Современные подходы к преподаванию русского языка в условиях введения ФГОС ООО
статья по русскому языку (8 класс)
Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результатах. Получить эти результаты можно, если вся образовательная деятельность строится на системно-деятельностном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no1.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к преподаванию русского языка
в условиях введения ФГОС ООО
(выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы)
Автор: Нагаева Юлия Витальевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №29 г. Химки
Московской области
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.
Обновленные ФГОС третьего поколения рассчитаны на три группы результатов: личностных, метапредметных и предметных. Причем больший упор в стандарте делается на метапредметных и личностных результатах. Получить эти результаты можно, если вся образовательная деятельность строится на системно-деятельностном подходе.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка позволяют:
- формировать умения и навыки умения работы с информацией;
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
- сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки;
- выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации и т.д.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке.
Показатели эффективности урока:
1. Целеполагание (реализация деятельностного способа целеполагания)
2. Организация и реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.)
3. Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
4. Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию критического мышления способствуют нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу в подборе такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок – семинар, урок – лекция, урок – беседа, урок – практикум - урок – экскурсия - урок – исследование - урок – игра и др.
Предмет «Русский язык и литература» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и средства обучения. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. При этом не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием ФГОС.
Особое значение приобретает выполнение школьниками учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Самостоятельная работа, по сути, есть форма самообразования. Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Выступление на педсовете об особенностях преподавания русского языка в условиях внедрения ФГОС и УМК А.Д. Шмелёва....
"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...
"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
Иностранный язык, как и любой другой предмет, имеет свои особенности, свою специфику. В настоящее время основной целью владения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диал...
Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".
Выступление излагает основные принципы современных подходов к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО в школьное образование и в...
"Современные подходы к преподаванию иностранных языков в условиях введения ФГОС"
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.
Эта статья, рассказывающая об опыте работы в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе в средних и старших классах....
Современные подходы в преподавании английского языка в условиях введения новых ФГОС
Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержат...