ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Планируемые результаты:
предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;
личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (цели, мотивы), что я могу (результаты);
регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);
коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_orfografiya.rar | 148.03 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс Урок 1
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Планируемые результаты:
предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;
личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (цели, мотивы), что я могу (результаты);
регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);
коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Оборудование, наглядность: раздаточные карточки со строчками из стихотворений С. Есенина.
Оформление записей на доске, в тетради, постановка целей урока.
Сценарий урока
I. Синтаксическая разминка.
Учитель. Чтобы правильно расставить знаки препинания, надо видеть структуру предложения.
Найдите правильные элементы характеристики предложения На улице темно:
а) повествовательное;
б) восклицательное;
в) простое;
г) двусоставное;
д) безличное;
е) распространенное;
ж) полное;
з) с составным глагольным сказуемым;
и) осложнено обособленным обстоятельством.
Правильный ответ: а, в, д, е, ж.
Желательно озвучить правильный вариант синтаксической характеристики и сделать графический разбор по членам предложения. Можно предложить продолжить это предложение, поставив вместо точки запятую. Что изменится в характеристике предложения?
II. Проверка домашнего задания.
Лингвистический рассказ по с. 23–24 о правописании гласных в корнях слов.
III. Актуализация знаний.
Задание.
Учитель. Определите, что (какие синтаксические конструкции) необходимо разделить или выделить в этих отрывках? (Раздаточный материал на каждого ученика.) Знаки препинания не расставлены, поэтому самостоятельно расставьте знаки препинания, дайте устную характеристику 2-му, 5-му, 6-му предложениям, опираясь на справочный материал на страницах 275–278.
1. Обо всём этом: розовом тумане и рыжем жеребёнке, о синих небесах и берёзовой роще – рассказал в своих стихотворениях Сергей Есенин. (Разделить однородные члены предложения, соединенные попарно союзом, с обобщающим словом, стоящим в начале предложения, и с продолжением предложения.)
2. Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. (Выделить сравнительный оборот.)
3. Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу! (Выделить обращения.)
4. Надо мной звезда горит,
Но тускло светится в тумане. (Разделить однородные сказуемые.)
И мне широкий путь лежит,
Но он заросший весь в бурьяне.
5. Там, за рощей, по дороге раздаётся звон копыт. (Выделить уточняющее обстоятельство.)
6. Ах, постой на косогоре королевой у плетня! (Отделить междометие.)
7. У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо: (выделить обстоятельство, выраженное деепричастием) «С добрым утром!» (Отделить прямую речь.)
8. Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцелённый навек,
Слушать песни дождей и черёмух… (Выделить вводное слово и причастный оборот.)
9. Не жаль мне лет, растраченных напрасно (выделить причастный оборот, стоящий после определяемого слова)
Не жаль души сиреневую цветь... (Выделить причастный оборот.)
10. Быть поэтом – значит петь раздолье... (Разделить подлежащее и сказуемое, выраженное инфинитивом.)
IV. Контроль и самоконтроль.
Диктант «Проверяю себя».
Задание: диктуется предложение, весь класс пишет, затем один ученик идёт писать его у доски, остальные продолжают писать второе предложение, которое потом у доски записывает следующий ученик; всё проверяется у доски и самостоятельно в тетрадях после записи всего текста. Возможно, последнее предложение будет без проверки, учитель проверяет качество проверки и грамотность написания последнего предложения.
Родившийся в семье крестьянина в селе Константиново, Сергей Есенин рано лишился родительского крова. Его мать, Татьяна, не выдержав вражды в доме мужа и не желая мириться с этим, ушла с трехлетним Сергеем к родителям. «Стихи начал слагать рано, – напишет позже Есенин в автобиографии. – Толчки давала бабушка, рассказывавшая сказки и певшая частушки. Стихи начал писать, подражая им». Омут розовых туманов, осеннее золото лип, рдяный мак заката, малиновое поле – всю эту поэтическую азбуку Есенин постигал в просини рязанского берёзового раздолья и в семье деда-книжника и бабушки-песенницы.
Домашнее задание: упражнения 36.
9 класс Урок 2
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Планируемые результаты:
предметные: умеют различать частицы НЕ-НИ, знают об их слитном и раздельном написании;
личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;
регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации;
познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);
коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Сценарий урока
Оформление доски к пункту I, работа в тетради, постановка целей урока.
I. Лингвистическая разминка.
1. Укажите номер столбика со всеми правильными ответами. Написание н-нн считается одной из самых «ошибочных» орфограмм, так как нужно помнить много морфемных, морфологических и словообразовательных сведений. Проверьте себя.
1 2 3 4 5
а) нежда..ый нн н нн н нн
б) краше..ый н н н нн н
в) безветре..ый нн нн нн н нн
г) серебря..ый нн н нн н н
д) получе..о н н н нн н
е) медле..о нн н нн н нн
Правильный вариант 5. Желательно записать правильные варианты написания тем ученикам, кто ошибся.
2. Найдите в первом задании слово, соответствующее схеме.
3. Найдите правильный вариант разбора слова: наградить незаслуженно.
(Правильный вариант – 1.)
Объяснить, почему именно этот вариант.
II. Проверка домашнего задания.
Упражнения 36.
III. Повторение правописаний н-нн в причастиях, прилагательных и наречиях.
Выписать словосочетания с причастиями, прилагательными и наречиями. Объяснить правописание н и нн.
Один из разведчиков перевязывал простреленную руку, а его товарищ, раненный во вчерашнем бою, о чём-то сосредоточенно думал. Неожиданно командир, которого беспокоили путаные известия, полученные от высланных вперёд дозорных, приказал построиться, и разведчики мгновенно поднялись с земли. Струйка дыма от погашенного костра растаяла в воздухе, и, уложив на носилки раненых товарищей, бойцы, увешанные оружием, двинулись вперёд.
IV. Исследование языкового материала: орфографический анализ.
Орфографический разбор слова рассчитывая (обратить внимание, что нужен морфемный и словообразовательный разбор), провести аналогию со словом расчётный. Придумать и записать словосочетания с этими словами (желательно причастие и прилагательное, например: рассчитанный заранее, расчётный лист).
V. Актуализация знаний.
1. Учебник: с. 27 – работа в рубрике «Вспомните» самостоятельно.
2. Упражнение 43 записать, аргументировать запись.
3. Упражнение 44, задания 1, 2, 4.
Домашнее задание: упражнение 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."
Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе. ...
Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы)
К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют результаты проверок диктантов и сочинений ЕГЭ...
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...
Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"
Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...
Использование алгоритмов при изучении орфографии
В данной работе представлен опыт использования алгоритмов во время изучения орфографии в 5-11 классах....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.
Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....
предмет-образ при изучении орфографии
Как научить ребят писать грамотно, не путать правила, легко их запоминать и уметь применять на практике? Поможет в этом предмет-образ, связанный с определенной орфограммой....