БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Петрунина Екатерина Александровна

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; вырабатывать навык написания гласной после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи; уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний,
группировать слова с буквами
о, е, ё после шипящих по видам орфограмм.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Актуализация и пробное учебное действие (6-7 минут)

– Сегодня мы продолжим изучать правописание причастий, но вначале проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы.

Два человека выходят к доске. 1-й ученик выполняет синтаксический разбор предложения, второй ученик выполняет морфологический разбор причастия из этого предложения.

Летящая снег медленно таял и превращалась в капельки воды (Повеств., невоскл., простое, распр., осл. Однород. Сказ.)

Летящий (снег)

1. Причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию

2.Н.ф. Летящий (какой?), от глагола исчезать

Пост.пр.: действ., наст. Вр., несов. Вид., невозвр.; непост.пр.: м.р., ед.ч., И.П.

3. В предложении является определением.

Запишите под диктовку слова: снежок, дороженька, холщовый, плюшевый, пастушок, увлечённый.

-Давайте обратим внимание на суффиксы различных частей речи. Правописание всех ли гласных в суффиксах мы можем объяснить?

-Нет, не можем объяснить гласные в суффиксе причастий.

-Как вы думаете, почему на суффиксы причастий не действует такое же правило, как на остальные слова?

2. Выявление места и причины затруднения (2 минуты).

– Посмотрите на доску, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова.

   Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

– Можем ли мы сказать, с чем связан выбор букв е/ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

Организует обсуждение, побуждает к выдвижению гипотез, подводит к выводу о том, что правописание букв в данном случае связано с ударением

Формулируем и записываем тему

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения (2 минуты)

-Какие цели мы поставим перед собой?

– Попробуйте сформулировать правило написания букв е/ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Ё, без ударения – Е).

– Проверим, правильный ли вывод вы сделали (работа с учебником с.91).

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (работа у доски по учебнику) (6 минут)

Упр. 193.(взять несколько глаголов) Обнаружить – обнаруженный, обнаружен; получить – полученный, получен; привлечь – привлечённый, привлечён; обнаружить – обнаруженный, обнаружен; зарядить – заряженный, заряжен; заключить – заключённый, заключён; назначить – назначенный, назначен; запретить – запрещённый, запрещён; ограничить – ограниченный, ограничен;

Физкультминутка (2 минуты).

Страдательное причастие – поворачиваемся вправо, действительное – влево.

Скошенная, покосившийся, убегающая, прочитанная, обнявший, обнятый, управляемый, прибывший, летящий, забиваемый, прочитанный, трясущий.

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (самостоятельная работа по группам) (6-7 минут) 

Упр. 194 (1 ряд записывает первые три предложения, второй – последние три предложения. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу)

1)ОкружЁнный золотым сиянием солнца воркует голубь, в еловой чаще тихо попискивает рябчик. 2) Сделай шаг в сторону, посмотри со стороны – и обернётся зверёк простым сучком запорошЕнным. 3) У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку: сложЕнный гармошкой веерок на его спине стал распрямляться. 4) Вокруг дерева место не было обожжЕнно костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых валят вину за пожары. 5) Улей был выкрашЕн белой клеевой краской. 6)Необыкновенная ёлка росла в тени, и оттого сучья у неё когда-то были опущЕны вниз.

6. Этап включения в систему знаний и повторения (работа в парах).(5 минут)

Задание на карточке. Распределите слова в две колонки (слова с Е и слова с Ё)

(работа в парах).

Пораж…нный

Уплач…нный

Омрач…нный

Заворож…нный

Упущ…нный

Скош…нный

Разруш…нный

Поглощ…нный

Искалеч…нный

Униж…нный

Брош…нный

Закопч…нный

Ответ:

ПоражЁнный

УплачЕнный

ОмрачЁнный

ЗаворожЕнный

УпущЕнный

СкошЕнный

РазрушЕнный

ПоглощЁнный

ИскалечЕнный

УнижЕнный

БрошЕнный

6. Контролирующее задание. Тест.(3-4 минуты)

1. В каком слове пишется буква Ё?

А) оснащ..нная лаборатория

Б) Потуш..нный свет

В) накруч..нные волосы

Г) похожий на суч..к

2. В каком слове пишется буква Е?

А) с тяж..лой ношей

Б) измельч..нный горох

В) назнач..нная встреча

Г) ч..рствый хлеб

3. Когда в суффиксах страда.причастий прош.времени пишется е, а когда ё?

А)Под ударением пишется е, без ударения пишется Ё

Б) Ё не пишется в страдательных причастиях прошедшего времени

В)Под ударением пишется Ё, без ударения пишется Е

4.Найдите слово с ошибкой

А) Потушенный свет

Б) Взвинчённый до предела

В) Украшенная ёлка

Г)Обнажённый лес

III. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). (4-5 минут)

- Что нового узнали на уроке?

- В каких случаях пишутся буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

- Что для этого надо знать? (Надо правильно ставить ударение)

-Для чего нам нужна эта информация? (Для правильного написания слов)

Теперь, ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке (раздаются листы самооценки)

https://mega-talant.com/uploads/files/96075/89463/94699_html/images/89463022.png

Выставление оценок за урок (работающим активно ученикам и ученикам, которые работали у доски)

Домашнее задание(2 мин.): § 21(выучить правило), упр. 194 (морфологические разборы), упр. 198. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени...

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторительно-обобщающий урок с выходом на получение новых знаний....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после ш...