Открытый урок по русскому языку на тему: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
« Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
Цели:
- Диагностика усвоения темы «Причастие».
- Орфографический и синтаксический повтор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
на тему:
« Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
Подготовила:
Измухамбетова А.С.
Камызяк 2022
Тема: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)
Цели:
- Диагностика усвоения темы «Причастие».
- Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
1.Воспитательные: воспитание интереса к языку и родной стране; воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
2.Обучающие: обобщить изученный материал по причастию: закрепить знание теоретического материала; повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием; развивать умение правильно употреблять причастия в речи;
3. Развивающие: развивать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом;
развивать творческие способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий; развивать словарный запас учащихся.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели, формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
- формирование умения анализировать текст с целью выявления общих законов ,с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; умение доказывать.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, управление поведением партнера точностью выражать свои мысли (оценка действий партнера);
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
- самоопределение (мотивация учения);
- умение находить ответ на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»
- понимание значения русского языка в процессе получения образования, формирование стремления к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД:
- формирование умения целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, проведение рефлексии;
- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения).
Межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка.
Цель межпредметных связей: быстро и глубоко приобщить обучающихся к знаниям материала урока.
Используемое оборудование и средства обучения:
-мультимедийный проектор;
-презентация;
- тесты;
-учебник: «Русский язык.7 класс» (авторы учебника: М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова);
-рабочие тетради; листы.
Доска: число, тема.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Методы обучения: словесно-наглядный , проблемно -поисковый, объяснительно-иллюстративный , устный, практический.
Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.
Ход урока.
I. Организационный этап. (Приветствие. Эмоциональны
й настрой.)
-Здравствуйте ,ребята! Приветствую Вас, дорогие гости! Сегодня замечательное утро! Солнышко потихонечку встает в этот осенний день и поднимает нам настроение. Давайте и мы подарим немного тепла друг другу, улыбнемся.
II. Мотивация к учебной деятельности. Начинаем наш урок русского языка.
Послушайте внимательно притчу:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. ...
- Смысл притчи? Как можно продолжить притчу? (Счастье в руках самого человека, «Каждый сам кузнец своего счастья» -гласит русская пословица)
-Ребята, а что такое счастье? Как вы считаете? Что для вас есть счастье? ( Когда рядом все родные, близкие. Здоровье, семья…)
-Конечно, вы правы. У каждого свое счастье….
Но для каждого ребенка какое самое главное счастье? (Когда рядом есть мама).
В воскресенье, 27 ноября , отмечают в России День Матери. И мы все причастны к этому празднику. Сегодня мы идем всем классом на праздничный концерт, посвященный этому Дню. Согласитесь ли вы, ребята, как важно быть причастным к тому, что происходит вокруг нас? Что происходит в нашем городе, на нашей улице, в нашей школе, в нашей стране? Да, ребята?.... конечно.
Слово ПРИЧАСТНЫЙ, что оно означает?
(имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь…)
-Например, Человек, причастный к сбору информации и распространения её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью. Кто он? (журналист, репортер, комментатор). Правильно. Эти люди очень много работают. И мы тоже поработаем.
- Сейчас откройте рабочие тетради.
Запишите число. 25 ноября. Классная работа.
Запишите слово ПРИЧАСТИЕ.
- Есть в этом слове орфограммы?(непроизносимое согласное –Т, приставка ПРИ- в значении «приближение»)
- Подберите однокоренные слова к слову ПРИЧАСТИЕ:
Причастие, участие, часть, соучастие, причастник.
Запишите их, выделите корень. Получился ряд однокоренных слов.
(ребята записывают)
3.Какое слово из записанных слов причастно к русской грамматике?
ПРИЧАСТИЕ.
III. Сообщение темы и целей урока.
-На протяжении многих уроков мы с вами говорили о Причастии. Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал.
-Как будет звучать тема урока? (Повторение и обобщение изученного о причастиях)
Запишите тему иначе: «Какое это счастье, что учим мы ПРИЧАСТИЕ!»
Сформулируйте цель нашего урока по опорным словам:
1.Обобщить знания о причастии.
2.Повторить знаки препинания при причастном обороте, орфограммы в причастиях.
3. Наблюдать за употреблением причастий в речи.
Все верно! Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте, использовать причастие в речи.
Проверка д/з: Дома вы выполняли творческую работу. Рисовали портреты своих мам и написали к ним небольшие характеристики, применяя причастия. Давайте проверим, как вы справились с этим задание? (2-3 работы зачитывают, оформляем доску. рисунками). Молодцы! Ваши работы я проверю и оценю обязательно!
III. Актуализация знаний.
Есть великолепное определение Владимира Ивановича Даля: « Причастие – часть речи, причастная глаголу , в образе прилагательного».
Какое емкое и интересное определение. Давайте попробуем раскрыть суть данного термина с помощью кластера.
Давайте попробуем раскрыть суть данного термина с помощью кластера. Что такое кластер?
Кластер( с англ.) – понятие «кластер» переводится как «гроздь», «пучок».
Кластер- это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными наши мыслительные процессы.
1. Работа в парах.
С этой минуты прошу заполнять листы самооценки.
Они у вас лежат на столах. Напротив каждого задания -Я смогу. Я достиг. Отмечаем в баллах.
Задание : С помощью кластера раскрыть суть высказывания, принадлежащее Далю. Время работы – 1 мин.
(Обучающиеся составляют кластер.)
Проверим по слайду! Молодцы! Оценили себя в листе самооценки!
Выполним небольшую разминку.
Я называю глагол- а вы мне Д.П.Н.В.
Нападать- нападающий
Мечтать- мечтающий
Строить- строящий
Видеть- видящий
Что мы сейчас делали?
Образовывали Д.П.Н.В.
Поиграть- …..
Убежать-….
Ущ/ющ – 1 спр. АЩ/ЯЩ- 2 спр.
Д.П.Н.В. образуются только от глаголов НЕСОВ.вида, перех. И неперех.
Д.П.П.В. образуются от глаголов Совер. и НЕсов.в ,
перх. И неперех.
Строить- строивший
Играть- игравший
Нести-несший
Какую гласную будем писать перед суффиксом?
Ту же ,что в неопред.форме.
СПНВ- суффиксы -ЕМ-/- ОМ-/- ИМ- читать- читаемый(1 спр.), видеть –видимый.(2 спр.)
СППВ- суффиксы –ЕНН-/ -ЁНН-/НН-/ -Т- Читать -прочитанный
Причастия согласуются с именами существительными, проверяем по вопросу и по окончанию, чтобы не было грамматических ошибок!!!
Темнеющая роща- темнеющий лес
Девочка, (какая?)воспитанная бабушкой.
2.Здание Устно поработаем .на слайде слова. На карточках по вариантам.
1 вариант (лист самооценки заполняем)
Действительные и страдательные причастия настоящего времени
Читать, видеть, слышать, хранить, озарять.
2 вариант
Действительные причастия прошедшего времени
Строить, надеяться, нести, везти, тянуть.
- Теперь предлагаю проверить себя. (Слайд )
- Как называются причастия с зависимыми словами?
Вспомним схемы постановки знаков препинания при причастном обороте (один уч-ся работает у доски)
Запишем предложение, расставим знаки препинания, выделим графически причастный оборот.
Нежный эдельвейс, растущий среди скал, не привлекает к себе внимание.
- Предлагаю проверить себя. Молодцы, вы справились с заданием. (Слайд )
IV. Физминутка.
-Предлагаю вам встать. Я буду читать словосочетания, если прозвучит прилагательно, то вы садитесь на стулья,а если причастие - то встаете.
Свежий ветер, зеленеющий лес, утреннее солнце, веселые крики, великолепный день, приглушенные звуки, невыученное стихотворение, прозрачные кружева, мертвая тишина, спящий лес., тающие сосульки, рыхлые сугробы, бегущие ручейки.
- Молодцы, присаживайтесь. Продолжим работу.
V. ИГРА «УГАДАЙ ПРИЧАСТИЕ» (Слайд )
-Теперь перейдем к следующему заданию. «Угадай причастие»
- Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.
- Приставка – как у слова улетевший.
- Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.
- Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. Падежа, женского рода. (устилавшей).
Проверяем .Слайд
-Ребята, какой раздел русского языка мы с вами вспомнили ? (морфемика)
-Что изучает морфемика? (раздел языкознания изучающий значимые части слова)
-Какие значимые части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс,окончание,основа)
- Какая из морфем содержит лексическое значение слова?
-Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились.
7) Объяснительный диктант (Слайд )
-Ребята, давайте вспомним правописание Н и НН в СППВ и отглагольных прилагательных.
- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Н - НН ?
Жаре…ая рыба, выкраше…ый отцом пол, засоле…ые на зиму грузди, кипячё…ое молоко, плавле…ый сыр, разброса…ные вещи, пече..ый в золе картофель, реше…ая задача.
Взаимопроверка, работа в парах. (Слайд )
***8)Повторим алгоритм «Правописания не с причастиями»
Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно. (Слайд )
1 вариант | 2 вариант |
1. вовсе (не) избалованный ребенок | 1.( не) воспитанный человек |
Взаимопроверка. (1вариант - 3,6,7; 2 вариант - 1,2,3.) (Слайд )
Ну и завершающее задание. На рабочем листе есть фотография под названием
«Мамино счастье» (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.(3-4 предложения, используя не менее двух причастий).
Не забудьте описать:
1. событие, изображённое на фотографии;
2. людей, изображённых на фотографии;
3. эмоции, которые вызывает фотография.
Выполняют 4-5 мин.
Проверяем 2-3 работы.
VI. Рефлексия
-Теперь предлагаю поиграть в игру « Веришь или не веришь?»
Это упражнение поможет узнать. Как дети усвоили теоретические сведения о причастии.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи?
– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?
– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно?
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?
Заключительное слово учителя:
Что именно делали и повторяли на уроке?
Используем причастия в речи!
Это путь долгий и начинающийся.
Затем ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научился…
Что не поняли, значит будет вашей целью.
Научитесь радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей , своего города, школы, своей улицы, своей страны, чтобы вы были причастны к тому, что происходит вокруг вас, и чтобы вы, ребята, не оставались безучастными к тому, что происходит. Я надеюсь, что вы поняли эту замечательную тему Часть речи «Причастие».
Портреты мам сфотографируем и отправим мамам в родительский чат. Поздравим их.
VII. Домашнее задание.
- На образовательных порталах найти крылатые выражения, где встречаются причастия.
- Выписать из произведения А.С.Пушкина «Борис Годунов» 5 причастий и 5 причастных оборотов.
VIII. Оценивание работы учащихся.
У вас на столах лежат листы самооценки, вы заполняли их на протяжении всего урока.
10-12 баллов – «5»
8--9 баллов –«4»
6-7- баллов – «3»
< 6 баллов – «2»
-Заполните листы самооценки и сдайте мне.
Спасибо вам всем за урок.
Запас заданий.
5) Распределительный диктант.
-Запишем словосочетания, определим действительные или страдательные, определим время, обозначим суффиксы причастий. (слайд № 16)
Зеленеющий сад, озаряемый солнцем цветок, белеющие ромашки, дышащий свежестью гладиолус, согреваемый лучами пион, дремлющий тюльпан, распускающаяся роза, колеблемая ветром хризантема, слышимый вздох георгина, трепещущая лилия.
- Обменяйтесь тетрадями, работаем в парах. (Слайд 17)
6) - Посмотрим еще раз на доску. В чем особенность сочетаний слов: дышащий свежестью гладиолус, колеблемая ветром хризантема, озаряемый солнцем цветок.
9) Тестовая работа (Слайд 26)
-Теперь,ребята, обобщим все пройденное на предыдущих уроках и напишем тестовую работу.
Тест.Причастие как часть речи.
Вариант 1
А 1. Какое слово является причастием?
- Детальный
- Тонущий
- Могучий
- Зелёный
А 2. Укажите причастие совершенного вида
- Вертевший
- Помогавшая
- Влиявший
- Созревшая
А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?
- О выпавш..м снег..
- О затаивш..йсямыш..
- О скачущ..й лошад..
- С бьющ..мсясердц..м
А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?
- Собравший урожай
- Убежавшее молоко
- Заглянувший в окно
- Читающий текст
В 1. Из данного предложения выпишите причастия
Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.
Тест. Причастие как часть речи.
Вариант 2
А 1. Какое слово является причастием?
- Алюминиевый
- Прыгучий
- Сигнальный
- Командующий
А 2. Укажите причастие совершенного вида
- Вертевшая
- Поступивший
- Певший
- Гладивший
А 3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?
- О прошедш..м времен..
- О расплескавш..йсяжидкост..
- На раскаливш..йся крыш..
- О строяш..мся здании..
А 4 .В каком словосочетании причастие является зависимым словом ?
- Заполняющий дневник
- Улетевшие на юг
- Промелькнувший хвост
- Написавший доклад
В 1. Из данного предложения выпишите причастия
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.
Ответы
Вариант 1
А 1. 2
А 2. 4
А 3. 1
А 4. 2
В 1. Колеблющийся, зеленеющий
Вариант 2
А 1. 4
А 2. 2
А 3. 3
А 4. 3
В 1. Расстилающимся, парящие
.
1) Повторение признаков прилагательного у причастия.
- Итак, вспомним, что называется причастием, что оно обозначает?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
- Ребята, как вы думаете, на какие 2 группы можно распределить эти слова?(слайд 7)
- Теперь повторим признаки прилагательного у причастия.
Торжественный, завораживающий, таинственный, волнующий, манящий, чудесный, переливающийся, радостный.
- Теперь, ребята,обменяйтесь тетрадями и проверьте своих соседей по парте.
За каждый правильный ответ запишите по 1 баллу. (Слайд 8)
- А что объединяет причастия и прилагательные?
2)Повторим признаки глагола у причастия.
Работа с текстом (1 чел. у доски)
На доске:
С нежными лучами солнца спустилась с сияющего облака на прекрасную землю улыбающаяся фея цветов.
- Подчеркните причастия как члены предложения, определите глагольные признаки (вид, время).
- Какого времени не может быть у причастия?(будущего времени)
- Какие причастия могут выполнять роль сказуемого? (краткие причастия)
- Все ли причастия могут образовать краткую форму? (Нет, только страдательные причастия)
3) – Теперь перейдем к следующему виду работы, орфоэпической разминке
В орфоэпической разминке мы обратимся к правильному произношению причастий, которые написаны на доске. Прочитайте данные слова и правильно произнесите их. Работа у нас устная.
Слайд №10, 11
– Что означает слово сервированный? От какого глагола образовалось это причастие? (Сервировать.) Думаю, что эти причастия вы запомните и будете правильно произносить. ( Слайд 12)
- Ребята, кто из вас скажет, почему мы выполняем на уроках орфоэпическую разминку? (потому что, это одно из заданий ЕГЭ)
4)Продолжим работу и повторим типы причастий. (Слайд 13)
- С какими типами причастий вы знакомы? (действительные и страдательные.
- Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени. (ом, ем, им)
- От чего зависит написание этих суффиксов?
-Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
- Назовите суффиксы действительных причастий.(ущ, ющ, ащ, ящ)
- От чего зависит написание этих суффиксов?
-Как образуются действительных причастия прошедшего времени?
- Устно образовать (слайд №14) Работа по вариантам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-викторины по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели и задачи: Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.Раз...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"
В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».
Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...

Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пуктуация"
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.Тип урока: обобщение...
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Повторение и обобщение изученного по теме «Союз»
Тип урока: урок – обобщение.Цель урока: повторение и обобщение теоретических сведений о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.Задачи урока:...

Конспект урока по теме: Повторение и обобщение изученного по теме "Союз" , в 7 классе
Обучающие:- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении;- совершенствовать умения и навыкиобнаруживать союзы, ...