«Формирование функциональной грамотности обучающихся»
статья
Как развить навыки функциональной грамотности
Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka-_razvitie_fg.docx | 13.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность - необходимая компетенция педагога.
Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»., где прописано следующее:
«При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентоспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
Госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».
ФГОС прописано:
изменение образовательной парадигмы -компетентностный подход;
характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса - сотрудничество, деятельностный подход;
доминирующий компонент организации образовательного процесса-практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
То есть владение функциональной грамотностью сегодня -это не просто норма, но и обязанность педагога.
Как развить навыки функциональной грамотности
Есть пять способов становления функциональной грамотности - они подходят не только школьникам, но и педагогам.
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций -своей, слушателя (читателя), автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.
5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...
«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...
Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла
В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...
Роль математического образования в формировании функциональной грамотности обучающихся
В настоящее время вопрос развития уровня функциональной грамотности наравне с повышением качества образования занимает одно из главных мест в образовательном процессе. Научить молодое поколение ...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...