4 ур. 5 кл .русс яз. Тема: Повторение изученного в начальных классах. Орфография. Правописание разделительных ь и ъ знаков.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Файзуллина Зиля Рафиковна

Урок по учебнику Т.А.Ладыженской и др., 2019 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_urok_razdel_.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 ур. 5 кл .русс яз. Тема: Повторение изученного в начальных классах. Орфография. Правописание разделительных ь и ъ знаков.

Цель: актуализировать и восстановить знания о правописании разделительных Ъ и Ь, отработать умения правильно писать слова.

Тип урока: систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты:

--  предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

знать правило употребления разделительных Ъ и Ь;

-- уметь находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать Ь разделительный и Ь как показатель мягкости согласного, правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь.

 Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: наблюдения над языком, составление интеллект-карт, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, интеллект-карты.

Наглядно-демонстрационный материал: мультмедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия: морфема, морфемный разбор, приставка

Ход урока

  1. Оргмомент. «Эмоциональное вхождение в урок»

Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопросы, создадим образовательный продукт - интеллект-карту. Затем потренируем мозги — выполним очень интересные упражнения. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

-  Определим свое настроение:   поднимите руки,  у кого настроение

 

Отличное

Хорошее

Не совсем готовы

- Итак, настраиваемся на работу.

III.    Актуализация знаний

1. Название каких букв состоят из 2-х слов, одно из которых звучит одинаково?

(Ъ и Ь)

  1.  Как бы вы назвали тему нашего урока?

(Разделительные Ъ и Ь)

  1.  Какая цель нашего урока?

(Повторить знания правописания Ъ и Ь; отработать умение правильно писать слова)

  1. Инсценирование сценки П. Матвиенко  «Мягкий Знак и Твёрдый Знак»

             — Не чересчур ли ты добряк? —

             Так Знаку Мягкому промолвил Твердый  Знак. --


             Слова и буквы ты всегда смягчить   стремишься.
            Нет, в алфавит ты не годишься!


            --  Кто б говорил, но ты б уж помолчал! --


              Знак Мягкий  Твердому на это отвечал. --


             Ты тверд и груб,
             Как суковатый дуб.
             Давным-давно пора, как букву Ять,
            Тебя из азбуки изъять...


            -- Друзья! Наш разговор  —  никчемные слова, —


            Услышав этот спор, сказала буква А. --


           Вы оба хороши, достойны оба чести,
           Когда стоите в нужном месте.

-- Посмотрите сценку и скажите, что общего у этих букв?

-- В чем их различие?

  1. «Открытие нового»

    1.   «Понаблюдайте»: с. 28 учебника (таблица)

                -- Прочитайте вслух

                -- Какие знаки «превращают» набор букв  в слова?

                -- В чем разница в их произношении?

  1. Чтение теоретического материала с. 28, орфограмма № 6
  2. Составление  интеллект-карты:

-- В какой морфеме (части слова) находится Ъ?

        -- Ь?

        -- Перед какими буквами будем писать Ъ?

        -- Ь?

         -- Сколько частей будет в нашей интеллект-карте?

  1. Закрепление
  1. Игра «Где Ъ и Ь»

Съездим   Вьюга
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Льется

Объединение
Овечьи
Изъявить

  1. Распределительный диктант

Разделительный Ъ

Разделительный Ь.

подъехать

вьюга

съёмка

льётся

разъяснить

бульон

предъюбилейный

муравьи

объявить

бурьян

барьер

воробьи

-- Назовите имя прилагательное?    (предъюбилейный)

  1. Творческое списывание  (См. Слайд № 8 и 9)

раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода,
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода,
большой об_ём,
раз_увериться во всём,
с_узить юбку,
под_езд к дому,
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях,
сер_ёзная опасность.

  1. «Решение ситуационных задач»

        Упр. № 54, с. 28 (устно)

  1. Физкультминутка

- Напишите глазами буквы Ъ и Ь

- Быстро поморгали

- Потрите ладошку о ладошку

  1. Самостоятельное творческое использование сформулированных умений и навыков
  1. Игра «Доскажите словечко»

Объявление

Вьюга

Объедки

Жилье

Подъехал

Ручьи

Подъемный

Вьет

- Посмотрите на слова и запомните.

- Запишите правильно как можно больше.

- Придумайте предложение с одним из этих слов, но само слово не называйте.

Например,

На доске написано … (объявление)

Собаке отнесли …. (объедки) с нашего стола

Мы долго блуждали и наконец увидели… (жилье)

К остановке  автобус ….  (подъехал)

Весной везде разливались … (ручьи)

На 10 этаж кирпич поднимает кран…  (подъемный)

Девочки …  (вьют) венки из ромашек.

  1. Сообщение «Это интересно! Из истории языка»

 Буква “ер” - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.

Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

  1. Обобщение усвоенного материала
  1. «Повторяем с контролем»

-- Составить вопрос по нашей теме.

-- Задать его товарищу.

  1. Самостоятельная работа

      -- Записать только слова, в которых есть разделительные Ъ и Ь

(Слайд № 11)

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.  

  1. Домашняя работа

-- Выучить интеллект-карту или орф. № 6, с.28;

-- упр. № 58

  1. Рефлексия. «Продолжи фразу»

-- Мне было интересно…

    -- Мне было трудно ….

    -- Мы сегодня разобрались в ….

    -- Завтра я хочу на уроке ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме:"Повторение изученного в начальных классах".

Данное тестирование поможет учителю проверить , как  пятиклассниками усвоен изученный материал по русскому языку в начальных классах....

Тестирование по теме:"Повторение изученного в начальных классах".

Данное тестирование поможет учителю проверить, как пятиклассниками усвоен материал начальных классов по русскому языку....

Урок по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах" в 5 классе

Урок по ФГОС в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах"...

Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"

Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....

Урок–соревнование по русскому языку Письмо. Орфография. Повторение изученного в начальных классах.

Цели урока:1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме урока.2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.3. Способствовать...

Повторение изученного в 5 классе. Орфография и пунктуация

В конце учебного года предлагается матрериал для закрепления пройденного....

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...