предмет-образ при изучении орфографии
методическая разработка по русскому языку
Как научить ребят писать грамотно, не путать правила, легко их запоминать и уметь применять на практике? Поможет в этом предмет-образ, связанный с определенной орфограммой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья. предмет-образ при изучении орфографии | 22.31 КБ |
презентация к статье о предмете-образе | 405.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет-образ как условие развития творческого потенциала и формирования познавательной активности учащихся.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Сформированность качественно новых образовательных результатов возможна лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно–познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного воздействия, поэтому для развития личности обучающихся, формирования у них деятельностных способностей необходимо включать их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
- Для того, чтобы ученик осуществлял какую-либо учебную деятельность самостоятельно, учитель должен заинтересовать, мотивировать школьника. Важнейшая задача учителя заключается в умении способствовать возникновению проблемной ситуации на уроке.
Приемы создания учебной ситуации:
а) предъявить противоречивые факты, теории;
б) обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
в) использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
- Каким может быть это «яркое пятно»? Иногда достаточно использовать лишь один элемент, фрагмент, образ, чтобы сложная тема стала ближе, понятнее, интереснее школьнику. («Образ – анализ – действие»,- согласно методике Шогана).
В образовательной области “Филология” приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б., Эльконина, П.Я. Гальперина.
Таким «ярким пятном», повышающим интерес к русскому языку, познавательную и творческую активность учащихся, при изучении орфографии в 5-6 –х классах становится предмет-образ.
- Образ (в философии и психологии) – отражение внешнего мира в сознании человека. В широком смысле – форма отражения мира; в узком – только чувственная форма отражения (ощущение, восприятие, представление)
- Образ (в когнитивной лингвистике) – понятия, представления, находящиеся между мыслью и словом, называются концептом.
Образы при изучении орфографии:
- «Бабочка» – словарные слова
- «Осенние листья» - О-Ё после шипящих
- «Ромашка» – корни с чередованием
- «Цыпленок» – Ы-И после Ц
Тема «Правописание чередующихся гласных в корнях слов» является сложной для многих учащихся 5-х классов. Разный уровень восприятия данного учебного материала во многом можно объяснить подачей этой темы в учебниках русского языка отдельными фрагментами с большим временным разрывом (в четверть; а иногда часть темы переносится на 6й класс). Рассмотрение материала в виде таблицы с использованием образа «ромашки» позволяет подать эту тему единым блоком и избежать возникновения у школьников путаницы.
На уроке учащиеся будут выполнять такие развивающие и творческие упражнения, как
- Составление рассказа (устно) на лингвистическую тему.
- Составление предложений по теме.
- Орфографический анализ «насыщенного» текста.
- Сравнение и сопоставление смешиваемых написаний (слова с чередующейся гласной и безударной гласной. Например: косить косой – безударная гласная; коснуться, касание – корень с чередованием.)
- Занимательно-орфографические упражнения.
Результат:
1.Через зрительный образ лучше запоминается морфема, ее легче опознать в слове.
2. Отсутствует путаница в правилах, дети легко разграничивают разные виды орфограмм.
3. Учиться становится легко и интересно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое образ? Образ (в философии и психологии) – отражение внешнего мира в сознании человека. В широком смысле – форма отражения мира; в узком – только чувственная форма отражения (ощущение, восприятие, представление) Образ (в когнитивной лингвистике) – понятия, представления, находящиеся между мыслью и словом, называются концептом.
Алгоритм превращения мысли в слово, высказывание мысль Внутренняя речь (ассоциации, представления) слово образ
Виды образных явлений 1. Образ восприятия – отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств. 2. Образ воображения – вымышленный образ, данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной жизни, поэтому никогда ранее не воспринимавшийся. 3. Послеобраз – модифицированное восприятие кажущегося объекта, который недавно рассматривался при неподвижном взгляде.
Образы при изучении орфографии «Бабочка» – словарные слова «Осенние листья» - О-Ё после шипящих «Ромашка» – корни с чередованием «Цыпленок» – Ы-И после Ц
«Ромашка» – орфографический образ к теме «Корни с чередованием гласных»
1.Через зрительный образ лучше запоминается морфема, ее легче опознать в слове. 2. Отсутствует путаница в правилах, дети легко разграничивают разные виды орфограмм. 3. Учиться становится интересно!
Желаем интересных и творческих уроков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."
Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. ...
Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы)
К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют результаты проверок диктантов и сочинений ЕГЭ...
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...
Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"
Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...
Использование алгоритмов при изучении орфографии
В данной работе представлен опыт использования алгоритмов во время изучения орфографии в 5-11 классах....
Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»
Цели: - повторить, закрепить и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...
- Мне нравится (13)