ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Петренко Ольга Михайловна

Планируемые результаты:

предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;

личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (цели, мотивы), что я могу (результаты);

регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);

коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_orfografiya.rar148.03 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс                                                                Урок 1
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:

предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;

личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (цели, мотивы), что я могу (результаты);

регулятивные: составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);

коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Оборудование, наглядность: раздаточные карточки со строчками из стихотворений С. Есенина.

Оформление записей на доске, в тетради, постановка целей урока.

Сценарий урока

I. Синтаксическая разминка.

Учитель. Чтобы правильно расставить знаки препинания, надо видеть структуру предложения.

Найдите правильные элементы характеристики предложения На улице темно:

а) повествовательное;

б) восклицательное;

в) простое;

г) двусоставное;

д) безличное;

е) распространенное;

ж) полное;

з) с составным глагольным сказуемым;

и) осложнено обособленным обстоятельством.

Правильный ответ: а, в, д, е, ж.

Желательно озвучить правильный вариант синтаксической характеристики и сделать графический разбор по членам предложения. Можно предложить продолжить это предложение, поставив вместо точки запятую. Что изменится в характеристике предложения?

II. Проверка домашнего задания.

Лингвистический рассказ по с. 23–24 о правописании гласных в корнях слов.

III. Актуализация знаний.

Задание.

Учитель. Определите, что (какие синтаксические конструкции) необходимо разделить или выделить в этих отрывках? (Раздаточный материал на каждого ученика.) Знаки препинания не расставлены, поэтому самостоятельно расставьте знаки препинания, дайте устную характеристику 2-му, 5-му, 6-му предложениям, опираясь на справочный материал на страницах 275–278.

1. Обо всём этом: розовом тумане и рыжем жеребёнке, о синих небесах и берёзовой роще – рассказал в своих стихотворениях Сергей Есенин. (Разделить однородные члены предложения, соединенные попарно союзом, с обобщающим словом, стоящим в начале предложения, и с продолжением предложения.)

2. Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. (Выделить сравнительный оборот.)

3. Сыпь ты, черёмуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу! (Выделить обращения.)

4. Надо мной звезда горит,

   Но тускло светится в тумане. (Разделить однородные сказуемые.)

   И мне широкий путь лежит,

   Но он заросший весь в бурьяне.

5. Там, за рощей, по дороге раздаётся звон копыт. (Выделить уточняющее обстоятельство.)

6. Ах, постой на косогоре королевой у плетня! (Отделить междометие.)

7. У плетня заросшая крапива

    Обрядилась ярким перламутром

    И, качаясь, шепчет шаловливо: (выделить обстоятельство, выраженное деепричастием) «С    добрым утром!» (Отделить прямую речь.)

8. Может, завтра совсем по-другому

    Я уйду, исцелённый навек,

   Слушать песни дождей и черёмух… (Выделить вводное слово и причастный оборот.)

9. Не жаль мне лет, растраченных напрасно (выделить причастный оборот, стоящий после определяемого слова)

   Не жаль души сиреневую цветь... (Выделить причастный оборот.)

10. Быть поэтом – значит петь раздолье... (Разделить подлежащее и сказуемое, выраженное инфинитивом.)

IV. Контроль и самоконтроль.

Диктант «Проверяю себя».

Задание: диктуется предложение, весь класс пишет, затем один ученик идёт писать его у доски, остальные продолжают писать второе предложение, которое потом у доски записывает следующий ученик; всё проверяется у доски и самостоятельно в тетрадях после записи всего текста. Возможно, последнее предложение будет без проверки, учитель проверяет качество проверки и грамотность написания последнего предложения.

Родившийся в семье крестьянина в селе Константиново, Сергей Есенин рано лишился родительского крова. Его мать, Татьяна, не выдержав вражды в доме мужа и не желая мириться с этим, ушла с трехлетним Сергеем к родителям. «Стихи начал слагать рано, – напишет позже Есенин в автобиографии. – Толчки давала бабушка, рассказывавшая сказки и певшая частушки. Стихи начал писать, подражая им». Омут розовых туманов, осеннее золото лип, рдяный мак заката, малиновое поле – всю эту поэтическую азбуку Есенин постигал в просини рязанского берёзового раздолья и в семье деда-книжника и бабушки-песенницы.

Домашнее задание: упражнения 36.

9 класс                                                    Урок 2
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:

предметные: умеют различать частицы НЕ-НИ, знают об их слитном и раздельном написании;

личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;

регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации;

познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям);

коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Сценарий урока

Оформление доски к пункту I, работа в тетради, постановка целей урока.

I. Лингвистическая разминка.

1. Укажите номер столбика со всеми правильными ответами. Написание н-нн считается одной из самых «ошибочных» орфограмм, так как нужно помнить много морфемных, морфологических и словообразовательных сведений. Проверьте себя.

         1        2         3        4        5

а) нежда..ый        нн        н        нн        н         нн

б) краше..ый         н        н        н        нн        н

в) безветре..ый        нн        нн        нн        н        нн

г) серебря..ый        нн        н        нн        н        н

д) получе..о        н        н        н        нн        н

е) медле..о        нн        н        нн        н        нн

Правильный вариант 5. Желательно записать правильные варианты написания тем ученикам, кто ошибся.

2. Найдите в первом задании слово, соответствующее схеме.

3. Найдите правильный вариант разбора слова: наградить незаслуженно.

(Правильный вариант – 1.)

Объяснить, почему именно этот вариант.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнения  36.

III. Повторение правописаний н-нн в причастиях, прилагательных и наречиях.

Выписать словосочетания с причастиями, прилагательными и наречиями. Объяснить правописание н и нн.

Один из разведчиков перевязывал простреленную руку, а его товарищ, раненный во вчерашнем бою, о чём-то сосредоточенно думал. Неожиданно командир, которого беспокоили путаные известия, полученные от высланных вперёд дозорных, приказал построиться, и разведчики мгновенно поднялись с земли. Струйка дыма от погашенного костра растаяла в воздухе, и, уложив на носилки раненых товарищей, бойцы, увешанные оружием, двинулись вперёд.

IV. Исследование языкового материала: орфографический анализ.

Орфографический разбор слова рассчитывая (обратить внимание, что нужен морфемный и словообразовательный разбор), провести аналогию со словом расчётный. Придумать и записать словосочетания с этими словами (желательно причастие и прилагательное, например: рассчитанный заранее, расчётный лист).

V. Актуализация знаний.

1. Учебник: с. 27 – работа в рубрике «Вспомните» самостоятельно.

2. Упражнение 43 записать, аргументировать запись.

3. Упражнение 44, задания 1, 2, 4.

Домашнее задание: упражнение 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении орфографии. 6 - 7 классы."

      Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остаётся основной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в школе.     ...

Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы)

К концу школьного обучения орфографические умения  не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют  результаты проверок диктантов и сочинений     ЕГЭ...

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...

Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"

Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...

Использование алгоритмов при изучении орфографии

В данной работе представлен опыт использования алгоритмов во время изучения орфографии в 5-11 классах....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.

Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....

предмет-образ при изучении орфографии

Как научить ребят писать грамотно, не путать правила, легко их запоминать и уметь применять на практике? Поможет в этом предмет-образ, связанный с определенной орфограммой....