Использование элементов блочно-модульной технологии при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Плешакова Светлана Викторовна

 В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на  основополагающих разделах лингвистики, изучаемых с 5-9 класс. Усложненные задания, разработанные ФИПИ, дают выпускникам возможность продемонстрировать уровень сформированности  речевых компетенций.

1 Синтаксический анализ (предложение)

2 Синтаксический анализ (словосочетание)

3 Пунктуационный анализ

4.Орфографический анализ

5.Анализ содержания текста

6.Анализ средств выразительности

7.Лексический анализ

Очевидным стало, что от 9-ков требуется не просто знание, как писать слово или ставить тот или иной знак препинания, но главным образом  умение  дифференцировать изученное, оценивать ситуацию, выбирать из освоенной системы правил нужное для поиска ответа, обращаться к собственным языковым ресурсам.

Так, традиционный  знаниевый подход, предполагающий найти ответ на предсказуемое задание, становится неактуальным. 

 Современные государственные стандарты образования, требующие  достижения нового качества лингвистической грамотности, компетентностного подхода,  диктуют участникам образовательного процесса искать эффективные пути освоения родного языка.

 Такой заказ общества позволяет педагогу применять разные технологии для получения высоких результатов, искать свою парадигму (теоретическую модель) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. Для решения этой проблемы  в своей педагогической практике использую блочно-модульную технологию.  :

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno-modulnaya_tehnologiya.docx208.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов блочно-модульной технологии  при подготовке к  тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»

 В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на  основополагающих разделах лингвистики, изучаемых с 5-9 класс. Усложненные задания, разработанные ФИПИ, дают выпускникам возможность продемонстрировать уровень сформированности  речевых компетенций.

1 Синтаксический анализ (предложение)

2 Синтаксический анализ (словосочетание)

3 Пунктуационный анализ

4.Орфографический анализ

5.Анализ содержания текста

6.Анализ средств выразительности

7.Лексический анализ

Очевидным стало, что от 9-ков требуется не просто знание, как писать слово или ставить тот или иной знак препинания, но главным образом  умение  дифференцировать изученное, оценивать ситуацию, выбирать из освоенной системы правил нужное для поиска ответа, обращаться к собственным языковым ресурсам.

Так, традиционный  знаниевый подход, предполагающий найти ответ на предсказуемое задание, становится неактуальным. 

 Современные государственные стандарты образования, требующие  достижения нового качества лингвистической грамотности, компетентностного подхода,  диктуют участникам образовательного процесса искать эффективные пути освоения родного языка.

 Такой заказ общества позволяет педагогу применять разные технологии для получения высоких результатов, искать свою парадигму (теоретическую модель) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. Для решения этой проблемы  в своей педагогической практике использую блочно-модульную технологию.   Использование такого подхода позволяет решить комплекс задач, основные из которых:

1 Чёткое осознание  учеником области применения полученных знаний. Осмысление  имеющихся знаний, выстраивание самостоятельного образовательного маршрута.

2. Организация учеником самостоятельной работы; сформирование практических навыков анализа информации,  ее структурирования; подталкивает учеников к самообучению, самоорганизации. 

3.умение работать в сотрудничестве с другими учениками (совет, помощь, дискуссия) и учителем (консультация) для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;

4 Воспитание волевых деловых качеств личности: самостоятельности, организованности, ответственности.

БМТ, являясь интегративной технологией, базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие дает возможность   использовать весь арсенал методов и форм обучения, накопленных школьной практикой, позволяет  и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.  

Рассмотрим, это на примере блока «Синтаксис» (задание № 2,4 ОГЭ)

 Модули «Словосочетание» (модуль 1), «Грамматическая основа» (модуль 2),  «Простое предложение» (модуль 3), «Осложненное предложение» (модуль 4), «Сложное предложение» (модуль 5).Прошу обратить внимание, что модули даны по степени усложнения материала и предлагаются ученику для подготовки к экзамену именно в таком порядке.

Модуль «Грамматическая основа предложения» является важным, так как  мониторинг учащихся 5-9 классов за последние 3 года показывает

 

По каждому модулю созданы кейсы для учеников.Рассмотрим на примере кейса «Грамматическая основа»

Состав пакета модуля:

1.Теоретическая основа задания. Разрабатывается учителем в виде опорных схем, таблиц, рисунков-ассоциограмм (зрительных образов)  мнемонических рифмовок,(слуховых образов).Исходя из особенностей психического развития, ученик запоминает информацию так, как ему удобно.

Подлежащее- Лежащее в основе

Сказуемое- «сказано о подлежащем»

2. Пакет заданий, отмеченных разными уровнями сложности. Зеленый ( средний) и красный(повышенный) Тесты.

3.Материалы для самопроверки, взаимопроверки. (ответы)

4 Критерии оценивания (Оценочный лист)

5.Конструирование.Составление своих предложений по предложенным схеиаи.

6.Копилка находок или Банк идей (например, отличить сложное предложение от осложненного помогает  ассоциация «осложнения после болезни», то есть приобретение добавочного, второстепенного)

Работать с модулем можно индивидуально или в парах.

Всего блоков создано 7 по количеству заданий ОГЭ. Для ученика создается на год Бортовой журнал (хранится у учителя).Это показатель изучения блоков и модулей.

Модуль «Грамматическая основа»

Дата

Уровень

Оценка

Самостоятельно/консультативно

14.09.20

средний

4

Такой журнал помогает самому ученику понять, задания какого блока ему не удаются.

  Использование материалов модулей возможно не только в 9 классе. Так целесообразно использование заданий блока «Лексика» уже в 6 классе при изучении соответствующего раздела, блока «Словосочетание» в 8 классе в теме «Виды подчинительной связи в словосочетании». Блок «Осложненное предложение»  можно частично использовать при изучении тем «Причастный оборот» и «Деепричастный оборот» в 7 классе.

Материалы блока «Художественно-выразительные средства» могут пригодится уже в 5 классе. Понимая важность такой работы не только успешной сдачи ОГЭ, но и главным образом для речевого развития своих учеников, грамотный педагог найдет применение накопленному материалу и на уроках литературы.

Блок «Пунктуационный анализ»

Модули «Запятая», «Двоеточие», «Тире», «Кавычки», «Точка с запятой»

Блок «Орфографический анализ» целесообразно разбить по частям речи, поскольку многие правила изучаются в разделе «Морфология».Здесь же необходимы модули «Корень», «Приставка», «Суффикс» и «Окончание»

Блок «Анализ содержания текста» должен содержать модули «Тема текста», «Основная мысль текста», «Типы речи», «Осмысление текста». Все эти задания приведены в ежегодных ВПР и являются важным показателем речевой обученности учащихся.

Блок «.Анализ средств выразительности» должен содержать модули «Тропы» и «Синтаксические средства» Ученики уже с основной школы должны понимать образность родного языка на уровне разных языковых единиц: слова, словосочетания и предложения.

Умение различать эти уровни станет хорошей базой для подготовки к ЕГЭ(задание 26)

Блок «.Лексический анализ»

Проведенные исследования среди учащихся 9-х классов выявили низкую сформированность грамотно определять основу предложения

Модуль «Грамматическая основа» является одним из самых важных. Это фундамент предложения, его  «скелет», «остов». От умения правильно находить грамматическую основу будет зависеть пунктуация предложения.  

Сведения о грамматической основе предложения знакомы еще с начальной школы..  

1 уровень (5 класс)

Найди грамматическую основу

 

Сформированное умение определять главные члены предложения по грамматическим признакам. Знать  двусоставные предложения.

Подлежащее -только И.п (выражено именем существительным или  местоимением, личным или относительным)

Сказуемое (сказывает, рассказывает) о подлежащем- только глагол

подлежащим может быть слово или группа слов, которые отвечают на вопрос  к т о?  или  ч т о? и связаны со сказуемым по смыслу и грамматически.

Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

 

Лето сменяет осень

Сказки Пушкина читают все

Старый мостик смыли потоки дождя

Но кто там в колодце так громко смеется? (Д. Чиарди.)

Три часа у проруби три вороны пробыли. (В. Фетисов.)

Скинуло кафтан зеленый лето. (Д. Кедрин

1 уровень (5-6 класс)

Найди грамматическую основу

 Хороши зимы в России!

Подлежащее -только И.п (выражено именем существительным или личным местоимением)

Новые формы выражения сказуемого:

-Краткое прилагательное

- Имя существительное в И.п

-Полное прилагательное

 Чтение — вот лучшее учение. (А. Пушкин.)

Хорошая книга — просто праздник. (М. Горький.)

 Сегодня погода солнечная

Леса здесь сплошь хвойные

2 уровень (8 класс)

Найди грамматическую основу

Рассвет

 Знать односоставные и двусоставные предложения.

Углубление знаний об односоставных предложениях С главным членом подлежащим (назывные предложения) или сказуемым (о-л, неопр-д, безл.)

 

Люблю весну

Пойдем гулять!

В стихах пишут о любви

Цыплят по осени считают

Рассвело

Мне нездоровилось

 

3 уровень (8-9 класс)

 

Найди грамматическую основу

Большинство больших кошек ест лежа

 Подлежащее выражено группой слов большинство..

 Односоставные и двусоставные предложения в составе сложного.

Способы выражения сказуемого относительным местоимением, выполняющим роль союзного слова в сложноподчиненном предложении.

 

Существует несколько подвидов этого животного

Наверное, нет на свете школьника, который не любил бы каникулы

После Пушкина появилось бессчетное количество новых слов и оборотов, которые обогатили наш язык

Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра

Все, кто приехал на фестиваль, приняли в нем активное участие

Где использовать? Факультативный курс

Ресурсы для создания заданий кейса:

1.Материалы ФИПИ

2.Егораева

3.

 

 

С начала учебного года разработала несколько уроков в 10 классе:

« Акцентология. Акцентологические нормы», «Способы словообразования»,

« Изобразительно-выразительные средства языка», «Морфологические и синтаксические нормы».

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.( слайд №7)

Под модулем понимаем целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержаниеИными словами – это план учебной деятельности ученика, который составляется учителем. Учитель в данном случае проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. На модуль нужно смотреть глазами учащегося и с позиций его деятельности – что нужно сделать, чтобы научиться?

Модуль – это методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности школьника на данном уроке, а также учебные задания и рекомендации по их выполнению.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

Главное – это разработка модульной программы. Надо  видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие. (слайд №8)

При планировании изучения той или иной темы  прорабатывается весь учебный материал, формулируется комплексная дидактическую цель (КДЦ).  Из нее выделяется интегрирующая дидактическую цель (ИДЦ) для каждого отдельного урока (модуля).Однако в модули входят крупные блоки содержания учебного предмета, поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы

( УЭ). Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.

   2.   Организация и проведение модульных уроков

Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа:

  • Тщательно проработать учебный материал каждого урока .
  • Выделить главные основополагающие идеи.
  • Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить...
  • Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
  • Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты...
  • Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
  • Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.

   Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта (тест) урока. Она включает в себя:

- целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке);

- содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса;

- руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы);

- указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке;

- блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков;

- самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчёте заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объёма материала и на каждом уроке может быть разным;

- рефлексия даёт возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворённость или неудовлетворённость самим собой.

Технологическая карта — особая форма планирования учебного материала. Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.

 

   Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и даёт алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов. Всё это позволяет учащимся работать не только в классе под руководством учителя, но и самостоятельно

Каждый учебный элемент снабжён необходимыми рекомендациями: указывается примерное время, отведённое на выполнение заданий, формы работы, способ проверки.

Структура модуля: (УЭ)

1.Номер учебного элемента  

2.Название учебного элемента.

3.Цели и задачи формулируются для ребёнка.  

4.Управление обучением (содержание, формы, методы).    

5.Рекомендации (Как сделать?)       

6.Время работы.

7.Оценивание. Оцени работу по эталону, ключу. Взаимопроверка.

8. Рефлексия.

 

Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие: УЭ-0 — Организационный блок определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1 —"Входной" блок. Контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы. Тестовая проверка, таблицы, работа с терминами, со схемами, рисунками, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний по теме. Пояснения к учебному материалу. Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе. УЭ - n — включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих). Количество блоков (УЭ) зависит от типа урока, темы и содержания.

Важно осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

На модульных уроках можно использовать различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем учителя или учащихся), групповую, парную, индивидуальную (с самопроверкой и взаимопроверкой), а также их сочетание. В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: ученикам в некоторых УЭ предлагаются задания разного уровня сложности.

 

Как оцениваю работу учащихся?

В модульной технологии оцениваю выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех. Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание  представляю таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали.

У каждого учащегося есть памятка:

1.Помни, что работу на уроке необходимо начинать с осознанного восприятия цели.

2.Внимательно читай каждое задание. Выполняя задание, покажи все свои знания. Не спеши задавать вопросы учителю, думай:

3.У тебя есть право получить консультацию учителя, товарища или в учебнике. Используй это право!

4.Каждое задание подлежит проверке сразу после выполнения.

5.Прочитай внимательно, кто должен осуществить проверку:

Проверь себя по карточке, которая находится у учителя.

Проверку выполнит учитель после урока.

Проверку осуществляет помощник-консультант.

6.Если проверку осуществляешь ты, то помни о критериях выставления оценки: все верно - "5

ответ верный, но неполный или 1-2 ошибки- "4"

ответ верный наполовину или 3 ошибки- "3

ответ неверный или 4-5 ошибок "2"

 

ЛИСТ УЧЁТА КОНТРОЛЯ

 

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.      

Считаю, что модульное обучение, несомненно, имеет свои  преимущества перед другими методами обучения.

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости: сорок пять минут напряжённой работы.

4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

7. Осуществляется дифференцированный подход в обучении;

8.Эта технология даёт возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах).

 

Проблемы блочно-модульного обучения.

 Говоря об эффективности блочно-модульного обучения на уроках русского языка, нельзя не сказать и о некоторых его недостатках.

1.Прежде всего, использование данного метода требует психологической переориентации самого учителя: он должен принять новую систему профессиональных ценностей. Развитие ученика – главная цель его работы, а содержание предмета – средство, помогающее достичь ее. Кроме того, проблемы возникают, если учитель владеет небольшим количеством приемов и техник организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

2.Следующая проблема блочно-модульного обучения заключается в высокой трудоемкости его применения. Учителю приходится разрабатывать весь  методический, дидактический и контрольно-оценочный материал на разных уровнях, готовить маршрутные карты учащихся и т.д.

3.Отсутствие дидактического обеспечения, необходимость самому учителю подбирать материал и составлять задания разных уровней сложности, изготавливать раздаточный материал, тестовые задания, разрабатывать модули к урокам. Это требует больших затрат времени;

4. Разный уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, т.к. многие ученики не умеют самостоятельно работать.

5.Слабо разработана технология оценивания достижений учащихся. Возникает следующая ситуация: ученики осваивают учебный материал на разном уровне сложности. За то же самое время одни успевают качественно овладеть только базовым уровнем, а другие кроме этого выполняют еще творческую работу. Как в таком случае оценивать? За репродуктивную деятельность одинаково как и за продуктивную? Нами же освоение базового уровня оценивается как «удовлетворительно», повышенного – «хорошо», творческого – «отлично».  

Блочно-модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность учителю повышать  уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»

Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ с использованием элементов блочно-модульной технологии по теме «Признаки параллельности прямых»

Основными преимуществами модульной системы обучения являются изменение форм общения учителя с учащимися и самостоятельность учащихся в достижении целей обучения. В модуле учитель формулирует для...

Корнеева Валентина Николаевна. «Использование элементов блочно – модульной технологии при изучении органической химии» (Из опыта работы)

Несколько лет  искала способ, позволяющий увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, и окончательно убедилась в правильности выбора, используя элементы блочно- модульной технологии ...

МИНИ-ПРОЕКТ Использование элементов технологии «БиС» при подготовке к ЕНТ по русскому языку

Минипроект подготовлен как зачетная работа  по итогам курсов переподготовки учителей русского языка и литературы. Составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода работам, пр...

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью ОГЭ).

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку (работа над тестовой частью  ОГЭ)....