БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,
группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм.
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Актуализация и пробное учебное действие (6-7 минут)
– Сегодня мы продолжим изучать правописание причастий, но вначале проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы.
Два человека выходят к доске. 1-й ученик выполняет синтаксический разбор предложения, второй ученик выполняет морфологический разбор причастия из этого предложения.
Летящая снег медленно таял и превращалась в капельки воды (Повеств., невоскл., простое, распр., осл. Однород. Сказ.)
Летящий (снег)
1. Причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию
2.Н.ф. Летящий (какой?), от глагола исчезать
Пост.пр.: действ., наст. Вр., несов. Вид., невозвр.; непост.пр.: м.р., ед.ч., И.П.
3. В предложении является определением.
Запишите под диктовку слова: снежок, дороженька, холщовый, плюшевый, пастушок, увлечённый.
-Давайте обратим внимание на суффиксы различных частей речи. Правописание всех ли гласных в суффиксах мы можем объяснить?
-Нет, не можем объяснить гласные в суффиксе причастий.
-Как вы думаете, почему на суффиксы причастий не действует такое же правило, как на остальные слова?
2. Выявление места и причины затруднения (2 минуты).
– Посмотрите на доску, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова.
Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.
– Можем ли мы сказать, с чем связан выбор букв е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?
Организует обсуждение, побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что правописание букв в данном случае связано с ударением
Формулируем и записываем тему
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения (2 минуты)
-Какие цели мы поставим перед собой?
– Попробуйте сформулировать правило написания букв е/ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Ё, без ударения – Е).
– Проверим, правильный ли вывод вы сделали (работа с учебником с.91).
Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.
4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (работа у доски по учебнику) (6 минут)
Упр. 193.(взять несколько глаголов) Обнаружить – обнаруженный, обнаружен; получить – полученный, получен; привлечь – привлечённый, привлечён; обнаружить – обнаруженный, обнаружен; зарядить – заряженный, заряжен; заключить – заключённый, заключён; назначить – назначенный, назначен; запретить – запрещённый, запрещён; ограничить – ограниченный, ограничен;
Физкультминутка (2 минуты).
Страдательное причастие – поворачиваемся вправо, действительное – влево.
Скошенная, покосившийся, убегающая, прочитанная, обнявший, обнятый, управляемый, прибывший, летящий, забиваемый, прочитанный, трясущий.
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (самостоятельная работа по группам) (6-7 минут)
Упр. 194 (1 ряд записывает первые три предложения, второй – последние три предложения. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу)
1)ОкружЁнный золотым сиянием солнца воркует голубь, в еловой чаще тихо попискивает рябчик. 2) Сделай шаг в сторону, посмотри со стороны – и обернётся зверёк простым сучком запорошЕнным. 3) У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку: сложЕнный гармошкой веерок на его спине стал распрямляться. 4) Вокруг дерева место не было обожжЕнно костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых валят вину за пожары. 5) Улей был выкрашЕн белой клеевой краской. 6)Необыкновенная ёлка росла в тени, и оттого сучья у неё когда-то были опущЕны вниз.
6. Этап включения в систему знаний и повторения (работа в парах).(5 минут)
Задание на карточке. Распределите слова в две колонки (слова с Е и слова с Ё)
(работа в парах).
Пораж…нный
Уплач…нный
Омрач…нный
Заворож…нный
Упущ…нный
Скош…нный
Разруш…нный
Поглощ…нный
Искалеч…нный
Униж…нный
Брош…нный
Закопч…нный
Ответ:
ПоражЁнный
УплачЕнный
ОмрачЁнный
ЗаворожЕнный
УпущЕнный
СкошЕнный
РазрушЕнный
ПоглощЁнный
ИскалечЕнный
УнижЕнный
БрошЕнный
6. Контролирующее задание. Тест.(3-4 минуты)
1. В каком слове пишется буква Ё?
А) оснащ..нная лаборатория
Б) Потуш..нный свет
В) накруч..нные волосы
Г) похожий на суч..к
2. В каком слове пишется буква Е?
А) с тяж..лой ношей
Б) измельч..нный горох
В) назнач..нная встреча
Г) ч..рствый хлеб
3. Когда в суффиксах страда.причастий прош.времени пишется е, а когда ё?
А)Под ударением пишется е, без ударения пишется Ё
Б) Ё не пишется в страдательных причастиях прошедшего времени
В)Под ударением пишется Ё, без ударения пишется Е
4.Найдите слово с ошибкой
А) Потушенный свет
Б) Взвинчённый до предела
В) Украшенная ёлка
Г)Обнажённый лес
III. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). (4-5 минут)
- Что нового узнали на уроке?
- В каких случаях пишутся буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?
- Что для этого надо знать? (Надо правильно ставить ударение)
-Для чего нам нужна эта информация? (Для правильного написания слов)
Теперь, ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке (раздаются листы самооценки)
Выставление оценок за урок (работающим активно ученикам и ученикам, которые работали у доски)
Домашнее задание(2 мин.): § 21(выучить правило), упр. 194 (морфологические разборы), упр. 198.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (поФГОС).
Урок русского языка в 7 классе по ФГОС...
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени...
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Повторительно-обобщающий урок с выходом на получение новых знаний....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после ш...