Статья«Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС»
статья по русскому языку

Павлиоглова Татьяна Владимировна

Статья. «Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС»

В связи с реализацией ФГОС меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, новые приемы. Урок остается главной формой организации учебного процесса. Чтобы реализовать требования стандарта, урок должен стать современным.

Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно применяли их в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Обучение должно проходить в сотрудничестве и сотворчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. «Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС»

В связи с реализацией ФГОС меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, новые приемы. Урок остается главной формой организации учебного процесса. Чтобы реализовать требования стандарта, урок должен стать современным.

Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно применяли их в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Обучение должно проходить в сотрудничестве и сотворчестве.

Учитель задает себе вопросы: как обучать? как развивать у детей желание учиться? что такое универсальные учебные действия и как их формировать?

В широком значении «термин» УУД- умение учиться.

Выделяют УУД личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные

В основе формирования УУД лежит системно-деятельностный подход. Ученик-главный деятель на уроке. Основной результат- развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.

Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно-деятельностного метода в практическом преподавании:

-принцип деятельности;

-принцип непрерывности;

-принцип целостного представления о мире;

-принцип психологической комфортности;

-принцип вариативности;

-принцип творчества.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы.

1.Уроки открытия нового знания.

2. Уроки отработки умений и рефлексии.

3.Уроки методологической направленности.

4. Уроки развивающего контроля.

К современному уроку в условиях ФГОС предьявляются такие требования:

- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

хорошее начало и хорошее окончание;

-учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся,

четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует

деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

-минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- в центре внимания урока — дети;

- учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся,

настроение детей);

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- урок должен быть добрым.

Структура современного урока (на столах)

Ресурсы современного урока

Современный урок подразумевает использование современного УМК, по которому интересно и приятно заниматься. Где система работы продумана. Облегчает учителю задачу использование на уроках русского языка и литературы ИКТ. А также эффективных технологий.

Использование на уроках ИКТ позволяет:

-развивать умение учащихся ориентироваться в современном информационном пространстве, учит их овладевать практическими способами работы с информацией;

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-перейти от обьяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субьектом учебной деятельности;

-проводить уроки на высоком эстетическом уровне;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Интерактивное обучение- организация учебного процесса, при котором практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Существует многочисленная классификация интерактивных методов и приемов, которые используются на различных этапах урока.



1.Этап мотивации. Одним из важных этапов на уроке-этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение.

«Удивляй»

«Отсроченная загадка»

Приём «Отсроченная отгадка». Универсальный приём ТРИЗ, направленный на

активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: умение

анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение

находить решение имеющимися ресурсами. 1 вариант приема. В начале урока учитель

дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет

открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку

(удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя

автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре

стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени

поэта.

«Яркое пятно»

«Орфоэпическая минута»

Приём «Орфоэпическая минутка». Это система обучения правильной,

выразительной и чёткой речи. Труднопроизносимые слова проговариваются хором.

«Этимологическая минутка».

Приём «Этимологическая минутка» мы тоже часто используем. Многие слова,

обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю,

связанную с их происхождением.

«Ассоциативный ряд»

Приём «Ассоциативный ряд». К теме или конкретному понятию урока нужно

выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим. Если ряд получился

сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение,

используя записанные слова, затем выслушать, сравнить со словарным вариантом,

можно добавить новые слова в ассоциативный ряд, оставить запись на доске,

объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.


2.Целеполагания. На этом этапе дети должны самостоятельно сформулировать цели.

Составление таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал.»

«Необьявленная тема»

3. Актуализация знаний.

«Интеллектуальная разминка»

«Бортовой журнал»

Приём «Бортовой журнал». Бортовые журналы – обобщающее название

различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время

изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая

информация.


«Диктант на засыпку».Приём «Диктант на засыпку». Подобные тематические диктанты комплексно

проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.

"Реставратор".Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно "поврежденный" преподавателем.

"Устный или письменный зачет"


«Толстый и тонкий»

«Морфемный конструктор»

Приём «Морфемный конструктор». Какое получится слово, если от слова

подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять

суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)


«Четвертый лишний»

«Жокей и лошадь»

«Цепочка признаков»

«Да.Нет.»

"Карусель"

4. Изучение нового материала.

«Шерлок Холмс»

«Инсерт»

«Модель будущих знаний»

«Зигзаг»

«Схемы –паучки»

«Стратегия «Идеал»»

7. Обобщение и систематизация знаний.

"Инсерт".Используется для умения систематизировать и анализировать информацию.В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками: А-уже знал; Б-новое;.В-думал иначе; Г-не понял, есть вопросы..Таким образом обеспечивается внимательное, вдумчивое чтение.

"Выбери позицию"

"Составь схему"

«Фантазер»

«Составь таблицу»

«Оживи картинку»

«Создай текст»

«Мини –проект»

«Составь план»

«Портрет»

"Тесты".Виды тестов :тест-напоминание, Обучающий, тест-дополнение, диагностический, тест-сличение, итоговый, . Письменный, компьютерный, тест с выбором ответа, тест с "изюминкой", тест-сопоставление, тест с развернутым ответом.

"Водоворот" или "Лечение слабого места" в слове. Обущающиеся выполняют задания сам-но, учатся решать ряд орфографических задач, затем обсуждают полученные результаты в парах или мини-группах и озвучивают согласованный вариант.

"Сочини-ка"

"Взберись по лесенке" (комлексный анализ текста)

8. Рефлексия.

«Незаконченное предложение»

Приём «Незаконченные предложения».

Учащимся предлагается закончить ряд предложений. 1. На уроке русского языка

я испытываю такие чувства, как….. 2. Я думаю, что уроки русского языка

проходят…… 3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

«Пятерочка»

«Мысли во времени».Способствует развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту..Учитель называет ключевое слово, как правило , оно тесно связано с темой урока. В течение минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, затем отвечает на вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

«Эссе»

«Синквейн»

«Дневник».

Прием “Создай паспорт”

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения

существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой

характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями

(русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием

составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному

плану. Напримерможет быть использован для создания характеристик: на

литературном чтении – героев литературных произведений (составьте паспорт

Герасима («Му-му»); на русском языке – частей речи, членов предложений, частей

слова, лингвистических терминов..

"Диаманта"


9. Домашнее задание.

«Одно задание на двоих»

«Ярмарка –продажа»

«Вопрос к тексту»


Технологии современного урока (Слайды)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка в условиях введения ФГОС ООО

В данной статье содержится анализ о школе, методике и детях после первого года работы учителей...

Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО

Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на  три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результ...