Актуальные подходы к изучению орфографии и пунктуации в основной школе
материал по русскому языку
(модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку) на тему «Проект учебного занятия по русскому языку по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи» группа 11346 (02.11.2020 - 07.11.2020)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая работа
по курсу
«Актуальные подходы к изучению орфографии и пунктуации
в основной школе»
(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)
на тему «Проект учебного занятия по русскому языку по теме
« Правописание частицы НЕ с разными частями речи»
группа 11346
(02.11.2020 - 07.11.2020)
Выполнила: Инкина Мария Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с.МалыйТолкай
Похвистневского района Самарской области
Самара 2020
Описание педагогической ситуации.
Тема «Правописание частицы НЕ с разными частями речи», по моему мнению, одна из труднейших тем в курсе русского языка, и сложность её освоения вызывается рядом объективных причин. Это, в первую очередь, обилие правил, «рассыпанность» их по всему курсу, что неизбежно приводит к ухудшению сохранения запоминаемого материала в результате наложения нового, сходного с ним. Когда, к примеру, сначала изучаем правописание НЕ с глаголами - мы счастливы: всё помнят наши ученики; трудности начинаются при встрече с орфограммами «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е». А когда начинаем изучать сложнейшее правило «НЕ с причастиями», у многих школьников возникает ощущение, что в голове каша: что помнили – вдруг забывают – а новый материал никак не желает запоминаться. На тот же признак и накладывается новая информация в виде сложных громоздких правил. Изучаемый материал сходен с уже изученным, а сформированный навык затрудняет формирование нового.
Другой причиной считаю недостаточное количество учебного времени, отведенного на изучение этой темы (работаю по программе М. Т. Баранова и Т. А. Ладыженской), что ведет к её слабому усвоению. Каков же выход из данной ситуации?
Возникает необходимость поиска системы овладения практической грамотностью по теме «Правописание частицы НЕ с разными частями речи», которая позволяет изучить, повторить, систематизировать и обобщить полученные знания, сформировать устойчивые навыки грамотного письма, а также более эффективно подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Начиная с 5 класса, мои ученики ведут тетради-справочники, в которые записывают таблицы, алгоритмы, рифмованные правила, исключения. Данная деятельность создаёт дополнительную мотивацию для усвоения теоретического материала и способствует его более надёжному запоминанию. Сразу, на первой стадии знакомства, предлагаю ученикам рассмотреть орфографическое правило в обобщенном виде (в виде таблицы) с целью представить правописание НЕ с разными частями речи в системе.
«НЕ с разными частями речи»
Определи часть речи!
Глагол. Деепричастие. | Существительное. Прилагательное. Наречие на О-Е. | Причастие | Отрицательные и неопределённые местоимения. | Отрицательные наречия. | |
Раздельно | Раздельно! не работать не работая | есть противопоставление с союзом а не правда, а ложь не прочитанная, а просмотренная книга | есть предлог ни у кого | ||
есть «слова- магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не далеко не глупый | есть зависимое слово не убранное осенью поле | ||||
краткое страдательное причастие работа не выполнена | |||||
Слитно | слово не употребляется без НЕ ненавидеть, ненавидя ненавистно ненависть ненавистный ненавидящий | нет предлога никого | Всегда слитно! никогда | ||
можно подобрать синоним сказал неправду (ложь) |
|
Ученики знакомятся с обобщенным правилом. А по каждому пункту таблицы навык отрабатывается постепенно, следуя за учебником. И из класса в класс таблица заполняется не только постепенно, но и обдуманно, осознанно.
Приведу пример практического занятия с учениками 7 класса.
Тема: Правописание не с разными частями речи
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний (урок – практикум)
Цели урока:
- Систематизировать знания о написании не с разными частями речи
- Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи
- Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения
Оборудование: схема-алгоритм, таблица «Правописание не с разными частями речи»
Прогнозируемый результат:
Учащиеся должны знать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.
Ход урока
- Определение темы урока и постановка целей
Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока
А. (Не)годовать, (не)доумевающий, (не)ряха, (не)взначай, (не)настный
Б. (не)торопливо, (не)написано, (не)открытый, давно (не)встречавшийся товарищ.
- Да, сегодня мы будем повторять тему «Правописание не с разными частями речи»
- Внимательно посмотрите ещё раз первую запись (строчку А на доске). Что объединяет слова этой группы? Каков будет первый шаг? (Ответы)
- Давайте определим второй шаг. (см. на доске строчку В)
II. Повторение теоретического материала, отработка правил и алгоритма действия.
Алгоритм определения слитного или раздельного написания не с различными частями речи
Работаем с таблицей, выбрав нужную колонку (часть речи).
- Мы с вами повторим правила, без которых невозможно грамотно писать.
Сейчас предлагаю вам самим написать параграф учебника. Для этого разделимся на 3 группы (в каждой группе ученики разных уровней): У-3, У-2, У-1. Каждая группа получает конверт с заданием.
Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах:
Задание 1 (Уровень У-2): переставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Раскройте скобки.
- К нему нужно подойти вплотную и наклониться.
- (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.
- Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.
- Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине.
- Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?
Задание 2 (У-1): Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст. Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.
В пустыне всё (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не)впадают. Промывные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую.
Задание 3 (У-1): Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.
Кукушка (не) ястреб, а……..
Ленивому всегда………..
Книга в счастье украшает, а в ……….. утешает.
Отважный (не) боится ………
Стойкий боец для врага ………
Где …….. потеряет, там смелый найдет.
Подсказка: (не) приступен, (не) смелый, (не) уч, (не) удачи, (не)когда, (не) счастье.
Задание 4 (У-1): Спишите пословицы, находя в правом столбике верное продолжение. Укажите, к какой части речи принадлежит слово с не
| избы (не) срубишь. так (не) будет и скуки (не) здоровится кошка куска (не) съест тот сам себе враг |
Задание 5 (У-3): перестройте словосочетания таким образом, чтобы не писалось раздельно. Укажите, к какой части речи относится слово с не.
Ненужные сейчас учебники
Неизвестный нам автор
Незнакомый зрителям актёр
Очень неудачная поездка
Задание 6 (У-3): составьте несколько тестов, предложив разные варианты ответов, один из которых должен быть правильным.
- Не пишется раздельно (сформулируйте часть правила): а), б), в), г)
- Не пишется слитно (сформулируйте часть правила): а), б), в), г)
- В каком из четырёх слов допущена ошибка в написании не:
а), б), в), г)
Задание 7 (У-3): следующие предложения перестройте так, чтобы в них были деепричастные обороты:
- Он слушал меня и не отвечал на мои вопросы.
- Дождь прошёл стороной и даже не замочил дорожной пыли.
- Мы читали статью в газете и откровенно недоумевали.
- Мальчик делал доклад и не заглядывал в свои записи.
Задание 8 (У-2). Выполните тест:
- Не пишется слитно во всех словосочетаниях ряда.
а) Говорил (не) раз, давно (не) хоженая тропинка.
б) (Не) пролитые слёзы, (не) достойное человека поведение
в) Поведение, (не) достойное солдата; (не) выполненное мною задание.
2. Не пишется раздельно во всех словосочетаниях ряда:
а) Ничуть (не) интересен, весьма (не) глупый мальчик
б) Травы (не) кошены, дом (не) кирпичный
в) Ветер (не) холодный, но сильный; задание (не) выполнено.
Задание 9 (У-2): прочитайте предложения. Найдите «лишнее».
- (Не) вежда (не)навидит учение.
- (Не) ряшливый человек смешон.
- (Не)льзя объять (не)объятное.
- (Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.
IV. Подведение итогов урока, выставляются отметки учащимся.
Заключение.
Представленный опыт работы помогает устранить пробелы в знаниях по данной теме, лучше подготовиться к государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
Кроме того тема «НЕ с разными частями речи» помогает систематизировать грамматические и правописные знания и умения в речевом аспекте, развивать речь и обогащать лексический запас, овладевать необходимой языковой эрудицией, благодаря использованию разнообразных языковых средств, ведь данная тема тесно связана с другими: «Морфология», «Пунктуация», «Лексика». Всё это также способствует лучшей подготовке к ЕГЭ и ГИА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход в изучении орфографии в 5-7 классах.(Из опыта работы)
К концу школьного обучения орфографические умения не переходят в навыки грамотного письма, о чем свидетельствуют результаты проверок диктантов и сочинений ЕГЭ...
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ
Планируемые результаты:предметные: повторяют правописание гласных в корнях слов, пунктуацию простого предложения;личностные: анализируя тексты, написанные С. Есениным, учатся объяснять самому себе, чт...
Компетентностный подход в изучении русского языка в основной школе
Воспитание комтентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в школе...
РУССКИЙ ЯЗЫК СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО ОРФОГРАФИИ для учащихся основной школы (орфограммы школьного курса)
словарные диктанты для учащихся 5-9 классов...
Программа спецкурса по русскому языку "Углубленное изучение орфографии и пунктуации"
Программа данного курса предназначена для обучающихся 9-го класса и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Изучаемый курс рассчитан на 20 часов в 1-ом полугодии и на 20 часов во 2-ом полу...
Программа учебного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации» Основное общее образование 8 класс 35 часов
Программа построена на системно-деятельностном подходе с использованием регулятивных действий, направленных на самостоятельное обучение и мотивацию ученика. За основу взята методология Гальперина П.Я....