Урок развития речи в 5 классе по художественному тексту
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Дидактическая цель данной методической разработки создать условия для усвоения, осознания и осмысления информации; активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_kl.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
Тип урока: Урок усвоения и закрепления понятий “доброта”, “милосердие”, “нравственность”.
Форма проведения: развитие речи
Дидактическая цель: создать условия для усвоения, осознания и осмысления информации; активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию.
Образовательные:
- способствовать закреплению понятий “доброта”, “милосердие”, “нравственность”,
- формировать гуманистическое мировоззрение,
- осознание понятия гражданской позиции, добра и милосердия, способности к нравственному саморазвитию, накопление опыта реальных социально значимых дел.
Развивающие:
- способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий урока;
- формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Воспитательные:
- воспитывать добрые чувства к окружающим, стремление к помощи, любви к окружающим, воспитание гражданина, обладающего социально значимыми
- нравственными ориентирами, воспитание с опорой на положительных героев.
Планируемые результаты.
Универсальные учебные действия (УУД).
- Личностные: осознавать необходимость изучения темы, формировать нравственные качества: умение творить добро, ценить добрые отношения;
- Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (воспитывать культуру общения).
Формы организации деятельности учащихся – парная, групповая, индивидуальная, фронтальная
Оборудование для учителя:
- мультимедийная презентация;
- видеосюжеты
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- толковый словарь русского языка Ожегова
Ход урока
- Введение в тему занятия:
Учитель: Ребята, на уроке внеклассного чтения мы познакомились со сказкой-былью А.Платонова «Неизвестный цветок», такую небольшую, но с таким глубоким смыслом! С душой! И сейчас в творческой мастерской слова мы продолжаем учиться понимать душу слова, чувствовать его. А о каком слове пойдёт речь на сегодняшнем уроке, вы сейчас узнаете.
- Послушайте стихотворение:
Сочиняйте всякие добрости,
Создавайте всякие радости,
Заставляйте смеяться весело
И любите до самой крайности!
Если плакать — то лишь от радости,
Помогать — так от сердца чистого,
И до самой глубокой старости
Быть в душе молодым и искренним.
Сочиняйте всякие добрости,
Создавайте всякие радости,
Вы поймете, что все это правильно,
Ведь для счастья хватает малости.
- Эти строки определяют тему нашего сегодняшнего разговора.
- Доброта
- Почувствуйте вкус слова «доброта». Произнесите это слово с чувством, выделяя голосом самые ценные по смыслу слова.
- Вспоминаются строчки из произведения Платонова: «Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили…»
-Почему не приходили? Сделали доброе дело и пошли продолжать делать добрые дела, а Даша привязалась к цветку как к другу
- Работа в мастерской
Постигаем тайну звучания слова:
Учитель: Итак, с чего мы начинаем постигать тайну слова? С его звучания. Давайте запишем в тетради транскрипцию слова «доброта». [дабрата]
- Подчеркните те звуки, которые не соответствуют буквам.
- Какие ассоциации вызывает в вас звучание слова? Запишите в своих тетрадях. Как звучит это слово?
Доброта – слово звучит нежно и твёрдо. Звуки [б], [р] придают звучанию твёрдости. В этом я вижу большой смысл. Доброта – это не только мягкость и нежность, это и преодоление. Преодоление себя, умения отказаться от своих эгоистических желаний ради другого человека. Доброта – это труд души.
- Давайте сами попробуем определить лексическое значение нашего слова.
- Проникаем в тайну лексического значения слова (работа в групповых четверках): дают толкование слова
Учитель: Постигнув тайну звучания, мы проникаем в тайну лексического значения слова. (Работа со словарями)
Варианты ответов:
- Всё положительное, хорошее, полезное;
- Отзывчивость, душевное отношение, стремление помочь другому;
- Ценности, качество товара (устар.)
- Определите слово по количеству лексических значений. (многозначное)
По происхождению – исконно русское.
По употреблению – активное, общеупотребительное.
Слово «добрый» произошло от «доба» (время, пора). Раньше было прилагательное «дебелый» - большой, крепкий, вошедший в пору. Корень –доба-+р=современный корень –добр-.
- Давайте разберём слово по составу с объяснением:
Д обр-от-а: доброта, доброте, доброту – окончание «а».
основа «доброт»
доброта, добрый, добрее – корень –добр-
суффикс – от.
Определим родовое гнездо слова:
добряк, добрососедство, доброжелательность, добро, добродушный, добросовестность, доброкачественный, добреть, одобрять, одобрить.
- Подберите рифмы к слову:
Доброта-красота, чистота, теплота, высота, врата, пришла весна. (попробуйте соединить в стихотворение)
2.Размышляем о характере души слова:
- Прослушайте притчу о добре и зле
Два волка
Когда – то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Эта притча – одна из самых моих любимых. Небольшой текст, а так много мудрости заключено в этих словах!
- Как вы думаете, почему старик не даёт своему внуку чёткого ответа на вопрос о том, какой волк побеждает?
- Каждый из нас каждую минуту делает выбор между добром и злом, выбор между добрым и злым поступком.
И вы должны понимать, что каждый поступок, как песчинка в море, важен для семьи, друзей, для всех с кем вы соприкасаетесь в этом мире.
- Создание проблемной ситуации. Вызов. Внимание на экран (сюжет м/ф «Точка, точка, запятая…»
- Перед вами человечек. Мы не можем сказать, какой он.
- Где же находится в человеке царство доброты?
Хочется, чтобы он был добрым!
Слово и образ:
- Какие образы появляются перед вами, когда вы слышите и произносите слово «доброта»? (волшебный цветок, сказочная фея, улыбка, цветущая вишня, руки мамы, олимпийский огонь, светлое пятно на тёмном квадрате, солнечный зайчик)
- Давайте вообразим, что слово «доброта» (работа на доске и в тетрадях) - это слово-магнит. Напишите, какие слова притянет это слово. (понимание, любовь, уважение, дружба, школа, урок, мама, учитель, улыбка, земля, человек, подарок…)
- Составьте словосочетания со словом «добрый»
(добрый человек, добрый учитель, добрый врач) Мы привычно используем слово «добрый» как признак одушевлённого существительного. Морфологический разбор ДОБРЫЙ (3) человек
- Соедините слово «добрый» с неодушевлёнными существительными. (добрые глаза, добрые мысли, добрый цветок, добрый огонь, доброе солнце, добрая земля, добрая улыбка, добрый урок, добрая школа, добрый рисунок, добрый ответ, доброе дерево, добрый сад, доброе слово…)
4. Творческая самостоятельная работа – создание продукта
Подчеркните любое словосочетание, которое вам более всего понравилось. Это словосочетание и будет темой вашего сочинения-миниатюры «Что такое…(доброе слово)»
ПАМЯТКА написания сочинения-миниатюры
- А сейчас попробуйте создать свой текст. Не забудьте обратиться к «душе» выбранного вами словосочетания! Успехов вам!(музыка)
Написание миниатюр (10 мин) Зачитывание работ
5.Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»
6.Рефлексия: ребята, вы сейчас выберете на память себе рисунок с нашего предыдущего урока и «посадите» на полянке цветочек-впечатление от урока
Малиновый- было очень интересно
Желтый- вы узнали много нового
Зеленый- захотелось сделать что-то доброе
Фиолетовый- было скучно
Голубой- не узнал для себя ничего нового
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»
Цели: 1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи; 2. Способствовать обогащению словарного запаса уч...
Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».
Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...
Урок развития речи. Подготовка к изложению по тексту рассказа В.Астафьева "Музыка"
9 класс- период нравственного самопознания и самоуглубления, а также этап более глубокого литературного образования, этот период играет огромную роль в формиров...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...
Урок развития речи. 8 класс. Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста.
Конспект урока в 8 классе...