Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (поФГОС).
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рожкова Ольга Николаевна

Урок русского языка в 7 классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 7 классе по теме « Буквы Е-Ё после  шипящих в          суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени».

                     

Класс – 7 (общеобразовательный).

Тип урока – сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая – буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Тема коммуникативная – развитие внимания, развитие формулировать и доказывать свою точку зрения, формирование логических умений, развитие умения групповой и парной работы.

Средства обучения – учебник  «Русский язык» 7 класс Авторы : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Цель урока.

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о выборе гласных после шипящих в корне, суффиксе, окончании имён прилагательных и существительных;

б) познакомить с условием выбора букв Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Методы познавательные – эвристическая беседа, способ познания – индуктивно – продуктивный.

                  2. Практические: 

а) закрепить умения объяснять выбор гласной после шипящих в корне, суффиксе, окончании;

б) сформировать (новое) умение выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

3.Общепредметные:

        а) воспитать:

- интерес и уважение  к родному языку;

- ценностное отношение к слову;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, развивать уважение друг к другу;

б) развивать: память, логическое мышление, речь, способность, волю, эмоции;

в) формировать умение самостоятельно пополнять  знания.

Оборудование:

        - ПК;

- мультимедийный компьютер: мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Содержание проверки и опроса

Методы и приемы проверки

Действия учащихся

1. знания о слитном и раздельном написании Не с причастиями §24.

2. Умения различать слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи ( по домашнему упражнению 138).

3. ОТД. 



4. НЭОМ

Опрос индивидуальный и фронтальный с примерами из домашнего упражнения.

Чтение комментирование учащимися вначале слитного написания , затем раздельного написания не с различными частями речи.


Составить из слов домашнего упражнения 2-3 предложения на тему «Осень».

Вопросы учителя: «Что даёт вам знание о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями?»

Вопросы к учащимся:

        - Что нового узнали о слитном и раздельном написании НЕ с различными частями речи?

- Для чего нужно знать правила написания Не с различными частями речи?        

Выводы по УУД:

1. Коммуникативные УУД – учащиеся точно, логично излагают свою точку зрения по изученной теме; соблюдают в процессе общения основные норму устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

2. Познавательные УУД – учащиеся научились различать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, повторили сведения о слитном и раздельном написании НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами.

3. Регулятивные УУД – умеют систематизировать сведения о слитном и раздельном написании НЕ с различными частями речи, оценивают свои знания и знания одноклассников;

4. Личностные УУД – понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений

II. Объяснение нового материала.

  1. Осознанное восприятие.

А) задание: вставить пропущенные гласные после шипящих в корне, суффиксе, окончании (Слайд 1)

                Тихий ш..пот

                     Ровный ш..в

                Солнечным луч..м

                Тёмной туч..й

                Выпал снеж..к

                Плюш..вый медведь

                Освещ..нный светом

                Выкраш..нная скамейка

Вопросы к учащимся:

- в каких частях слова пропущена буква?

- в каких словах пишется буква О, в каких - Ё, а в каких –Е? Почему?

Каким правилом пользовались при выборе?

  1. Почему в последних двух ССЧ буквы не вставили?

2. Сообщение учителем темы урока и цели урока  (Слайды 2,3)

а) Наблюдения по словам на экране (Слайд 4)

ОСВЕЩ..ННЫЙ                                ВЫКРАШ..ННЫЙ

Вопросы и задания учащимся:

-какой частью речи являются данные слова?

- поставьте ударения в словах;

- в какой части слова пропущены буквы?

Первичные выводы: в суффиксах причастий под ударением пишется Ё, без ударения – Е.

б)Чтение вывода на экране (Слайд 5).

в)Обобщение и систематизация на основе составления алгоритма.

Думаю, что писать после шипящей в суффиксе причастий

Ставлю ударение

Смотрю, куда падает ударение

                                                                                            

                            Ё        На  ^'                                              не на   ^' Е

  1. Запоминание правила и алгоритма рассуждения по учебнику (стр. 70)
  2. Воспроизведение изученного. Приведите свои примеры правописания Е-Ё в суффиксах причастий.

Выводы:

1. Коммуникативные УУД - строить связное монологическое высказывание.

 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2.Регулятивные УУД - высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

3 Познавательные УУД - выделять главное; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4.Личностные УУД - понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений.

III. Закрепление.

  1. Репродуктивные упражнения. Развитие правописных умений.

А) Анализ и графическое оформление записанных под диктовку слов из упр. 140.

- развивается умение находить в словах орфограмму – букву е-ё.

- вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение.

3) Определить, в какой части слова пропущена гласная

4) Определить, ударный гласный в суффиксе или безударный.

5) Применить правило.

6) Подчеркнуть орфограмму­ букву е или ё.

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв е- ё в суффиксах причастий.

Б) Репродуктивно - продуктивное упражнение.

Упр.141. Преобразование глаголов в страдательные причастия прошедшего времени с применением изученного правила.

- Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием.

        В) Продуктивное упражнение (творческое).

Упр. 143. С 2-3 словосочетаниями составить сложные союзные предложения.

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить условия выбора.

Выводы:

1)Коммуникативные УУД - строить связное монологическое высказывание;

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

2) Регулятивные УУД - речевое оформление; знать алгоритм (модель учебных действий при выборе орфограммы); осмысленное действие при речевом оформлении предложений; соотносить цели и результаты своей деятельности.

3) Познавательные УУД - выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4)Личностные УУД - осознание значимости урока, смыслообразование, умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме.

IV. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.

Рефлексия:

– Назовите ключевые слова темы.

– Какую проблему решали на уроке?

– Чему научились?

– Какая работа понравилась больше всего?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Домашнее задание: § 25(выучить наизусть правило), упр.142.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени...

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторительно-обобщающий урок с выходом на получение новых знаний....

Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: познакомить воспитанников с условиями выбора букв после ш...