмен репликами. Сценический д. 2. перен. Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами. Политический д. Конструктивный о. II прил. диалогический, -ая, -ое (к 1 знач.) и диалоговый, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).
Ученик.
-Алло!
-Привет! Это Катя, как дела?
-О, Катя, привет! Хорошо, а у тебя?
-Тоже все хорошо. Я вот хотела тебе сказать, что у нас завтра в школе будет футбол, ты пойдешь?
-Я не знаю,а ты?
-Конечно, пойду! Мы будем играть против 4 "Б" класса.
-А во сколько?
-В 15:30
-Мне надо спросить у родителей. Я тебе позвоню вечером, хорошо?
-Хорошо, только не забудь! Нам нужно составить список людей, кто пойдет.
-Хорошо, не забуду! Пока.
-Пока!
Учитель. А теперь мы вспомним то, что знаем. Из приведённых слов (слова представлены на слайде с помощью компьютера) составьте пары: многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы
I вариант: орфография, над, острый (нож), карьер (глубокий), под, (скакать) в карьер, острый (язык), правописание.
II вариант: язычок (замка), лингвистика, совершенный (вид), языкознание, оптимизм, язычок (ботинка), пессимизм, совершенный (человек).
Учитель. Проверьте себя
I вариант: острый (нож), острый (язык); орфография, правописание; карьер (глубокий), (скакать) в карьер; над; под.
II вариант: язычок (ботинка), язычок (замка); лингвистика, языкознание; совершенный (вид), совершенный (человек), оптимизм, пессимизм.
Учитель. Какие затруднения у вас возникли при выполнении данного задания?
Ученик. Задание затруднений не вызвало.
Учитель. Сравните предложения. (на слайде)
У него денег кот наплакал Кот мяукал тихо и жалобно
В этом деле комар носу не подточит Комар тонко пищал над ухом
В разговорах он собаку съел Сын давно просил купить собаку
Учитель. Объясните смысл предложений в первом столбике.
Ученик. У него денег кот наплакал. ( мало денег).
Ученик. В этом деле комар носу не подточит. (дело чисто, не придерёшься).
Ученик. В разговорах он собаку съел (это значит, что человек, про которого говорят, большим количеством информации и опыта в этой области).
Учитель. Говорится ли в них о животных (насекомом)?
Ученик. Нет, не говорится.
Учитель. Назовите сочетания, которые можно заменить одним словом.
Ученик. Кот наплакал, комар носу не подточит, собаку съел.
Учитель. Такие сочетания называются фразеологизмами. Сформулируйте проблему урока .
Ученик. Как отличить свободное словосочетание от фразеологизма? Ученик. Является ли значение выражения суммой значений отдельных слов?
Учитель. Какие можно сделать предположения?
Ученик. Использование слов не в их прямых значениях, возможность заменить одним словом всё сочетание .
Учитель. Какой вывод отсюда можно сделать? Проверьте свои предположения по учебнику. Откройте параграф 17.
Прочитайте стр.106-107.(про себя)
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
Учитель. Какие вопросы можно задать по тексту?
Ученик. Что такое фразеологизмы? Какими признаками они обладают? Чем фразеологизмы отличаются от обычных сочетаний слов? Как найти фразеологизмы? Где узнать их значение?
Учитель. На какие вопросы вы нашли ответы?
Ученик. Фразеологизмы - это несвободное, неделимое, устойчивое по своему составу и структуре сочетание слов.
Учитель. На какие вопросы вы ещё нашли ответы?
Ученик. Фразеологизм воспроизводится в готовом виде.
Учитель. Что ещё вы можете сказать о фразеологизмах?
Ученик. Значение словосочетаний фразеологизмов не складывается из значений отдельных слов.
Учитель. Хорошо. Что ещё вы можете сказать фразеологизмы?
Ученик. В фразеологизмах невозможна замена слов и форм слов.
Учитель. Отлично. Что можно добавить?
Ученик. В фразеологизмах нельзя изменить порядок слов.
Ученик. В предложении фразеологизм является одним членом предложения.
Учитель. Совпали ли ваши выводы об особенностях фразеологизмов с информацией, которую вы узнали из текстов определений?
Ученик. Да, они полностью совпали.
Учитель. Как вы понимаете выражение «устойчивые сочетания слов»?
Ученик. Несвободные, устойчивые словосочетания называются фразеологизмами.
Учитель. Попробуйте перечислить особенности фразеологизмов и составить схему-опору для этого понятия. Поработайте в паре, составив схему-опору на отдельном листочке.
Учитель. Сделайте общий вывод о характере фразеологизмов, проговорив друг другу основные моменты о фразеологизмах.
Воспроизводится
в готовом виде
Неизменный Один член
порядок слов Фразеологизм предложения
Замена другим словом
5. Первичное закрепление во внешней речи. (фронтально)
Учитель. Делаем общий вывод о характере фразеологизмов.
Ученик. Фразеологизм – это несвободное, неделимое, устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в готовом виде, имеет неизменный порядок слов, невозможна замена другим словом, является одним членом предложения.
Учитель. На какие вопросы вы нашли ответы?
Ученик. Практически на все вопросы найдены ответы.
Учитель. Совпали ли ваши выводы об особенностях фразеологизмов с информацией, которую вы узнали из текстов определений?
Ученик. Выводы об особенностях фразеологизмах совпали с информацией из текстов определений.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
Учитель. Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 104 учебника в парах (устно), поочередно комментируя предложения друг другу. Начнем с 1-го варианта. 1-е варианты объясняют первое предложение, а 2-е варианты - второе.
Ученик. 1вариант. Вместо зарубить на носу нельзя сказать «зарубить на подбородке», «зарубить на щеке» и т.д.
К. Чуковский тем самым говорит о невозможной замене слов в устойчивых словосочетаниях.
Ученик 2 вариант. И вместо выражения денег у него куры не клюют было бы дико сказать в разговоре «денег у него гуси не клюют» так же невозможной замене в устойчивых словосочетаниях.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да, уверены.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Задание для всех. Упр. 105 в учебнике. Выпишите в два столбика фразеологизмы и свободные словосочетания.
Накрыть голову, терять голову, ломать голову; стоять на левой ноге, встать с левой ноги, быть на дружеской ноге; держать книгу, держать слово; иметь друзей, иметь голову на плечах.
- Составьте и запишите предложения с двумя любыми словосочетаниями: одно - со свободным, второе - с фразеологизмом. Подчеркните как члены предложения.
Учитель. Распределить по столбикам. В левый столбик – фразеологизмы, а в правый - свободные словосочетания.
Ученик. Фразеологизмы: терять голову, ломать голову, встать с левой ноги, быть на дружеской ноге, держать слово, иметь голову на плечах
Остальное - свободные словосочетания.
2. С фразеологизмом - Вася бежал по коридору сломя голову. Со свободным-Я стоял(а) около окна и держал(а) книгу.
Учитель. Все ли выполнили правильно, оцените себя.
Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?
Ученик. Можем отличать свободные сочетания от неделимых сочетаний( фразеологизмов)
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Нет.
Учитель. Почему?
Ученик. Мал объем практического применения нового знания.
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием в группе по следующим заданиям, обсуждая значение фразеологизмов. Можно воспользоваться словарём на парте.
Учитель. Как называются специальные словари, из которых можно узнать об истории фразеологизмов?
Ученики. Фразеологические.
Задание следующее: выписать все фразеологизмы, объяснить их значение.
1) Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
2) Да, ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы ему взять себя в руки. А нам дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – голову даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
3) Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему голову!
Примечание. Выписывая фразеологизмы со словом голова, ученики могут сравнить названные ими фразеологизмы с найденными в тексте.
Эталон.
Ответ первой группы.
Ученик. Быть с кем-то на короткой ноге - быть близко знакомым.
Со всех ног - стремительно, очень быстро.
Еле ноги унёс - еле успел убежать.
К нему ни ногой - к нему близко не подойду.
Ноги не будет - не появлюсь более.
Ответ второй группы.
Ученик.
Из рук вон плохо - очень плохо.
Взять в руки - взять под контроль.
Дать по рукам (не уверен, что это фразеологизм, не слышал ранее) - наказать.
Рукам воли не давай - не распускайся.
Руку даю на отсечение - готов поспорить.
Распускать руки - поясничать, хулиганить.
Спору нет - точно.
Горячая голова - очень резкий, вспыльчивый человек.
На свою голову - в ущерб себе.
Отвечать головой - нести полную ответственность.
Делать в первую голову - делать с самого начала, вначале.
Голова идёт кругом - волнуюсь
Голову вешать не стоит (очень часто говориться нос вешать не стоит) - не стоит отчаиваться.
Ручаюсь головой - клянусь, несу большую ответственность.
Намылить голову - наказать, проучить.
Учитель. Проверяем по эталону. Какие трудности у вас возникли?
Ученик. Всё оказалось понятным.
Учитель. Ребята, где можно применять новые знания?
Ученик. Будем использовать в устной речи, знать, что обозначают фразеологизмы, откуда они появились.
-Теперь предлагаю выполнить более сложное задание:
Дополнительное задание: выпишите фразеологизмы, объясните значение. Если затрудняетесь, можно обратиться к словарю.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по – разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово “вода”.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло
С тех пор уж “не мало воды утекло”.
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой “сквозь огонь и сквозь воду пройдет”.
А гуси и утки сухие всегда
Заметили люди: “Как с гуся вода”
Случалось с тобою, ты правил не знал
Молчал при опросе? “Воды в рот набрал”.
Лентяй отдыхает, а время идет
Под камень лежачей вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно мол, воду – то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
“Довольно лить воду ты дело давай”.
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, “воду носить решетом”
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: “В стихах – то вода”.
В. Суслов
Учитель. Устная работа. Подберите нужные фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой……….. (не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь………..(медвежью услугу).
8. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать?
Ученик. Подвести итог.
Учитель. Какова была цель урока?
Ученик. Находить фразеологизмы и отличать их от свободных сочетаний.
Ученик. Уметь извлекать информацию из словаря.
Учитель. Как вы считаете, мы цели урока достигли?
Ученик. Думаем, достигли целей.
Учитель. В чем вы испытали затруднения?
Ученик. Мы не могли сразу найти фразеологизмы.
Учитель. Что помогло вам в работе?
Ученик. Групповая работа, работа в парах, схема-опора.
Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы.
Поднимите сигнальные карточки, кто..
На экране:
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Поломал голову-
Знаю как дважды два –
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1) Кому ещё надо поломать голову, чтобы понять значение фразеологизмов выполните упражнения 106.
2) Кто знает фразеологизмы как дважды два, вспомните, у кого из ваших друзей, одноклассников, родственников есть способности к музыке, сочинению, танцам. Попробуйте с помощью фразеологизма сделать им комплимент. Посмотрите в толковом словаре значение слова комплимент.
3) Кто хочет продолжить работу с фразеологическим словарём, постарайтесь подобрать фразеологизмы, используя иллюстрацию к упражнению 108.
4) Задание для умников и умниц. Подготовьте небольшое юмористическое сочинение, с помощью фразеологизмов описав неудачного певца, музыканта, актера.
Учитель. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-конференции «Что такое нанотехнологии?»
Данный урок предполагает знакомство учащихся с основами нанотехнологий, основными достижениями и проводимой исследовательской работой в области нанотехнологий в современном мире...
Конспект урока с презентацией по культуре поведения и общения на тему "Что такое хорошо,что такое плохо?" для коррекционных школ 8 вида, 3 класс "Особый ребенок"
Тема урока: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Цель: систематизация и закрепление знаний учащихся по данной теме. Задачи: - расширение представлений об окружающем мире;- развитие ...
Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....
Конспект урока Тема: «Что такое деньги?»
Для учащихся 3 класса...
Конспект урока по чтению В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"
Разработан для учащихся 1-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе....
План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»
Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...
Методическая разработка "Конспект урока". Тема: «Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?"
Урок на тему: "Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?". Материал рекомендован для перподавания русского языка, а также в рамках реализации программ допобразования....