Сочинение ЕГЭ по русскому языку
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Ефимова Анна Александровна

Презентации по двум важным темам, которые касаются написания сочинения ЕГЭ по русскому языку: определение проблемы текста и написание комментария по данном проблеме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_problemy_teksta.pptx176.61 КБ
Файл kak_napisat_kommentariy_k_sochineniyu_.pptx943.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение проблемы текста Задание 27 ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

Что же такое проблема текста? Необходимо не путать проблему и тему текста. Тема - более широкое понятие. В сочинении ЕГЭ мы ищем именно ПРОБЛЕМУ. Проблема - тот вопрос, на который автор отвечает или над которым размышляет в своем тексте. Проблема - это всегда какое-то противоречие или повод задуматься! То есть, не может быть проблемы любви или дружбы, она должна быть более конкретной (проблема жертвенности ради любви или проблема искренности дружбы). Проблему можно сформулировать на основе ключевых слов абзаца.

Слайд 3

Проблема в тексте может быть: поставлена поднята предложена для анализа изложена сформулирована рассмотрена выдвинута на рассмотрение

Слайд 4

Человек и общество: Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема важности (роли) мечты в жизни человека Проблема воспитания Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Нам чем должны строиться отношения учеников и учителей?

Слайд 5

Человек и общество: Значимость труда в жизни человека. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.

Слайд 6

Человек и природа: Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Слайд 7

Человек и человек: Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема истинности дружбы. Какого человека можно назвать настоящим другом? Проблема жертвенности ради любви. На что готовы пойти люди, когда любят?

Слайд 8

Человек и культура: Проблема восприятия искусства. Проблема определения критериев подлинного искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему люди стали меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу?

Слайд 9

Человек и речь: Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема излишнего использования канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

Слайд 10

Человек и нравственные ценности: Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Почему важно уметь сострадать? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

Слайд 11

Какие могут быть пути постановки проблемы? Проблема - это вопрос, а авторская позиция - ответ автора на этот проблемный вопрос. Следовательно, у нас есть два пути для постановки проблемы: От вопроса к ответу (от проблемы к авторской позиции) От ответа к вопросу (то есть СНАЧАЛА для себя сформулировать авторскую позицию).

Слайд 12

От идеи (авторской позиции) к проблеме: Проблема: Комментарий Авторская позиция: Автор считает, что понятие чести устареть не может, потому что честь – это чувство собственного достоинства, нравственный стержень человека. Что означает “честь” для современного человека? Может ли устареть это понятие?

Слайд 13

От идеи (авторской позиции) к проблеме: Проблема: Комментарий Авторская позиция: Автор убежден, что истинно щедрым можно назвать только того, кто готов жертвовать необходимым ради благополучия другого. Что можно назвать истинной щедростью?

Слайд 14

От идеи (авторской позиции) к проблеме: Проблема: Комментарий Авторская позиция: Автор считает недопустимым потребительское отношение к природе. Как нужно относится к окружающему нас миру и природе? Проблема потребительского отношения к природе.

Слайд 15

Как мы можем сформулировать проблему и идею данного текста? ДВА БОГАЧА Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко. — Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, не на что будет соли добыть, похлёбку посолить. — А мы её… и не солёную, — ответил мужик, её муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!

Слайд 16

В данном тексте можно сформулировать ДВЕ проблемы: В чём заключается истинная щедрость? Авторская позиция: Какого человека можно назвать подлинно богатым ? Авторская позиция:

Слайд 17

Текст для домашнего сочинения: https://docs.google.com/document/d/11K4e84TXq5-QC8_oD8lqbg436KYiRTbk95R8J_EHANY/edit?usp=sharing


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как написать комментарий к сочинению? Задание 27 ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

Что такое комментарий? Комментарий - основная часть вашего сочинения! Именно он дает больше всего баллов (6 из 25). Комментарий представляет из себя анализ представленного текста. Именно с помощью него мы доказываем, что в тексте заявленная проблема присутствует, а также демонстрируем, что делает автор, чтобы эту проблему раскрыть. Комментарий помогает связать заявленную проблему с авторской позицией. Примеров из текста должно быть два. Каждый пример должен быть вами проанализирован Не забываем об анализе смысловой связи между примерами!

Слайд 3

Как написать сам комментарий? 1. Не заменяйте комментарий обычным пересказом текста! В комментарии вы должны отразить, ЧТО делает автор для раскрытия проблемы. 2. Пример-иллюстрация - это какой-то эпизод из текста, который непосредственно связан с проблемой. Его можно КРАТКО описать, либо ввести с помощью цитаты или указания на номера предложений. 3. Каждый из примеров (а их два) должен быть вами проанализирован.

Слайд 4

Что такое анализ примера? Анализ примера должен облегчить читателю понимание текста, то есть пояснять авторский замысел и раскрывать содержание текста. Пояснением к примеру могут быть: анализ или оценка действий героя анализ или характеристика монологов или диалогов анализ личностных особенностей героев и т.д. Анализ - ответ на вопрос, ЗАЧЕМ автор включает этот эпизод в текст, что он дает для понимания проблемы?

Слайд 6

Виды связи между примерами: Дополнение Противопоставление Причина и следствие Пояснение или уточнение

Слайд 7

Как можно проанализировать смысловую связь между примерами?

Слайд 8

Текст Н. Громовой https://docs.google.com/document/d/1pXMixQuFi5w8TXmBcExgSiRz7fT6O4bsh3fy7-X14-M/edit#heading=h.lw4ejpw71179


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку

Презентация поможет наглядно объяснить ученикам систему оценивания изложения и сочинения по русскому языку...

Проблемы сочинений ЕГЭ по русскому языку

Хороший  материал для подготовки к ЕГЭ части С(сочинение)...

Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку

Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку...

подготовка для написания сочинения части С русский язык ЕГЭ

Предлагаю материал для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ. материал содержит как теорию, так и практику. Имеются практические задания для учащихся по отработке навыков для написания сочинени...

Сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С)

Подготовка к написанию сочинения ЕГЭ по русскомому языку...