Формирование функциональной грамотности обучающихся
статья по русскому языку

Симакова Марина Петровна

Стремительно изменяющаяся окружающая действительность требует оперативных изменений и в системе образования. В условиях реализации новых стандартов третьего поколения полностью изменяется построение урока: обучающиеся, с самых первых дней в школе, получают возможность самостоятельно находить проблемы, ставить цели и задачи по преодолению найденных проблем, таким образом, становясь активными участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности обучающихся

в условиях реализации ФГОС

Стремительно изменяющаяся окружающая действительность требует оперативных изменений и в системе образования. В условиях реализации новых стандартов третьего поколения полностью изменяется построение урока: обучающиеся, с самых первых дней в школе, получают возможность самостоятельно находить проблемы, ставить цели и задачи по преодолению найденных проблем, таким образом, становясь активными участниками образовательного процесса.

Задача по формированию и развитию функциональной грамотности школьников является основной задачей действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

– изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;

– характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса — сотрудничество, деятельностный подход;

– доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;

– характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).

В стандарте третьего поколения очень большое внимание уделяется умению работать с текстом, так как это – одна из основ успешного обучения. Например, прием «Задай вопрос», целью которого является формирование умения самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту. Учитель создаёт ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал.

Прием «Составь задание». Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Это может быть учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. Такие задания можно задать на дом. Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание. Это осмысление текста, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом. Ученики могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.

 Прием «толстых» и «тонких» вопросов. Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте, овладение приёмом постановки вопросов к тексту и составления плана. Этот прием может быть использован на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Что? Кто? Когда? Как зовут ...? Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Предположите, что будет, если ...?

 Прием «Верные и неверные утверждения». Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Перед началом уроков по какой-либо теме могут быть предложены высказывания: Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Лови ошибку». Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Приём «Восстанови текст». Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

 Таким образом, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию  для максимальной самореализации и полезного участия в жизни выступает приоритетной для современного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

«Формирование функциональной грамотности обучающихся»

Как развить навыки функциональной грамотности     Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам....

Роль математического образования в формировании функциональной грамотности обучающихся

В настоящее время вопрос развития уровня функциональной грамотности наравне с повышением качества образования занимает одно из главных мест в образовательном процессе. Научить молодое поколение ...