Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_odinochestva_v_lirike_lermontova.docx54.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

 Цель урока: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

Задачи урока: дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений; формировать навыки анализа поэтического текста (стихотворения “Утёс”, “Листок”); развивать у учащихся творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений; литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность; воспитывать стремление к знаниям; прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение для усвоения нового материала.

Учащимся предлагается прослушать и прочитать строки (слайды) из лермонтовских стихотворений, знакомых и незнакомых им.

1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна. (“На севере диком)

2. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом. (“Парус”)

3. Но остался мокрый след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко. (“Утёс”)

4. Выхожу один я на дорогу…

5. Один и без цели по свету ношуся давно я… (“Листок”)

6. Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить… (“Одиночество”)

3. Работа со словом.

- Найдите однокоренные слова в приведённых строках. (Одиноко, одинокий, один, одиночество)

- Каким чувством пронизаны стихотворения поэта? (Чувством одиночества)

- Каково значение слова одиночество? (Когда человек один, его никто не понимает, он чувствует себя лишним среди людей, ненужным или непонятым толпой, изгнанным или странствующим, ищущим свободы)

Слайд: Один         чувство, которое испытывает  человек, ощущая себя лишним среди других людей;

Одинок,     когда рядом нет тех, с кем можно поделиться самым сокровенным.

Работа с эпиграфом.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать. Думаю, вы уже догадались о чем мы будем говорить? Тема нашего урока - “Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова”

ЦЕЛЬ: расширить представление о творчестве русского поэта, М.Ю. Лермонтова.

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.

Работа с поэтическими произведениями.

- Почему же одиноки лермонтовские герои? В чём причина их одиночества? Попробуем разобраться вместе. Но перед этим, давайте вспомним некоторые термины, необходимые нам для правильного анализа стихотворений

7. Терминологический опрос

Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. (композиция)

Необычайный порядок слов в предложении.(инверсия)

Противопоставление слов, эпизодов для выразительности мысли. (антитеза)

Повторение однородных согласных звуков (аллитерация)

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. (эпитет)

Перенесение человеческих черт на предметы и явления.(олицет)

Переносное значение слова, основанное на схожестях предметов. (метафора)

-итак, В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес» стр 158).

После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.

2) Анализ.

- Что почувствовали, когда слушали стихотворение?

- О чём оно? (О неразделённой любви и непрочности человеческих связей)

- Какие центральные образы вы увидели в произведении? (Тучка и Утёс)

- Какие качества они олицетворяют? (По ходу анализа составляется схема)

http://festival.1september.ru/articles/617117/img1.jpg

- Похожи они или совсем разные? (Разные)

- Что определяет их различие? (Две противоположные стихии; невозможность соединения; одиночество утёса)

- Какой художественный приём использует поэт? (Антитеза)

- Какие выразительные средства углубляют мотив одиночества? Найдите их в стихотворении. (Инверсия, эпитеты, олицетворение)

Творческое задание: подумайте, как можно помочь старому утёсу?  Что бы вы предложили, чтобы он не грустил?

Выразительное чтение стихотворения “Листок” (Читает заранее подготовленный учащийся)

1) Анализ стихотворения.

- О чём это произведение? Какие слова являются снова ведущими? (О бесприютности и одиночестве гонимого ветром листка)

- Как построено стихотворение? Каким приёмом снова воспользовался поэт? (Антитеза – листок и чинара)

Чинара – большое восточное дерево  с зеленовато-серой корой и широкими листьями.

- Почему чинара не хочет приютить странника?

- Какой основной мотив стихотворения?

-Обладают ли характерами дубовый листок и чинара в стихотворении? Какими? (листок замёрзший, убитый горем, потому что он далеко от родины, чинара – высокомерна, молода, избалована)

-откуда дубовый листок ? (с севера)

-где растёт чинара (на юге)

Как вы думаете всегда ли красота внешняя гарантирует внутреннюю, духовную красоту?

На чьей стороне симпатии читателя? (на стороне пыльного листка, тоскующего по родине.)

8. Выводы.

- Почему именно мотив одиночества преобладает в произведениях Лермонтова? Вспомните биографию Лермонтова. (Это были ощущения поэта, он писал о себе. На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.)

Рефлексия.

Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

Какие вы бы создали образы, если бы писали стихотворение на тему одиночества? (тучи, облака, волны, листья, цветы)

9. Творческая работа (Синквейн)

- А как поняли его вы? Давайте попробуем выразить это в своих творческих работах - синквейнах. Напоминаю, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка - одно существительное (тема или предмет); 2-я строка-два прилагательных или причастия (описание темы/предмета); 3-ястрока состоит из трех глаголов, характеризующих действия темы./предмета; 4-я строка представляет собой фразу, обычно из четырех значимых слов, выражающую отношение автора к теме/предмету; 5-я строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

Так выглядят некоторые работы детей:

Одиночество

Вечное, горькое, страшное

Гнетёт, не отпускает, мучает.

Грустное ощущение -

Бесприютность

(Петроченко Анжела)

 

Тоска

Глубокая, неудержимая, непроходящая.

Гонит, мучает, губит.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.

Одиночество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")

Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Презентация к уроку литературы в 6 классе поможет учителю организовать урок  по изучению лирики М.Ю.Лермонтова....

Конспект урока по литературе «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект учебного занятия по литературе с использованием ЦОР...