Актуальные подходы к изучению орфографии и пунктуации в основной школе
материал по русскому языку

(модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку) на тему «Проект учебного занятия по русскому языку по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи» группа 11346 (02.11.2020 - 07.11.2020)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

 профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа

по курсу  

«Актуальные подходы к изучению орфографии и пунктуации
в основной школе»

(модуль вариативной части повышения квалификации

по именному образовательному чеку)

на тему «Проект учебного занятия по русскому языку по теме

 « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»

группа 11346

(02.11.2020 - 07.11.2020)

                                                               Выполнила: Инкина Мария Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

                                                                              ГБОУ ООШ с.МалыйТолкай

                                                   Похвистневского района Самарской области

Самара 2020

Описание педагогической ситуации.

Тема «Правописание частицы НЕ с разными частями речи», по моему мнению, одна из труднейших тем в курсе русского языка, и сложность её освоения вызывается рядом объективных причин. Это, в первую очередь, обилие правил, «рассыпанность» их по всему курсу, что неизбежно приводит к ухудшению сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. Когда, к примеру, сначала изучаем правописание НЕ с глаголами - мы счастливы: всё помнят наши ученики; трудности начинаются при встрече с орфограммами «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е». А когда начинаем изучать сложнейшее правило «НЕ с причастиями», у многих школьников возникает ощущение, что в голове каша: что помнили – вдруг забывают – а новый материал никак не желает запоминаться. На тот же признак и накладывается новая информация в виде сложных громоздких правил. Изучаемый материал сходен с уже изученным, а сформированный навык затрудняет формирование нового.

 Другой причиной  считаю недостаточное количество учебного времени, отведенного на изучение этой темы (работаю по программе М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской), что ведет к её слабому усвоению. Каков же выход из данной ситуации?

Возникает необходимость поиска системы овладения практической грамотностью по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи», которая  позволяет изучить, повторить, систематизировать и обобщить полученные знания, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, а также более эффективно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

       Начиная с 5 класса,  мои ученики ведут тетради-справочники, в которые записывают таблицы, алгоритмы, рифмованные правила, исключения. Данная деятельность  создаёт дополнительную мотивацию для усвоения теоретического материала и способствует его более надёжному запоминанию.  Сразу, на  первой стадии знакомства, предлагаю  ученикам рассмотреть  орфографическое  правило в обобщенном виде (в виде таблицы) с целью представить правописание НЕ с разными частями речи в системе.

«НЕ с разными частями речи»

Определи часть речи!

Глагол.

Деепричастие.

Существительное. Прилагательное. Наречие на О-Е.

Причастие

Отрицательные и неопределённые местоимения.

Отрицательные наречия.

Раздельно

Раздельно!

не работать

не работая

есть противопоставление с союзом а

не правда, а ложь

не прочитанная, а просмотренная книга

есть предлог

ни у кого

есть «слова- магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

далеко не глупый

есть зависимое слово

не убранное осенью поле

краткое

страдательное

причастие

работа не выполнена

Слитно

слово не употребляется без НЕ

ненавидеть, ненавидя ненавистно ненависть  ненавистный ненавидящий

нет предлога

никого

Всегда слитно!

никогда

можно подобрать синоним

сказал неправду (ложь)

 

 Ученики знакомятся с обобщенным правилом. А по каждому пункту таблицы навык отрабатывается постепенно, следуя за учебником. И из класса в класс таблица заполняется не только постепенно, но и обдуманно, осознанно.

Приведу пример практического занятия с учениками 7 класса. 

Тема:  Правописание не с разными частями речи

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок – практикум)

Цели урока:

  1. Систематизировать знания о написании не с разными частями речи
  2. Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи
  3. Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения

Оборудование: схема-алгоритм, таблица «Правописание не с разными частями речи»

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Ход урока

  1. Определение темы урока и постановка целей

Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока

А.  (Не)годовать,  (не)доумевающий,  (не)ряха, (не)взначай, (не)настный

Б.  (не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно  (не)встречавшийся  товарищ.

- Да, сегодня  мы  будем  повторять тему «Правописание  не  с  разными  частями  речи»

- Внимательно  посмотрите  ещё  раз  первую  запись  (строчку  А  на  доске).  Что  объединяет  слова  этой  группы?  Каков  будет  первый  шаг?  (Ответы)

- Давайте  определим  второй  шаг. (см. на доске  строчку  В)

II. Повторение  теоретического  материала,  отработка  правил  и  алгоритма  действия.

Алгоритм  определения  слитного  или  раздельного  написания  не  с  различными  частями  речи

Работаем  с  таблицей, выбрав нужную  колонку  (часть речи).

-  Мы  с  вами  повторим  правила,  без  которых  невозможно  грамотно  писать.

Сейчас  предлагаю  вам  самим  написать  параграф  учебника. Для  этого  разделимся  на  3  группы  (в  каждой  группе  ученики  разных  уровней):  У-3, У-2, У-1.   Каждая  группа  получает  конверт  с  заданием.

Дифференцированные  задания  (по  уровням)  для  работы  в  группах:

Задание 1 (Уровень У-2): переставьте  предложения  так, чтобы  получился  связанный  текст. Раскройте  скобки.

  1. К  нему  нужно  подойти  вплотную  и  наклониться.
  2. (Не)словами, а  молчанием,  добрым  взглядом,  улыбкой  лучше  всего  раскрывается  такой  человек.
  3. Благоухание  ландыша  (не)слышишь  за  сто  шагов.
  4. Есть  и  люди,  которых  нельзя  понять,  (не)приблизившись  к  ним,  (не)увидев  их  в  кругу  друзей  или  даже  наедине.

-  Сформулируйте  основную  мысль  текста.  Согласны  ли  вы  с  предложенной  формулировкой?

Задание 2 (У-1):  Спишите  текст  и  разделите  его  на  три  абзаца.  Озаглавьте  текст.  Раскройте  скобки  и  укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  слово.

В пустыне  всё  (не)привычно  и  (не)понятно.  Реки, которые  никуда  (не)впадают.  Промывные  дожди,  которые  высыхают,  (не)долетая  до  земли.  Родники,  вода  которых  (не)утоляет,  а  разжигает  жажду.  Даже  хорошей  погодой  здесь  называют  (не)солнечную  и  сухую,  а  пасмурную  и  дождливую.

Задание 3 (У-1):  Допишите  пословицу,  вставляя  слова  с  не.  Укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  вставленное  слово.  В  случае  затруднения  см.  подсказку.

Кукушка  (не) ястреб, а……..

Ленивому  всегда………..

Книга  в  счастье  украшает,  а  в  ………..  утешает.

Отважный   (не) боится  ………

Стойкий  боец  для  врага  ………

Где   ……..  потеряет,  там  смелый  найдет.

Подсказка:  (не) приступен,  (не) смелый, (не) уч, (не) удачи, (не)когда, (не) счастье.

Задание 4 (У-1):  Спишите  пословицы,  находя  в  правом  столбике  верное  продолжение.  Укажите,  к  какой  части  речи  принадлежит  слово  с  не

  1. (Не) сиди  сложа  руки,
  2. (Не) поворчав,
  3. Кто  чужой  радости  (не) рад,
  4. (Не) бравшись  за  топор,
  5. Лодырю  всегда

избы  (не) срубишь.

так  (не) будет  и  скуки

(не) здоровится

кошка  куска  (не) съест

тот  сам  себе  враг

Задание 5 (У-3):  перестройте  словосочетания  таким  образом,  чтобы  не  писалось  раздельно.  Укажите,  к  какой  части  речи  относится  слово  с  не.

Ненужные  сейчас  учебники

Неизвестный  нам  автор

Незнакомый зрителям  актёр

Очень  неудачная  поездка

Задание 6 (У-3): составьте  несколько  тестов,  предложив  разные  варианты  ответов, один  из  которых  должен  быть  правильным.

  1. Не  пишется  раздельно (сформулируйте  часть правила):  а), б), в), г)
  2. Не  пишется  слитно  (сформулируйте  часть  правила):  а), б), в), г)
  3. В  каком  из  четырёх  слов  допущена  ошибка  в  написании  не:  

          а), б), в), г)

Задание 7 (У-3):  следующие  предложения  перестройте  так,  чтобы  в  них  были  деепричастные  обороты:

  1. Он  слушал  меня  и  не  отвечал  на  мои  вопросы.
  2. Дождь  прошёл  стороной  и  даже  не  замочил  дорожной  пыли.
  3. Мы  читали  статью  в  газете  и  откровенно  недоумевали.
  4. Мальчик  делал доклад  и  не  заглядывал  в  свои  записи.

Задание  8  (У-2). Выполните  тест:

  1. Не  пишется  слитно  во  всех  словосочетаниях  ряда.

а)  Говорил  (не) раз,  давно  (не) хоженая  тропинка.

б)  (Не) пролитые  слёзы,  (не) достойное  человека  поведение

в) Поведение, (не) достойное  солдата;   (не) выполненное  мною  задание.

     2.  Не  пишется  раздельно  во  всех  словосочетаниях  ряда:

а)  Ничуть  (не) интересен,  весьма  (не)  глупый  мальчик

б)  Травы  (не) кошены,  дом (не) кирпичный

в) Ветер (не) холодный, но сильный;   задание  (не) выполнено.

Задание  9 (У-2):  прочитайте  предложения. Найдите  «лишнее».

  1. (Не) вежда  (не)навидит  учение.
  2. (Не) ряшливый  человек  смешон.
  3. (Не)льзя  объять  (не)объятное.
  4. (Не)годующий  человек  часто  совершает  (не)предсказуемые  действия.

IV.    Подведение  итогов  урока,  выставляются  отметки  учащимся.

Заключение.

Представленный опыт работы помогает устранить пробелы в знаниях по данной теме, лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

Кроме того тема «НЕ с разными частями речи» помогает систематизировать грамматические и правописные знания и умения в речевом аспекте, развивать речь и обогащать лексический запас, овладевать необходимой языковой эрудицией, благодаря использованию разнообразных языковых средств, ведь данная тема тесно связана с другими: «Морфология», «Пунктуация», «Лексика». Всё это также способствует лучшей подготовке к ЕГЭ и ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы)

К концу школьного обучения орфографические умения  не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют  результаты проверок диктантов и сочинений     ЕГЭ...

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...

Компетентностный подход в изучении русского языка в основной школе

Воспитание комтентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе...

Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"

Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...

Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов

Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....